Результаты IT-форума стран БРИКС и ШОС: принята Ханты-Мансийская декларация. ТЕКСТ
По итогам конференции «Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства», прошедшей в июне в столице Югры в рамках восьмого международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС, принята Ханты-Мансийская декларация. Напомним, эта конференция прошла под эгидой ЮНЕСКО и стала первым в мире мероприятием, посвященным этой проблематике. Как сообщает пресс-служба губернатора Югры, конференцию посетили представители 29 субъектов РФ, а также гости из 48 стран мира. Участники, среди которых были и губернатор Югры Наталья Комарова, министр коммуникаций ЮАР Фейт Мутхамби, заместитель председателя Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Евгений Кузьмин, высказали более сотни предложений и идей, которые затем обсуждали и на Петербургском международном экономическом форуме. В частности, о международном партнерстве в телемедицине на форуме говорил заместитель председателя Правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович. Эти предложения вошли и в Ханты-Мансийскую декларацию. Публикуем ее текст полностью:
1. Сегодня во многих странах мира получает признание и распространение доктрина открытого правительства, в основе которой лежат принципы усиления прозрачности, подотчетности и активного участия граждан в государственном управлении. Открытое правительство как воплощение концепции демократии повышает эффективность управления. Оно предполагает использование информационных и коммуникационных технологий, которые обеспечивают инструменты и механизмы для двустороннего взаимодействия различных заинтересованных сторон – правительств, граждан и институтов гражданского общества, представителей деловой сферы, промышленности, научного сообщества и пр.
2. Взаимодействие заинтересованных сторон требует наличия соответствующих навыков и умений, в частности способности искать надежную информацию и получать доступ к ней, критически ее оценивать и использовать, создавать и сохранять информацию и знания, а также обмениваться ими с использованием различных каналов, форматов и платформ. Чтобы это взаимодействие было эффективным и плодотворным, оно должно опираться на достоверность правительственной информации; взаимное уважение и соблюдение этических норм; принципы конфиденциальности и безопасности. Основной целью при этом должно быть обеспечение благополучия каждого гражданина и общества в целом.
3. Эти комплексные компетенции и установки являются частью экосистемы грамотности, которая получила название «медийно-информационная грамотность». Взаимосвязь между медийно-информационной грамотностью и эффективностью открытого правительства до сих пор не была четко выделена в международной повестке дня.
4. Международная конференция «Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства» состоялась 6–10 июня 2016 г. в Ханты-Мансийске (Российская Федерация). Целями этого первого в истории международного форума по данной тематике являлись:
1) определение концептуальных основ формирования культуры открытых правительств;
2) обмен передовым опытом и методиками различных стран в области открытого правительства;
3) обсуждение возможностей содействия функционированию открытых правительств или повышения его эффективности за счет формирования медийно-информационных компетенций у различных заинтересованных сторон;
4) содействие принятию образовательных программ в области медийно-информационной грамотности как обязательного требования при формировании открытого правительства.
5. Организаторами конференции выступили Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества при активном участии и поддержке Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и нефтяной компании ЛУКОЙЛ. В конференции приняли участие более ста ученых, политиков, дипломатов, журналистов, преподавателей, представителей органов власти, институтов гражданского общества и частного сектора из 45 стран.
6. В своей работе конференция опиралась на определение медийно-информационной грамотности, сформулированное в Московской декларации о медиа- и информационной грамотности (2012 г.): «Медиа- и информационная грамотность – это совокупность знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека».
7. Конференция также исходила из понимания феномена открытого правительства как инструмента:
- повышения прозрачности и подотчётности государственного управления и удовлетворённости граждан качеством государственного управления;
- расширения возможностей непосредственного участия граждан в государственном планировании и в процессах разработки решений, принимаемых органами власти;
- качественного изменения уровня открытости органов власти;
- эффективного и продуктивного гражданского контроля за деятельностью органов власти.
8. Участники конференции пришли к следующим выводам:
а) медийно-информационная грамотность является неотъемлемым условием построения и обеспечения стабильного функционирования открытого правительства;
б) медийно-информационная грамотность содействует достижению следующих провозглашенных ООН Целей устойчивого развития на период до 2030 г.: 16.5. Значительно сократить масштабы коррупции и взяточничества во всех их формах; 16.6. Создать эффективные, подотчетные и прозрачные учреждения на всех уровнях; 16.7. Обеспечить гибкий, всеохватный, широкий и представительный процесс принятия решений на всех уровнях; 16.10. Обеспечить доступ общественности к информации и защиту основных свобод в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями;
в) деятельность по освоению медийно-информационной грамотности как составляющая процесса образования на протяжении всей жизни должна охватывать все сектора и группы населения;
г) необходимо уделять отдельное внимание медийно-информационной подготовке работников правительственных структур и учреждений, отвечающих за обеспечение открытости власти;
д) открытое правительство – в качестве нового элемента демократии и нового этапа развития электронного правительства – должно рассматриваться не просто как набор цифровых открытых данных и государственных электронных услуг, а в более широком контексте; при этом в ходе анализа и осмысления возможностей использования медийно-информационной грамотности для совершенствования функционирования открытого правительства следует опираться на уже имеющиеся знания и опыт в области электронного правительства и электронного гражданства;
е) специалисты и ученые в области медийно-информационной грамотности должны быть непосредственно вовлечены в процессы, связанные с выработкой теории и практики открытого правительства.
9. Принимая во внимание вышесказанное, участники Международной конференции «Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства» обращаются к правительствам государств, организациям системы ООН (в частности, ЮНЕСКО), заинтересованным межправительственным и общественным организациям, профессиональным ассоциациям и учреждениям образования, науки, культуры, социальным институтам, СМИ, сетевым объединениям, представителям коммерческого сектора и индустрии с призывом:
а) признать, что медийно-информационная грамотность имеет основополагающее значение для обеспечения открытости власти и формирования культуры открытого правительства;
б) включить разработку стандартов медийно-информационной грамотности, ее инструментов и систем оценки в число приоритетных направлений национальной политики в области образования, культуры, информации и СМИ;
в) вовлекать экспертов в области медийно-информационной грамотности в процессы формирования открытых правительств;
г) обеспечивать поддержку учреждениям и организациям (в том числе сетевым), занимающимся вопросами медийно-информационной грамотности в контексте открытого правительства, и выделять необходимые средства на развитие этой сферы.
10. Данный документ был разработан совместными усилиями представителей Азербайджана, Албании, Андорры, Аргентины, Армении, Бенина, Бразилии, Венгрии, Венесуэлы, Вьетнама, Гаити, Гондураса, Демократической Республики Конго, Египта, Зимбабве, Израиля, Индии, Ирана, Италии, Казахстана, Кении, Китая, Колумбии, Кыргызстана, Латвии, Ливана, Македонии, Марокко, Мексики, Молдовы, Нидерландов, Нигерии, Норвегии, Палестины, Парагвая, России, Румынии, Сенегала, Таиланда, Узбекистана, Филиппин, Финляндии, Франции, Чехии и Южно-Африканской Республики.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале