Скверная история! Где в Сургуте отдыхать хорошо, и куда уходят рябины из детских садов?
Спасибо, не надо! Практически небывалая история. Сургутяне выступили против обустройства сквера. Им чиновники дорожки плиткой выкладывают, а они просят оставить все как есть. Подобных примеров еще не было. Обычно горожане всеми руками за парки и зеленые зоны. Что же случилось здесь?
Для начала надо понять — место необычное. Так называемый Сквер Старожилов, который соседствует с СОКБ, и на территории которого до сих пор сохранилось старое кладбище. То есть, на сквер в полном смысле понимания этого слова мало похожее место. Но теперь там строители сооружают новые тропинки. И во время этих работ на поверхности оказываются человеческие кости, которые валяются вокруг, словно мусор. В общем, некрасивая картинка в центре города. По иронии судьбы, новый ЗАГС находится также неподалеку. И будущий сквер должен был оказаться с ним в одной композиции. Но, вероятно, никто ни разу не видел здесь молодоженов с шампанским. Атмосфера все-таки не та.
Хотя, если в целом посмотреть на историю нашей страны, церковь, погост и больница всегда строились рядом. Но времена вроде бы изменились. Те жители, которые стали возмущаться происходящим, теперь задаются вопросами. Ради чего все-таки это делается? Чтобы в этом месте гуляли мамы с колясками? Чтобы здесь раздавались детские голоса? Но как быть с могилами, которые рядом еще остались? Короче, представить себе этот участок леса и кладбища как место притяжения горожан довольно сложно.
Это то же самое, если бы в ресторане одновременно арендовали зал две компании: одна для свадьбы, другая для поминок. За всеми этими прениями народ просто не понимает — а в какую игру играют власти? То ли марш Мендельсона, то ли это какой-то другой марш?
Почему в Сургуте парки возникают там, где особо никому не нужны, и не появляются там, где на них действительно спрос?
Нам бы сохранять, а не рушить — уверены жители домов возле Сквера Старожилов, где затеяли масштабную переделку. Люди переживают за лес, который и так чудом сохранился посреди города. Смущает подход подрядчика к работе.
«Вандализм просто! Роют корыта, корни уничтожают. Вот мы на месте, где можно было отнести дорожку направо спокойно, не нарушая растения, деревья», — считает сургутянин Александр Фирсов.
К тому же, не совсем понятно, что за романтика — гулять по кладбищу? Почему бы не заняться благоустройством тех участков, где парков и зеленых зон нет и в помине? Тут же буквально через дорогу еще два сквера.
«Меня вот силой не заставишь по этому парку гулять, и это явно видно, что это кладбище. Там вот около забора могилки еще остались, вот там огородили могилки еще. Но, господа хорошие, история-то остается, дух остается, кладбище — это святое, святое и тихое место. И вы представьте, что здесь будут гулять люди, трезвые и нетрезвые, с собаками», — сказал сургутянин Николай Степура.
Как поясняют в администрации, именно все эти места отдыха вместе со Сквером Старожилов давно должны принять вид, соответствующий проектной документации.
«Там не был выполнен тот объем работ, который должен был быть выполнен. Проект обустройства Сквера Старожилов существует порядка 10 лет. Сразу надо сказать, что Сквер Старожилов — неотъемлемая часть парка в центральном жилом районе. То есть, мы это всегда рассматриваем как единый зеленый организм, и, на наш взгляд, было бы правильнее завершить обустройство этого сквера», — пояснил заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства Алексей Усов.
Через сколько же лет такими темпами очередь дойдет и до тех территорий города, которые парками пока обделены? Когда-нибудь… и, возможно, там доведется погулять еще с детьми, а не с внуками. По крайней мере, в новых микрорайонах, в восточной и западной частях города, зарезервированы земельные участки.
«Мы сейчас планируем разработку проектной документации, а затем уже приступим к обустройству. Если мы говорим, что мы придерживаемся такой концепции как обустройство минимум одного парка и сквера в год, то порядка 3-5 лет», — пообещал заместитель начальника управления по природопользованию и экологии Наиль Шарипов.
