Отменить нельзя компенсировать. Как в Югре расставили запятые в вопросе о том, кто достоин получать пособие по уходу за ребенком?
Самые социально ориентированные! Как выполнить обязательства перед населением и в то же время попасть в рамки консервативного бюджета? Вопрос, над которым ломают головы практически во всех регионах страны. Тем более, если сам президент в своем послании четко дал понять — поддержка различных категорий населения должна оставаться на том же высоком уровне, что и раньше. Из конкретных действий — программу материнского капитала продлят еще на два года.
«В следующем году истекает срок действия программы материнского капитала. Она уже охватила более шести с половиной миллионов российских семей, в том числе, и в Крыму и Севастополе. Но мы понимаем, что всех этих наших усилий пока недостаточно, чтобы залечить демографическую рану прошлого, которую получила Россия. Конечно, мы понимаем, насколько это сложно для бюджета, это большие, серьёзные средства. И мы говорили раньше, что мы должны будем посчитать, сможем ли мы, как говорят финансисты, это вынести, сможем ли мы это всё надёжно гарантировать и оплатить. Можем, несмотря ни на какие проблемы», — сказал Владимир Путин.
Это тоже сигнал к тому, что социальные программы в регионах сворачиваться не должны. Правда, власти некоторых субъектов уже давно научились тому, как, например, одновременно выполнять президентские поручения по увеличению зарплат и при этом не тратить на эти цели дополнительные деньги. Это как со знаменитыми майскими указами, после которых должны были поднять зарплаты учителям. Зарплаты подняли. А вакантные ставки, за счет которых учителя зарабатывали дополнительные деньги, сократили. Итог в расчётках потом получился как по Черномырдину.
Но что делать? Бюджеты не резиновые. И их социальная ориентированность имеет свои пределы. Например, в той же Югре в следующем году будут пересмотрены условия предоставления пособий по уходу за детьми с 1,5 до 4 лет. Платить 7,5 тысячи будут теперь не всем, а только реально нуждающимся. То есть, малоимущим. А это те, чей доход на каждого члена семьи меньше прожиточного минимума, то есть 14,5 тысячи рублей.
«Наиболее нуждающиеся категории семей с детьми не оказались без государственной поддержки, граждане, имеющие низкие доходы, граждане, которые воспитывают несколько детей одновременно, многодетные семьи и, наконец, семьи, потерявшие кормильца и семьи, имеющие детей-инвалидов», — отметила директор департамента социального развития ХМАО-Югры Мария Краско.
Вроде бы нет никаких возражений. Помощь должны получать не все подряд, а именно нуждающиеся. Но вот тут и возникает главный вопрос. А критерии нуждаемости у нас в Югре сегодня какие? Например, если доход на каждого не 14,5 а целых 15 тысяч? Сильно меняет ситуацию в семье, которая должна одевать ребенка по четырем сезонам, наверное, покупать недешевые игрушки, и еще — не дай бог — вывозить северного ребенка летом на воды? А сильно меняет ситуацию, если это будет даже по 20 тысяч на члена семьи, но при этом ипотечный кредит съедает половину из этих денег? Никто еще при этом не отменил инфляцию и не проверил, насколько относительно этой инфляции увеличились доходы молодых семей. Во всех этих условиях многим молодым семьям 80 тысяч в год точно лишними не покажутся. Даже не смотря на то, что они платятся не просто так, а как компенсация за нехождение в садик. Почему большинство получателей пособия считает, что цель этих выплат должна быть совсем иная?
Льву Королеву год и четыре. В садик не ходит, сидит дома с мамой. В январе 2016-ого ему исполнится полтора. То есть, родители мальчика, в принципе, могли бы рассчитывать или на детский сад, или на пособие по уходу за ребенком — 7,5 тысячи рублей.
«Моему ребенку год и 4 месяца. Будет полтора. Я не вижу готовности ходить в детский сад, да и места нет, поэтому я не смогу пока начать работать. Если бы была компенсация, она была бы существенна, сейчас детские расходы очень высокие у нас», — рассказала мама Льва Наталья Королева.
В департаменте социального развития Югры изменение условий получения пособия объясняют появлением большого количества новых детских садов в регионе.
«Идеология пособия заключается в предоставлении поддержки в связи с отсутствием развитой инфраструктуры дошкольных образовательных организаций. В современных условиях указанный вид пособия „морально“ устарел в связи с активным развитием сети негосударственных дошкольных образовательных организаций и развитием гибких форм занятости для женщин, осуществляющих уход за детьми», — считают в департаменте.
Действительно, в следующем году в Югре должна быть ликвидирована очередь в дошкольные учреждения для детей с трех до семи лет. И это достижение бесспорное. Есть только одна проблема. Малыши с полутора до трех оказываются и без садика, и без пособия. Так, по данным департамента образования Сургута, только половина детей этого возраста посещает дошкольные учреждения. Остальные, а это примерно полторы тысячи девчонок и мальчишек, вынуждены сидеть дома с мамами. Отсутствие возможности посещать детский сад компенсируют теперь только малоимущим семьям. Кто не попадает в эту категорию, должен рассчитывать на собственные финансовые возможности.
«Взять хотя бы подгузники и смесь — самое основное, что нужно полуторагодовалому ребенку. Пачка подгузников стоит 500 рублей, хватает на неделю, пачка смеси — 500 рублей, хватает на неделю. И только это около 4 тысяч в месяц. Жизнь ребенка этим не ограничивается. Есть еще другая еда, фрукты обязательно, одежда — про нее вообще молчу, цены заоблачные», — отметила сургутянка Юлия Байгушева.
Среднестатистическая молодая семья сегодня платит ипотеку, комуналку, естественно, покупает одежду и продукты питания. Такое счастливое событие, как появление детей, статьи расходов увеличивает.
Государство обязано помогать бедным. Это справедливо. Если семья в состоянии справиться с расходами на ребенка и с определенного времени отдать малыша в детский сад, следовательно, не нуждается. Такова логика социальной помощи. Она и не может быть другой. Есть только одно НО…Мы ведь все время говорим, что должна быть положительная демографическая динамика, государство поддерживает семьи, где больше одного ребенка, не сокращает материнский капитал. И в этом смысле отказ от пособий выглядит странно.
Конечно, семьям, где на одного человека приходится сто тысяч рублей и больше, пособие в 7,5 тысячи — капля в море. От его отсутствия точно никто не пострадает. В тех ячейках общества, где хотя бы один кормилец зарабатывает среднестатистическую сургутскую зарплату — 68 тысяч — отношение к пособиям другое. Там деньги будут не лишними, а пойдут именно на малыша. Их родители вряд ли отказались бы от прибавки к семейному бюджету. Но отныне рассчитывать должны будут только на себя.
Вывод из этой истории можно сделать один — спасение утопающих остается делом рук понятно кого. Особенно в непростые времена. Вот в чем, как говорят в народе, состоит сермяжная правда. Хотя со всех трибун продолжают литься речи о высокой социальной ориентированности государства. И на этом фоне между картинкой из телевизора и реальной действительностью может ненароком возникнуть когнитивный диссонанс. Но среднестатистическому россиянину переживать особо не стоит. Жизнь все расставляет по своим местам.
Мария Лебига
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
# Уже не сургутянин 05.12.2015 02:03:19 ▲ 0 ▼