Ничья земля. Когда Сургут забудет словосочетание "бесхозный проезд", а поход в школу и поликлинику перестанет быть испытанием?

18:49 24.03.2017 Общество 5016 просмотров

    Ну и доколе? Очередная история, произошедшая в одном из сургутских дворов, вызвала бурю негодования. Спасшемуся из пожара 60-летнему пенсионеру с обожжёнными руками пришлось через весь двор бежать до машины скорой помощи босиком. Неотложка не могла проехать из-за заставленных автомобилей. В итоге, водителю пришлось остановиться за несколько десятков метров от подъезда. На первый взгляд, причина очевидна. Жители сами пренебрегают своей безопасностью, оставляя как попало транспорт возле домов. С другой стороны, в Сургуте немногие придомовые территории находятся, да и обслуживаются должным образом — чтобы и стоянка для машин была, и при этом пройти и проехать можно было нормально.

    Несмотря на объявленную две недели назад акцию с бесплатной приемкой снега на полигоны, многие дворы и проезды по-прежнему никто не убирал. В ряде управляющих компаний посчитали — дешевле будет дождаться весенней оттепели. Ну а жители? Жители уж как-нибудь   перетерпят пару месяцев. На этом фоне, когда бардак становится уже чем-то   неоправданно привычным, мы все задаемся естественным вопросом — кто за это ответит или хотя бы наконец-то порядок наведет?

    Ответ сургутской мэрии на это также пришелся на эту неделю. С поста начальника контрольного управления уволен Владимир Яремаченко. То есть, по сути, руководитель одного из ключевых подразделений администрации, в обязанности которого как раз входит следить за соблюдением порядка в городе. Функции этой структуры — надзор за соблюдением правил благоустройства, земельный, лесной и жилищный контроль. Проще говоря, управление следило за тем, как вывозят из дворов снег, законно или нет расположены на той или иной территории ларьки или шашлычные. За несколько лет работы этого подразделения ни одна проблема полностью не исчезла. Зачем тогда, спрашивается, такая работа вообще нужна? Не раз задавались этим вопросом и местные депутаты.

    Что мы видели в последние несколько лет, нас не устраивает. Мы формулировали конкретные вопросы, что нас не устраивает. К сожалению, внятной позиции, что нужно сделать, чтобы ситуацию переломить мы не услышали.

    Если сменился контрольный руководитель управления, значит, глава города понимает, что нужно что-то   изменять, безусловно. Наверняка, анализ деятельности контрольного управления он сделал. Конечно, нужно поработать, что сейчас гадать на картах? И потом, от смены руководителей не меняется профессионализм подчинённых.

    Почти об этом же накануне говорил и сам Владимир Яремаченко. В интервью нашим журналистам он сообщил, что считает свое увольнение незаконным, но, самое главное, несправедливым. Как уверяет бывший руководитель контрольного управления, со своими прямыми обязанностями — выявлять и предписания выдавать — подразделение справлялось в полном объеме. А неоправданные ожидания депутатов в очередной раз говорят только об одном — об отсутствии взаимодействия внутри самой администрации.

     «Просто удобно, наверное, сделать из кого-то жупел. Сказать, что виноват конкретный человек или конкретное управление, и на этом, собственно говоря, умыть руки. Ну а в целом для того, чтобы что-то     изменилось, всему городу работать надо, в том числе и органам госвласти, от которых добиться ответа практически невозможно. Сами понимаете, контрольное управление — это не школа Хогвартс, там не волшебники работают. А работать для того, чтобы город стал лучше, должна, во-первых, вся администрация, чтобы каждый выполнял свою задачу поставленную. Департамент городского хозяйства, департамент архитектуры. Если смена руководства управления изменит системное взаимодействие между органами администрации, потом администрацией города и органами государственной власти, которые обязаны исполнять свои полномочия и не исполняют, то, наверное, да, но, в целом, я вам говорю, что это практически невозможно. Это задача не начальника управления, это уровень гораздо выше», — обозначил свою точку зрения Владимир Яремаченко.

    А что же выше? Выше управления только департаменты и заместители главы, которые курируют те или иные направления и которым вроде бы должна быть очевидна полная картина — какие проблемы и как их надо решать. Но не тут-то было. И без контрольного управления в Сургуте надзорных органов хватает — они так же точно выявляют нарушения и выдают предписания их исправить. Вот только как именно — уже не их проблемы, и не за это они зарплату получают.

    Ярким примером этого служит история с внутриквартальными проездами. Во время проверки готовности образовательных учреждений к будущему году прокуратура сделала ряд серьёзных замечаний по поводу безопасности дорожно-транспортной сети прилегающей к садам и школам. Об этом директор департамента образования Татьяна Османкина рассказала на прошедшем накануне заседании думы города.

     «Мы действительно констатируем, что участники нашего образовательного процесса ежедневно практически по пути следования к нашим школам и садам сталкиваются с проблемами неудовлетворительного состояния дорожных покрытий, таких объектов 15, отсутствием тротуаров, отсутствием или недостаточным освещением внутриквартальных территорий, таких объектов также 15. Прилегающих к образовательным учреждениям объектов, которые создают проблему подъезда к нашим образовательным организациям, таких большая часть», — сообщила Татьяна Османкина.

    То есть, выявить проблему — выявили, признать — признали. А теперь главный вопрос — кто это и как исправлять будет? Не учителя же с воспитателями. Подъезды к школам они не проектировали, не строили и на баланс не принимали. А те, кто проектировал, строил и принимал сами школы, точно так же разводят руками. Мол, какие такие проезды и подъезды? Городу они не принадлежат, являются бесхозными, а значит, и заниматься ими никто не обязан. Но как это вообще возможно, чтобы на территории современного города, с 400-летней историей что-то   оказывалось ничейным?

    Вот так, как говорится с горем пополам сотни родителей каждое утро ведут детей в близлежащие садики и гимназию. Этот участок Кайдалова, пожалуй, один из самых известных в городе проездов, где зимой сугробы по колено, летом — огромные ямы.

     «У нас нет тротуаров, люди из дома идут с колясками, они не могут пройти, это нужно подойти к Кайдалова, 28. Тротуара нет, как подойти на эту территорию? Почему бы не срезать эту зону? Просили, чтобы эту территорию всю почистили, вот всё так и стоит на месте», — рассказала жительница дома №28 на набережной Ивана Кайдалова Лариса Гарус.

    С непосредственными подъездами к школам и детским садам точно такая же история. Поход в образовательные учреждения — то ещё удовольствие! Лёд, грязь и бесконечные лужи там давно уже стали делом привычным. Таких территорий в городе порядка 70, это не только образовательные объекты, но и медицинские. По словам чиновников, ещё в 2015 году была проведена инвентаризация. Подъезды пересчитали и включили в строчку муниципального содержания.

     «Дальше содержания мы пойти не можем, всё-таки они без хозяина, и бюджетный кодекс не позволяет тратить капитальные вложения на данные объекты. Когда у нас проектируется детский сад или школа, почему-то никто не думает при планировке о путях подхода, подъезда к данным учреждениям. Но это не в компетенции департамента городского хозяйства, мы эти проекты не рассматриваем, то есть, здесь мы можем только сочувствовать родителям, детям», — прокомментировал директор департамента городского хозяйства администрации Сургута Константин Карпеткин.

    По большому счёту, сочувствовать надо всему городу, который ежегодно то в снегу утопает, то в грязи тонет. В этот раз даже муниципальные акции по бесплатной приёмке снега на полигонах не помогли. Вместо запланированных 35 000 кубов снега вывезено было на треть меньше. Он остался таять как во дворах, так и на частных территориях — у банков и автосалонов. При этом ответственность за всё это хозяйство никто не несёт. Хотя обвинения и объяснения периодически звучат. Где-то управляющая компания виновата, где-то   тот же проезд вдруг становится пожарным и ездить там запрещают, а бывает и так, что территория, которой пользовались много лет, вдруг перестаёт соответствовать нормам, требованиям и ГОСТам.

     «То есть, дороги или проезды не соответствуют определённым ГОСТам, тогда мы говорим: вы приведите в соответствие, а потом передавайте, а не так, что передали на содержание дорогу, которая не обустроена тротуаром или ещё чем-либо   . Но застройщик свою функцию выполнил, микрорайон застроил, садик построил, ушёл, деньги заработал. Дальше свои обязательства исполнять не хочет, считаю, что здесь должен быть и какой-то контроль со стороны органов архитектуры, в том числе, за данными действиями», — отметил Константин Карпеткин.

    А в органах архитектуры, в свою очередь, легко могут упрекнуть коммунальщиков, мол, мы свою работу выполнили, дальше дело ваше — содержите! В итоге кто за что отвечает и кто должен решать ту или иную проблему — вопрос, как говорится, на засыпку. Один из показательных примеров — бесконечные ларёчные войны в Сургуте, хотя войнами происходящее вокруг киосков назвать можно с большой натяжкой. Торговые павильоны появляются в городских микрорайонах как по мановению волшебной палочки. Захотел — поставил и зарабатывай! И неважно, мешает он кому-то   , вписывается ли в архитектурный облик города или представляет угрозу для окружающих.

     «Ларьки у нас в подавляющем большинстве находятся на придомовой территории, придомовая территория — это сфера ответственности жильцов многоквартирных домов. Владельцы этих ларьков в подавляющем большинстве уже неоднократно оштрафованы контрольным управлением также за нарушение правил благоустройства, но на этом полномочия наши заканчиваются, рекламные конструкции были, есть и до настоящего времени, видимо, будут полномочиями департамента архитектуры», — сказал экс-начальник контрольного управления администрации Сургута Владимир Яремаченко.

    Такой вот круговорот проблем в отдельно взятом муниципалитете. Поиски крайних всегда проходят активно, только в процессе этих самых поисков решения проблем закономерно не появляется.

     «Я понимаю, что вся эта проблематика, конечно, не связана с полномочиями департамента городского хозяйства или департамента образования, это межведомственная проблема. Об неё мы снова спотыкаемся. Вот был сайт безопасного детства, который, я так понимаю, благополучно умер, потому что проблемы, которые там обозначали жители, они требовали исключительно межведомственного подхода. Что-то должны были сделать в полиции, что-то       в городском хозяйстве, управляющих компаниях и так далее, но этого не случилось», — отметила депутат думы Сургута Вероника Чубенко.

    Всё это напоминает знаменитую басню Крылова про лебедя щуку и рака. Только в случае с Сургутом никто в свою сторону лямку не тянет, скорее, рад бы товарищу передать, с которым согласия нет.

    Когда в товарищах согласья нет, то при любых стараниях каждого из них меняться, по сути, ничего не будет. Пример с прошлой недели, когда мы освятили проблему новой поликлиники, открывшейся на улице Киртбая. Там точно так же, как и в случае с садами и школами, объект приняли, открыли, а нормальных подъездов и даже проходов к нему не сделали. Проблему чиновники увидели, но спустя неделю ее никто даже не попытался минимизировать. Пациенты поликлиники по-прежнему стараются не угодить под колеса, пробираясь к медикам сквозь плотный поток автомобилей, а жители поселка в 37 микрорайоне все так же стоят в пробках.

     «Утром муж отвозит детей в сад, сад находится вот здесь, мы стоим полчаса в пробке. То есть, нам приходится выезжать в 7 часов отсюда, чтобы не стоять. Все на сдачу анализов приезжают Дети у меня тоже выходят, вот последняя неделя, выходили раньше 6.45 на остановку, чтобы попасть на ЖД-вокзал в школу. Тоже выходили раньше, потому что невозможно, пройти нельзя вообще никак», — рассказала жительница поселка в 37 микрорайоне Оксана.

    Когда организации нормальной нет, жители, как правило, умеют организовываться сами. Стихийно. Тропинку протопчут, лаз в заборе проделают, да и мусорку, где надо, тоже устроят. И попробуй потом докажи, что они не правы.

    Для примера. Единственное, что поменялось на улице Киртбая, так это появившийся рядом с поликлиникой незаконный рынок. Точнее будет сказать, организованно переехавший вслед за медиками с прошлого адреса на новое место. При этом уличные торговцы точно так же недовольны отсутствием благоустроенной территории возле медицинского объекта. Тротуара нормального нет, деревьев тоже не посадили — мол, неудобно товар лицом показать. А на то, что все это и есть неприглядное лицо города, им по-прежнему наплевать. Впрочем, видимо, не только им.

— А это что такое?

— Это платье, для вас нормально будет. Подешевле могу.

— Сколько оно стоит?

— Тысячу рублей.

    Рынок по улице Киртбая возник совсем недавно. Стихийную торговлю организовал дружный коллектив продавцов. Они вместе со своим товаром переехали с Набережного проспекта вслед за поликлиникой »Нефтяник». Там на протяжении 20 лет предприниматели довольно успешно вели торговлю за счет соседства с медучреждением. Камеры эти бизнесвумен стесняются, поэтому снимаем издалека.

— То есть, куда поликлиника, туда и вы?

— Туда же, да. Там уже никто не ходит, только флюорография осталась. Колготки вот есть на вас хорошие.

    В отличие от докторов поликлиники »Нефтяник» предпринимательницы говорят, что им на новом месте не очень нравится. Теперь приходится на словах объяснять покупателям все достоинства товара, ведь, в отличии от Набережного проспекта, на Киртбая нет деревьев, которые так удачно заменяли продавцам манекены и витрины, и красивую гирлянду из нижнего белья уже не устроить.

— Да, там деревья были. Ну здесь, с другой стороны, у вас обзор, вас видят.

— Вот именно, видят!

— А?

— Именно, видят, говорю.

— Гоняют?

— Нет, не гоняют, просто…

    Но есть важная причина мириться с неудобствами. Проходимость на новом месте такая, о которой небольшим торговым центрам можно только мечтать. Дорога, где расположился торговый ряд, единственная между автобусной остановкой и поликлиникой. Медучреждение рассчитано на 700 пациентов в день, приходят сюда наверняка еще больше. И ведь всё это — потенциальные покупатели!  

— Мне мелочь надо, я что-то      возьму. Удобно, да, если мне одна вещь нужна, зачем я пойду в магазин? Я сейчас посмотрела пинетки.

— В магазине там лежит желтое все. Честно. Чисто зелень. А тут свежее все.

— Ну, кому-то      удобно.

— А вы сами покупаете?

— Носочки разве только, а так нет.

    В Сургуте современная архитектура и ландшафтный дизайн легко уживается с рынками времен перестройки. Администрация города, судя по масштабам стихийной торговли, повлиять на ситуацию не может. Неоднократные попытки властей и полиции разогнать уличных торговцев почему-то так и не увенчались успехом.

    Стоимость квадратного метра в этом доме — от 70 тысяч и выше. Это так называемый комфорт-класс. Малоэтажная застройка, хорошая планировка, парковка — в общем, всё, что нужно для максимально удобной жизни в городе. Ну и, самое главное, — незабываемый вид из окна! Такой вот он, Сургут 21 века!

Виталий Щербаков

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