Барьеры безбарьерности. Жалобы инвалидов на трудности при посещении учреждений культуры в Сургуте заинтересовали прокуратуру
По жалобам инвалидов сургутская прокуратура начала проверку художественного музея на предмет его доступности для людей с ограниченными физическими возможностями. Решение будет вынесено до конца ноября. Кроме того, в прокуратуре заинтересовались скандальной историей, ставшей достоянием общественности и активно обсуждаемой в социальных сетях, причем не только сургутянами. Открытое письмо Рады Борзовой, инвалида 1 группы, о том, с каким трудом она попала в сургутскую филармонию на концерт Димы Билана, вызвало большой резонанс. Как живется людям с ограниченными возможностями в одном из самых комфортных городов страны?
В четырех стенах Рада проводит большую часть своей жизни, из-за редкой и тяжелой болезни девушка почти полностью обездвижена. На концерт Димы Билана собралась, чтобы развеяться и, как говориться, глотнуть свежего воздуха. Но вместо того, чтобы думать о наряде и прическе, Раде пришлось решать организационные вопросы. В филармонии сказали — с представителями артиста ей придется договариваться самой. Концертный директор Димы Билана действительно пообещал ей место в зале, причем бесплатно. Но вот для филармонии её намечающийся визит стал неожиданностью.
» «А вы нас не предупредили, а мест нет, вас ставить некуда». Я говорю: «Ольга Владимировна, вы же мне сказали, что нужно договариваться с организаторами». Она говорит: «Не знаю, нам никакой информации от вас не поступало, и кто вас будет встречать, я не знаю, пусть вас этот Бушуев и встречает»», — рассказывает Рада Борзова.
На концерт Рада попала, но до последнего момента не могла понять, пустят ее в зал или нет. К приему инвалидов-колясочников в филармонии оказались не готовы, ведь для этого нужно убрать несколько кресел и освободить место под коляску. В администрации учреждения говорят — организаторы концерта Билана заранее такой заявки не сделали.
«Этот вопрос снят навсегда- никто не договаривается непосредственно с каким-то сторонним организатором. Мы берем на себя эту работу. Всё. Из-за этого случилось, вероятно, вот это недоразумение: одни сказали — приезжайте, но не сообщили агентам своим», — пояснил директор сургутской филармонии, председатель городской ассоциации родителей детей-инвалидов Яков Черняк.
Директор филармонии Яков Ченяк, который, кстати, возглавляет в городе ассоциацию родителей детей-инвалидов и с их проблемами знаком не понаслышке, говорит, что даже благодарен этой ситуации: когда проблема очевидна, ее проще решать. Ведь если за свои мероприятия учреждение ручается, то вот подход к организации гастрольных концертов, когда хозяином зала полностью становится сторонний арендатор, нужно пересмотреть.
«Нам нужно вместе проработать некие изменения в контрактах с этими сторонними организациями. Здесь нужны определенные уточнения технологий и алгоритма спокойного посещения, будем так говорить, в том числе и учреждений культуры. Я вижу эту проблему намного шире», — сказал Яков Черняк.
И проблема, действительно, намного шире. До той самой безбарьерности социальным объектам в Сургуте еще далеко. Даже новые учреждения, в которых, казалось бы, должны быть соблюдены все требования закона по этой части, по словам самих инвалидов, у нас спокойно принимают в эксплуатацию с нарушениями.
«Вот у нас сейчас принят объект, детская школа искусств на ЖД, который на сто процентов не соответствует требованиям по доступности для инвалидов. Вообще не соответствует. И паспорт, который сейчас разрабатывается данному учреждению,- объект временно не доступен. В том же санузле отсутствует поручень, и куча-куча прочих вещей», — отметил член рабочей группы по паспортизации объектов социальной инфраструктуры при администрации Сургута Сергей Филатов.
Не готовы к визитам инвалидов и городские бассейны. Группа родителей детей с тяжелыми заболеваниями недавно пригласила в Сургут специалистов по аквареабилитации. Но вот найти бассейн для этих занятий оказалось большой проблемой — ни одна муниципальная площадка инвалидов не приняла, в итоге договориться смогли только с частным медицинским центром. Причем бесплатно.
«В последний момент, не буду называть, но одно учреждение нам дало согласие — они согласились нас принять, принять наших детей. За деньги. Муниципальное учреждение. Но в последний момент, вечером, когда наши инструкторы уже стояли с чемоданами и готовы были лечить наших детей, они нам отказали», — рассказала мама ребенка-инвалида Кристина Белоусова.
«Мы готовы были платить, мы обращались с просьбами к администрациям бассейна, но, к сожалению, они мотивировали отказ занятостью, загруженностью площадей, карантинами», — добавила мама ребенка-инвалида Галина Владимирова.
Так же, как для всех этих семей, для семьи Рады Борзовой что ни день, то сплошная полоса непреодолимых препятствий. Причем не только физических. Упираться в бюрократические барьеры и натыкаться на стены непонимания — обычное дело. Так что безбарьерная среда для них заканчивается сразу за дверями собственных квартир.
Светлана Славкина
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале