«Если собака кусает человека, это не новость,
новость — если человек кусает собаку»
Чарлз Андерсон Дейна, издатель газеты «Нью-Йорк сан»

Как написать новость

  

    Основные правила

    Существует стандартный набор вопросов, ответы на которые должны содержать «жесткие» новости: Кто? Где? Когда? Как? Из-за чего или зачем, с какой целью? И что сделано? Или другой «комплект»: Что произошло? С кем? Когда? Где? И по какой причине? Или третий «комплект»: Где и когда случилось то-то и то-то? Кто принимал участие? Как? Из-за чего?

     «Комплектов» — множество, поскольку шесть ответов на шесть вопросов могут быть расположены в разной последовательности, группируясь вокруг главного. Это главное может быть выделено словом «именно» ( «что именно» произошло, или «кто именно» совершил действие или оказался жертвою обстоятельств, или «как именно» было что-то  сделано. Для новостей на завтра — «где и когда именно» следует ожидать события).

    Отсюда рекомендация: строить краткое сообщение по убывающему интересу, как «перевернутую пирамиду».

Принцип «перевернутой пирамиды» в новостях

 

1. Лид-резюме (основанный на самых свежих фактах) – 1 абзац
2. Важность, уникальность – 1-2 абзаца
3. Почему это произошло – 1-2 абзаца
4. Последствия новости (что это значит для…) – 1-3 абзаца
5. Цена вопроса — 1 абзац
6. Предыстория — 1-2 абзаца
7. Что будет дальше — 1-2 абзаца
8. Справочная информация — 1-2 абзаца

Новость должна быть:

    а. Четкой. Сообщение должно отвечать на шесть основных вопросов (Что произошло? Кто участники? Когда это произошло? Где это произошло? Как это произошло? Что будет потом?)

    б. Ясной. Сообщение должно быть понятно всем. Если есть упоминание о человеке, то необходимо указать его должность. Также желательна ссылка на источник информации.

    в. Легкочитаемой. Ненужная «общая информация», комментарий или описание не должны задерживать поток текста. Долой лишние имена, титулы, географические названия. Можно избавиться от некоторых цифр и цитат и, конечно же, надо стараться не употреблять одно и то же слово дважды.

    Новость должна быть ясна читателю. Порой вместо ограничения новости, напротив, требуется ее расширение. В погоне за краткостью нельзя забывать о внятности первой фразы. Часть существенных сведений можно перекинуть в следующий абзац. Непосредственно за лидом можно дать пояснение к нему. Необходимость дополнительных сведений, проясняющих смысл новости, определяется понятием «исчерпывающая краткость».

Самопроверка:

    1. Уплотнение и упрощение. Борьба с ненужными подробностями, размывающими текст, упрощение терминов и статистики, сокращение деталей, захваченных по привычке, в устойчивом словосочетании. Замена слов на простые и точные делает текст выразительнее и понятнее.

    2. Проверка на ясность. Важно убедиться, что достигнута исчерпывающая краткость, то есть сказано все главное и не искажен смысл события. Избегая повторов и бесполезных деталей, надо отнестись со вниманием к «нужным длиннотам». Ясность и краткость зависят от успешной борьбы со штампами, невнятицей, монотонностью, усредненными, ничего не говорящими словами.

    3. Проверка скрыто оценочной стороны новости. Сложность правки связана и с чуткостью автора к возникшим в его тексте акцентам. Например, с вводом скрытого комментария ( «всего», «несмотря на», «хотя», «но»). Неверная расстановка акцентов средствами скрытого комментария — это вероятность нежелательной эмоциональной реакции читателя. Особенно «выпирающие», «указующие» фрагменты надо переписывать. Ведь эффект кратких сообщений — это эффект «самоочевидности» новости.

    4. Проверка лида. Важно начинать со слов, возбуждающих интерес читателя. Формулировка конкретного итога — в жесткой новости: кто именно, что именно, как именно. И интригующее начало — в «мягкой» новости.