И город встал. Поможет ли сургутским пробкам «дорожный менеджер»?

18:53 18.12.2015 Общество 5319 просмотров

    Огненная колесница! Так шутливо сургутяне окрестили горящий мусоровоз, ради тушения которого в четверг пришлось перекрывать участок дороги на улице Энгельса. Правда, всем автомобилистам, которые оказались во время перекрытия в этой части города, было не до шуток. Пока пожарные ликвидировали возгорание, многим водителям пришлось изрядно постоять в пробке. И практически тут же, по цепочке, этот небольшой инцидент дал о себе знать и в других частях города.

    Смотрите. Вот небольшой участок между магазином «Сибирь» и филармонией. Энгельса — не самая главная улица города. Но буквально 3-5 минут, и дорога становится заполненной до улицы Энергетиков. Еще через минуты три пробка уже на самой Энергетиков, а также на Университетской. С другой стороны потоки вынуждены перестраиваться по Гагарина, Республики, а кроме того, сложности возникают и на участке Энгельса, которая идет до Югорского тракта. Из-за этого дороги в этих направлениях мгновенно перегружаются. А это, в свою очередь, и отражается дальше на всех остальных сургутских улицах. В большей или меньшей степени.

    Надо отметить, что все произошло в месте сосредоточения городских административных зданий и в районе 9 часов утра — в то время, которое не называется часом пик, и пробок на дорогах практически не бывает. А что было бы, если мусоровоз загорелся часом раньше? Вероятно, не только сургутские чиновники опоздали бы на работу.

    Эта ситуация в очередной раз дала понять — дорожный каркас Сургута пока еще к коллапсу не приводит, но загружен до предела. Все на грани. Любой, даже самый маленький, транспортный инцидент на городских улицах автоматически приводит к появлению заторов. В теории, все это довольно просто решается. Строятся дополнительные развязки, путепроводы, расширяются существующие дороги. Но применить к сургутским реалиям все это невозможно. Потому что денег на это нет. И вряд ли в ближайшее время будут. Основные бюджетные приоритеты сегодня явно другие. А тут еще и нефть на мировых биржах продается уже по 35 долларов за баррель. При том, что окружной бюджет следующего года сформирован, исходя из стоимости углеводородов в 50 долларов.

    Так что остается рассчитывать лишь на собственные силы. И надо отдать должное городу, он всеми силами и пытается как раз минимизировать пробки. Это заметно, например, в организации дорожных работ. Колонны снегоуборочной техники на улицах Сургута появляются обычно поздним вечером, чтобы в часы пик не усиливать и без того напряженный трафик. На определенных участках дорог специалистам удалось настроить даже зеленую волну. Речь идет, например, об улицах Киртбая, Показаньева и Маяковского. Есть у местной администрации еще ряд идей относительно разгрузки дорог. Все это хоть и временные меры, но помогающие держать ситуацию под контролем. А вот что мешает при этом городу самоурегулировать проблему?

     «Тут сейчас движение не сильное. Сейчас мы тут все выспимся», — так практически ежедневно приходится успокаивать своих пассажиров водителю вахтового автобуса Борису Вяхиреву. Если утром путь из города до сургутского ЗСК автобус проходит за 40 минут, то вечером продолжительность того же самого маршрута увеличивается в 3 раза! Дольше всего стоять в пробках приходится на въезде в город.

     «У меня вот даже график утренний, посмотрите, — от остановки до остановки мне 2 минуты дается. И все это я легко по графику прохожу. А на вечер нет его, никак не придержишься. Короткий участок до Островского, а сколько мы будем ехать? Минут 40. А он всего тут километр, наверное», — рассказал водитель Борис Вяхирев.

    То, что Сургут, а особенно под Новый год, встает в одну большую пробку, ни для кого ни секрет, как и то, что кардинально решить проблему можно только строительством новых дорог. Но нынешние перспективы выглядят очень и очень призрачными. Поэтому городу приходится использовать менее затратные методы регулирования ситуации. В частности, около года назад у предприятия «Горсвет» появилась программа «Дорожный менеджер» — своего рода симулятор дорожной сети Сургута.

     «Программа „Дорожный менеджер“ позволяет нам создать симуляционную модель, которая будет дополнительным подспорьем для принятия решений проектировочных, для внесения каких-либо изменений в улично-дорожную сеть нашего города. То есть, предварительно не потребуется каких-либо практических действий, можно будет все эффекты, которые мы получим от внесения изменений, увидеть в этой модели», — пояснил инженер-проектировщик СГМУЭП «Горсвет» Дмитрий Велибеков.