Благоустройство — дело жутко затратное. И, к несчастью, деньги на комфорт всегда — по остаточному принципу. Вот и поставят там лавочки, тут фонарики… Но вот еще одно испытание для логики рядового обывателя. Откуда в городе тогда набережная? Получилось красиво. Но любоваться этим великолепием особо некому. Редко встретишь прохожих, выгуливающих собак, или свадебную процессию — пофотографироваться приехали. Набережная, как никак.
А может ли быть иначе, если она, по-сути, отрезана от центральной, более активной части города? Это все-таки не парк «За Саймой». У чиновников свой, и весомый, аргумент. Проект был реализован на средства округа. И цель не столько обеспечить город дополнительным местом отдыха, сколько укрепить берег.
«Деньги были очень немаленькие, и город бы не потянул эти средства. Округ все-таки выделил в рамках мероприятий по берегоукреплению средства. Особенность реки в том, что именно в этом месте шел достаточно интенсивный размыв. С одной стороны, набережная выполняет утилитарную задачу — защиту от размыва берега, тем не менее, мы получили обустроенную по-настоящему набережную», — пояснил Алексей Усов.
Тут бы даже похвалить — двух зайцев одним выстрелом. К тому же, нынешнюю набережную в соответствии с генпланом все-таки планируют продолжить вдоль Югорского тракта до улицы Энергетиков. Тогда она и соединится с центром города.
Правда, благие намерения… опять же, упираются в финансирование! Ну вроде не бюджет, так инвесторы обязательно найдутся. В этом вопросе можно продолжать себя тешить сладкими иллюзиями, как и 5, 10, 15 лет назад. Чудо, тем временем, вроде, и хотело бы, да почему-то никак не происходит.
К примеру, проект круглогодичного центра отдыха появился еще в начале 2000-х. За храмом должен был возникнуть настоящий центр притяжения горожан, рядом с той самой зеленой зоной вдоль реки. Но не возник. Зато появился земснаряд.
«Встал такой вопрос, что там нужно разместить земснаряд для намыва песка для Югорского тракта, что не входило в тот проект, который мной был задуман, потому что земснаряд — это углубление. Здесь, по моему проекту, пиковое углубление было 13 метров с пологими берегами, где возможно купание и детей, и взрослых», — рассказал автор проекта центра отдыха Павел Плиев.
Углубились на все 20 метров! Намыли так, что проект уже никак не вписывается в ландшафт. И, как бы мы ни ждали инвесторов, выкручиваться, видимо, придется самостоятельно — ищи теперь, откуда завозить песок, который был отсюда благополучно вывезен
«Если изначально мы хотели углубить водоем и за счет выемки песка это все разместить, эти горки, то сегодня становится вопрос — откуда песок брать? Если сюда песок завозить, то проект станет очень дорогим, и ни один бизнесмен не возьмется за проект, который будет себя окупать лет 30-40», — отметил Павел Плиев.
Метаморфозы происходят и с другими участками у берегов Оби и ее проток. Вырастают, правда, не деревья, а нечто более плодово-выгодное. Так, еще лет 15-20 назад планировали, что на этом месте будет некий яхт-клуб, а сегодня появился автосалон. Конечно же, на законных основаниях.