    И несколько ключевых перекрестков с ее помощью действительно разгрузить удалось. Это, например, Маяковского — Профсоюзов, Крылова — Билецкого и так далее. Причем, эта работа могла бы принести еще больше плодов, однако во многом крест на ней ставит новый ГОСТ организации дорожного движения, по которому около 50 городских светофоров были оборудованы отдельной секцией для пешеходов.

    Один из примеров — перекресток Ленина и 50 лет ВЛКСМ. Раньше зеленый сигнал светофора загорался и для пешеходов, и для водителей одновременно, и, если желающих перейти дорогу не было, автомобили могли спокойно ехать. Теперь же пешеходы получили свой собственный зеленый сигнал, что увеличивает простой каждой машины на перекрестке минимум на 25-30 секунд.

    Еще одна инициатива, о которой местные власти говорят уже несколько лет, — создание сети платных парковок. По этому пути пошли многие города со схожими с Сургутом проблемами. И некоторым из них удалось существенно разгрузить от транспорта центр.

     «Так как существуют платные парковки, возможно, кто-то  пойдет или пешком в центр города, или поедет на общественном транспорте. Сегодня же простой сургутянин, имеющий автомобиль, как правило, основная масса имеет автомобиль, перемещается по городу, куда бы он ни собирался, независимо от расстояния, на машине», — сказал директор СГМУЭП «Горсвет» Станислав Кузнецов.

    Поэтому у нас и эта идея развития пока так и не получила. И здесь, опять же, вопрос только в деньгах. В городском бюджете их нет и пока не предвидится, а инвестора, который бы увидел в строительстве паркинга перспективу заработать, пока тоже не нашлось. Впрочем, с такой волной народного негодования при поддержке многих политиков, которая этой осенью прокатилась практически по всем крупным городам России, оно и понятно.

     «Митинг против платных парковок в Москве 16 октября 2015 года. Пошли в спальные районы, потому что увидели, какое это доходное дело. А за что приходится платить? За воздух. Завод работает, чтобы произвести продукцию да продать. А тут хороший доход — ничего не делать, но с граждан деньги вытягивать», — прокомментировал председатель ЛДПР Владимир Жириновский.

    При этом, если платные паркинги когда-нибудь  и появятся, много сомнений в том, что они будут пользоваться популярностью. Местные власти опасаются, что те автомобили, которые раньше парковались вдоль проезжих частей, просто переедут во дворы, создавая транспортный коллапс уже там. В противовес этому, в администрации обещали создать эвакуаторную службу. Но Сургут и к этому оказался пока не готов.

     «На сегодняшний день, пока нет. Сначала приобретение техники. Посчитали, что это нецелесообразно», — сказал директор департамента городского хозяйства администрации Сургута Вадим Кочетков.

    Поэтому пока что все попытки саморегулироваться на местном уровне упираются в стену противоречий, которые не дают претворить в жизнь, казалось бы, здравые, а главное, в нашем случае, не самые затратные идеи. Что же касается ближайшего будущего, сегодняшние заторы — это, скорее всего, еще цветочки. Их пик обычно приходится на последние предновогодние дни, а своеобразным апогеем этой суеты, когда в одной большой пробке стоит весь город, становится 31 декабря. Так что единственный совет, который можно дать сургутянам, — без крайней необходимости в эти дни личным автомобилем не пользоваться, а продукты к праздничному столу закупить заранее.

    Если задуматься, то резервы для оптимизации транспортных потоков в городе найдутся. Взять, например, работу сургутских коммунальных служб. Лампочки на фонарных столбах вдоль дорог или металлические ограждения на обочинах они меняют без оглядки на время суток. Их спецтранспорт при этом занимает целую полосу. В результате, проезжая часть сужается и возникают заторы. Хотя для того, чтобы город был более мобильным, заниматься такими вещами коммунальщики могли бы в вечернее или ночное время. В общем, точки для приложения сил еще есть. Но и нагрузка на дороги продолжает увеличиваться. Ежегодно в Сургуте количество машин прирастает на 8-10 тысяч. На начало 2015 года их было зарегистрировано порядка 175 тысяч. С учетом транзитного транспорта, это число, как утверждают автоинспекторы, можно смело умножать на 2.

    Как все эти факторы влияют на скорость передвижения по городу? Когда-то Сургут тем и был хорош, что благодаря своей компактности из одного конца города в другой можно было добраться от силы минут за 20. Реально ли это сделать в Сургуте образца 2015 года? Журналисты СТВ провели эксперимент — попытались тремя разными маршрутами добраться в западную часть города, к автовокзалу.

    Первый маршрут начался с Комсомольского проспекта, свернул на улицу Геологическую, а затем на Пролетарский проспект. Когда-то только он и улица Мелик-Карамова соединяли Восточный жилой район с остальной частью города. Далее по проспекту Мира и на Ленина. Время мы специально выбрали такое, когда машин на дорогах не так много, и вот он — автовокзал. Доехали за 26 минут.

    Когда дороги не сильно загружены, особой разницы, в какую сторону двигаться, нет, поэтому просто отправляемся в обратный путь, на Югорскую. Но только уже по улице Киртбая, а затем — по Югорскому тракту. С появлением объездной передвигаться на автомобиле по городу стало значительно проще. Многим просто не приходится заезжать в центр города. Этот путь занял чуть меньше 17 минут.

    С улицы Югорской — сразу на улицу Ивана Захарова. Далее по Профсоюзке прямо до Киртбая, и мы на месте. Ттретий маршрут занял у нас 22 минуты 35 секунд. Получается, какую дорогу ни выбери, а больше получаса на нее не уходит. Впрочем, это в рамках эксперимента — без пробок, что далеко не единственный фактор, отнимающий у нас время на дорогу.

    Так, отправляясь из восточной части города в западную на работу к 8 часам, чтобы все успеть, нужно встать где-нибудь  в половину седьмого. Все едут примерно в одно и тоже время, поэтому приходится постоять в пробках. Прибавляем примерно полчаса на это утомительное занятие. Так что просыпаться нужно уже в 6. Еще сложнее задача у родителей с детьми, которых нужно отвезти в детский сад или школу. Повезет, если учебное заведение рядом с домом или, на худой конец, по по пути. В противном случае, добавляем еще одну точку на карте и закладываем еще 20-30 минут на дорогу. Будильник, соответственно, заводим еще на полчаса раньше. Вечером то же самое, только в обратном порядке. Выезжаем с работы в 5, но домой попадаем не в 6, а значительно позже. Нужно заехать по делам, например, отвезти ребенка на секцию, съездить в магазин за покупками, оплатить кредит в банке. Вот вам еще дополнительное время в пути, и дома оказываемся не раньше 8 вечера. Итого, по факту, за рулем мы проводим не час, как в идеальных условиях эксперимента, а все три. В общем, получается, что по темпу передвижения по городу мы от жителей продвинутых мегаполисов не особо отличаемся.

    Положение дел не критично. Раньше выехал — с большей вероятностью успел. Это пока вставать приходится в 6-7 часов. А если придется в 3 или 4, недовольство горожан положением дел в городе будет точно ощутимо властями. Так, как это происходит в мегаполисах, где из-за проблем с транспортной доступностью люди вынуждены менять свой образ жизни. Например, увольняться с работы или искать новое жилье, потому что они не готовы тратить половину суток только на дорогу. А вот когда наступит эта критическая точка в Сургуте? Насколько горожане готовы быть терпеливыми?

Дмитрий Завьялов, Евгений Лаврентьев, Екатерина Севостьянова

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
Комментарии: 2
У меня один вопрос, почему деньги на установку светофоров которые на 30 секунд простой транспорта увеличивают деньги нашлись а на все остальное их нет? Это типа заказ на пробки кто-то ръяно выполнил? Почему поворот на право на красный не разрешат? Почему не уберут лишнии переходы, которые через 15 стоят, почему снег убираю среди бела дня и также лампы меняют. В городе нет хозяина вот и весь ответ, и некому нафиг не надо проблему пробок решать, все на уровне болтовни,да делаем а результатов нету так типа получилось. Не болтать надо а по городу проехать, а еще лучше спросите водителей они вам скажут какие знаки убрать надо и как что-то организовать для решения проблемы пробок. У нас как всегда кто в кабинетах сам решает, не спрося людей и толку нуль.

# realist 19.12.2015 19:55:52 0

 Ребята, вы о чем? Все ходят пешком? А как быть в таком холоде? Пробки у нас от чего от того что холодно очень, а вы предлогаете очередную илею для заработка комерсантам. Почему не учитывают, парковочные места из расчета проходимости объекта? Почему не подымаете вопрос того что дома строятся многоэтажные а паркинг во дворе на 10 машин от силы, но около магазинов площадей много, в общем кому что выгодно. Это так к сожелению завелось в нашем городе: -(

# Ilgar 19.12.2015 03:56:24 0

НАВЕРХ