И так, вероятно, будет и дальше. Рекреационные зоны и благоустройство, что вдоль нашей великой и могучей реки, что в жилых районах будут существовать только в планах… В чудесных случаях — только за счет инвесторов, которые не смогут продавать квартиры без элементарных зон комфорта. Администрация, не имея возможности воплотить планы, изложенные в разных красивых стратегиях и документах, будет заниматься точечным благоустройством — это же наша фишка, да и заниматься
Конечно, ничего нового в том, что градостроительные планы всегда очень далеки от материально ощутимого результата, нет. Того, что в итоге получается на выходе. И дело, может быть, даже не столько в тех, кто планирует, а в тех, кто как бы и должен заказывать музыку. А вот такие потребности жителей Сургута порой совсем не очевидны. Примеров этому масса. Взять хоть совсем недавний. Пустырь на Мира-Островского. Одни хотели там сквер, другие церковь, третьи планетарий. Кого все-таки большинство, так и не определили. Всех объединяло только одно — лишь бы не очередной магазин. Отсюда и был предложен выход: чтоб магазин из планетария или даже сквера не получился — построим церковь. Чем не рекреационная зона? Правда, архитектура и градостроительное планирование здесь ни при чем.
Хотя, надо отметить, в последнее время в городе все более ощутим тренд на комплексную застройку. По крайней мере, когда речь идет о проектировании новых микрорайонов. В борьбе за клиентов крупные застройщики основной фишкой делают как раз-таки наличие там различных парков, скверов, и уж совсем неожиданно — лыжероллерных трасс. То есть, на рынке недвижимости помимо цены за квадрат и месторасположения появились дополнительные факторы, помогающие потребителю сделать окончательный выбор. Впрочем, подобные представления о комфорте актуальны не для всех. У кого-то уровень притязаний гораздо ниже. Вместо балка с удобствами во дворе — отдельная благоустроенная квартира. Кстати, и для многих живущих в многоэтажках само по себе наличие капитального жилья до сих пор является ценностью. Жизнь в бараках, деревяшках или общежитиях из памяти еще не стерлась. А потому в простой вроде бы дилемме — что важнее сегодня для города: чтобы деревья зеленели или чтобы на их месте новые дома вырастали, сургутяне однозначного мнения не высказывают.
То ли еще будет, ой-ой-ой! На этой неделе всплыла любопытная история, случившаяся в одном из детских садов Сургута. С его территории вдруг неожиданно пропали рябиновые гроздья. Деревья есть, а все ягодки одномоментно исчезли. Оказалось, что срезали их сами работники дошкольного учреждения, пытаясь выйти таким образом из щекотливого положения, куда попали из-за новых требований Роспотребнадзора. Так вот, согласно нормам оборудования и содержания территорий детсадов, там теперь запрещено сажать плодоносящие деревья. Мол, это небезопасно. А дальше, что называется, кому как показалось. В одном саду даже мысли не допустили, что рябина к запрещенному списку относится, другие же посрезали все ягоды, дабы деревья не выкорчевывать. Но у всех теперь наверняка в голове засел один вопрос — что все-таки конкретно имели ввиду умные люди из Роспотребнадзора, когда запрещали плодоносящие деревья и кустарники? И какие сибирские растения к ним не относятся? Дело в том, что с точки зрения ботаники, неплодоносящих у нас нет. Даже сосны шишками плодоносят.
«Рябина выращивается тоже для цветения, для декоративного эффекта, и с ботанической точки зрения это, конечно, плоды, но с бытовой все-таки так не считается. Шиповник — он, к тому же, и колючий, его тоже надо выкорчевать. Так все останется пустым, останутся только ивы, но если подойти к этому научно, то у ив тоже есть плоды. Более того, тополя, например, могут своими плодами вызвать аллергию, тогда вообще все надо выкорчевать. И березы вызывают аллергию, один из самых важных аллергенов — это пыльца березы. Вообще, вокруг нас одни сплошные опасности. Ну и что, теперь надо природу уничтожить и жить в стерильных условиях?» — рассуждает доцент кафедры экологии СурГУ Глеб Кукуричкин.
Удивительно, но все это еще на самом деле только цветочки. Что же касается ягодок, то в том же самом документе, где написано про плодоносящие растения, указаны рекомендации к тому, что территории садов все-таки надо озеленять. Тут-то и задумаешься — а чем тогда все это делать? У нас, например? Ягелем? В общем, подобные требования по безопасности неизвестно к каким последствиям могут привести.
С тех пор, как в нашей стране появился и даже успел исчезнуть Онищенко, дело его продолжает жить. А пока оно живет, всем, кто вынужден исполнять требования Роспотребнадзора, надо начинать мыслить креативно и даже в каком-то смысле плодотворно.
Очень может быть, что качаться рябинам на территории сургутских детских садов осталось недолго. Один из новых СанПиНов запрещает при их озеленении использовать плодоносящие деревья и кустарники. Это означает, что все рябины или, например, кусты черемухи могут быть пересажены или, того хуже, просто вырублены под корень.
Таким образом сотни, если не тысячи посаженных деревьев в сургутских детских садах оказываются под угрозой гибели. Экологи говорят, что даже в случае их пересадки на новое место шансы на приживаемость минимальны.
«Крупные деревья пересаживать практически бесполезно, это на 99 процентов приведет к их гибели. Если очень-очень сильно постараться, дерево до 5, до 6 метров с большим риском и большими физическими усилиями можно пересадить. Но зачем? Детям нужно показывать многообразие мира и животного, и растительного, и всего остального», — считает Глеб Кукуричкин.
Недоумевают по этому поводу и психологи. Чем могут быть уж так вредны для детей плоды рябины или черемухи — большой вопрос. Десятки миллионов сначала советских, а потом и российских мальчишек и девчонок ходили в сады, где росли эти деревья, и ничего страшного с детьми не произошло.
«Как же ребенок, который не видел плодоносящих растений, не различает полезное и вредное, что можно кушать, что нельзя? Он же в первую очередь будет пробовать все на зуб. Получится эффект бумеранга неправильного воспитательного подхода», — отметила доктор психологических наук Людмила Шибаева.
Большинство сургутских родителей о существовании такого документа федерального уровня просто не знают. Однако тех, кто уже в теме, перспектива его претворения в жизнь ввергает в состояние тихого ужаса.
«Просто очень красивое дерево с красными ягодами, приятно смотреть. Было бы жалко, если бы их вырубали, конечно, это же кислород. Территория голая получается. Они растут, им по 30 лет. Жалко, куда их спиливать», — говорят сургутяне.
Вопрос о будущем плодоносящих деревьев в детских садах пока подвешен в воздухе. Местные чиновники от образования и экологии сейчас пытаются определиться с тем, каким образом они будут исполнять это постановление Роспотребнадзора.
Родители воспитанников нескольких садиков, которые позвонили в редакцию, обеспокоившись судьбой растений, рассказывали комедийные истории. Некоторые заведующие уже поспешили обезопасить себя от всевозможных претензий со стороны контролирующих органов довольно изобретательным способом. Просто посрезали гроздья. Как говорится, нет ягод — нет проблемы. Кто теперь докажет, что эти облезлые деревья вообще плодоносили?
Кажется, что весь этот театр абсурда только начинается. Сложно представить, что из себя будет представлять флора новых детских садов. Там высаживать плодоносящие деревья и кустарники, а также колючие растения теперь строго запрещено. Так что из зелени детишек, судя по всему, радовать будет только газон. Впрочем, и этого утверждать до конца нельзя. Как знать, что еще может прийти в голову государевым мужам в их рвении обеспечить безопасность детства любой ценой?
Стремление российских чиновников регламентировать все и вся просто поражает. Если пользоваться их логикой, то можно пойти еще дальше. Ну, например, застелить спортивными матами все дорожки в детских садах. На обычном асфальте ребенок может споткнуться и получить травму. Ну а есть и пить детям лучше из одноразовой посуды. Причем, желательно, без использования вилок. А то мало ли что, знаете ли!
Финальную точку во всей этой истории все-таки должна будет поставить местная администрация. Не хотелось бы кампанейщины. Иначе такими темпами слова «Рябинушка», «Березка», «Ивушка» и «Калинка» у сургутских малышей будут ассоциироваться исключительно с названиями детских садов.
Татьяна Бухарова, Екатерина Севостьянова, Мария Лебига, Дмитрий Завьялов
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале