Почему в Сургуте взрываются гаражи и машины? И сколько еще мин замедленного действия находится вокруг нас?

19:06 07.02.2014 Общество 6456 просмотров
Фото: СургутИнформТВ

    Взрыв, который разбудил весь город! Всю неделю сургутяне обсуждают ЧП, произошедшее в гаражном кооперативе «Энергостроитель». Уже третье с начала года, связанное с утечкой газа. Произошло всё на улице Республики, но мощный хлопок слышали практически везде от НГДУ до Геологов. В результате взрыва несколько гаражей в кооперативе сложились буквально как карточные домики. В одном из них находился мужчина. Пожарным удалось вызволить человека из-под завалов, после чего он был отправлен в больницу. Именно про таких медики говорят — родился в рубашке. Он отделался ушибами и даже не был госпитализирован. Службы оперативного реагирования на месте происшествия до утра разбирали завалы.

    Самое интересное в этой истории, что произошедшее никого особо не удивило. Действительно, всё это уже так же привычно, как, например, неубранный во дворах снег или появившаяся под окнами самым неожиданным образом многоэтажка. Даже версии из уст спасателей звучат как-то  обыденно. Мол, ничего страшного, банальное нарушение правил эксплуатации. Вполне себе для Сургута случай рядовой.

     «Основная версия в настоящее время — это нарушение правил эксплуатации газового оборудования. Взрыв произошел в результате утечки газа. Это мы можем однозначно уже констатировать. В настоящий момент устанавливается — откуда утечка газа», — сообщил начальник отдела дознания по Сургуту и Сургутскому району УНД ГУ МЧС России по ХМАО-Югре Виктор Шахмардан.

    Устанавливается и виновник, которому, мягко говоря, не позавидуешь. Когда завалы были разобраны, и рассеялся дым, картина нарисовалась далеко не радужная. 12 полностью разрушенных и повреждённых гаражей плюс с десяток искорёженных машин. Выбитые оконные рамы в близлежащих многоэтажках тоже надо восстанавливать.

     «Не знаю даже, хотим обращаться в суд. Не знаю, кто нам восстановит. Вот у людей с 6 этажа разбило 2 стекла сквозных и все это на машину. Вот рядом машину всю тоже поцарапало, вся тоже в осколках», — рассказала жительница дома №69 по ул. Республики Елена Романова.

    Реакция властей последовала незамедлительно — в городе объявили особый противопожарный режим. Что позволило МЧС проводить внеплановые проверки, в том числе и станций техобслуживания. Но поможет ли это, когда на безопасности не только окружающих, но и своей собственной, мы давно привыкли экономить?

    По искорёженному кузову и огромному слою пепла, что это за машина, сразу и не догадаешься. Александр Бобырь шутит — хорошо хоть выкатить удалось, колёса не оторвало. Свой «Форд» в гараж напротив эпицентра взрыва он загнал буквально накануне. На улице был мороз, договорился с владельцем одного из боксов с отоплением отогреть авто.

     «Вот этот хозяин позвонил, сказал, чтобы пришел и посмотрел. Машины-то всё, нет. Ее восстанавливать вряд ли я буду, потому что бесполезно. На металлолом её», — предположил сургутянин.

    К счастью, на дворе была ночь, и людей в гаражах не было. За исключением одного мужчины, который жил в одном из боксов. Но и он отделался, как говорится, лёгким испугом. А вот имущество, в виде гаражей и машин, с десяток сургутян потеряли. От «Лэнд Крузера», газобаллонное оборудование которого и могло стать причиной взрыва, остались колёса, да куски деформированного металла. Не очень понятной в этой истории остаётся другая причина — почему несколько миллионов на покупку внедорожника найти получается, а обеспечить его необходимым топливом, то есть, бензином, нет?

    Это всё равно, что купить вертолёт и подниматься в небо при помощи воздушного шара. «Крузак» — это звучит по настоящему круто, поэтому и рассчитан он на тех, кому по карману прожорливость мощного двигателя. Над тем, чтобы сделать такие машины надёжными и долговечными, трудятся десятки учёных и тысячи инженеров. При этом прекрасно понимая свою ответственность за безопасную эксплуатацию модели именно в том варианте, который создали они. Но в России находятся редкие умельцы, которые считают, что способны усовершенствовать высокие японские технологии с помощью обычных сургутских слесарей в гаражных СТО.

    Одним словом, неэкономная какая-то экономия. Мало того, что машины лишился, если ещё выяснится, что этот самый джип стал причиной произошедшего, придётся выложить немалую сумму — компенсировать стоимость развалившихся гаражей и искореженных машин.

     «То, что люди за мнимой выгодой подвергает окружающих опасности. В моем понимании, та копеечная выгода, которую получил владелец автомобиля, несопоставима с материальным ущербом, который произошел», — высказал заместитель начальника управления по делам ГО и ЧС Администрации Сургута Олег Пухтеев.

    Можно, конечно, обвинять автолюбителей, мол, пользуются услугами сомнительных специалистов на сомнительных станциях без лицензий, сертификатов и вообще каких-либо разрешений. Но тот факт, что машину здесь сделают как минимум не хуже, чем в официальном дилерском центре, общеизвестный. Более того, сургутянин Сергей, за плечами у которого ни один десяток лет водительского стажа, к «официалам» никогда бы не обратился. Цены в гаражных СТО на порядок ниже, а если нет никакой разницы, тогда зачем платить больше?

     «Сам, скажем так, ритуал одинаков что там, что там. Здесь разницы нет абсолютно никакой. Есть очевидные вещи — поменять масло, фильтр. У  «частников» это раза в три дешевле стоит, чем у дилеров», — отметил Сергей.

    Понятно, что при такой ценовой политике затраты кустарных станций техобслуживания минимальны. Значит, и подходы к пресловутой технике безопасности ровным счётом такие же. Кто будет вкладывать сотни тысяч рублей в обычный гаражный бокс, чтобы он соответствовал всем необходимым нормативам?

     «Если, допустим, по правилам есть определенные требования к помещениям, где используется газовое оборудование. Это безыскровой пол, взрывозащищенное электроснабжение, рубильники расположены только на внешней стороне здания и это трехкратный воздухообмен, который не позволяет собраться концентрации газа. В гаражах, естественно, ничего этого нет», — рассказал заместитель главного инженера СГМУП ГТС по энергетическому хозяйству Дмитрий Ступаков.

    Получается экономят все на свой страх и риск. Одни устанавливают газобаллонное оборудование, не давая, по сути, никаких гарантий. Другие на таких автомобилях ездят, не зная элементарных правил обращения с газом. Поставил — работает, сломается — в СТО заеду, если, конечно, по дороге ничего не взорвётся.

     «Проверить всех и вся, вы сами понимаете, практически невозможно. Сегодня у нас взрыв на СТО, завтра, если такая же машина заедет в другой теплый гараж, а вы знаете из минус 32 градусов в плюс 10 — перепад 40-50 градусов. Газ имеет свойство расширяться. Так вот люди, которые ставят это газобаллонное оборудование, должны сначала понимать, что они делают и как оно дальше будет эксплуатироваться», — добавил Олег Пухтеев.

    А понимания, похоже, нет. Есть мнимая экономия, которая на деле таковой не является. Так и выходит, что по городу беспрепятственно передвигаются сотни бомб замедленного действия. И от них никто не застрахован.

    Надзорные органы могут бесконечно долго разбираться — взорвалось ли газобаллонное оборудование в машине, либо баллон в гараже, что заставило газ детонировать, а также кто в итоге за всё будет отвечать. Но, очевидно, что причина проста и стара как мир — банальное несоблюдение техники безопасности, как нынче принято говорить — человеческий фактор. И постоянные взрывы газа в Сургуте, видимо, уже превратились в недобрую традицию. В этом смысле старые советские плакаты а-ля «Ротозей не калечь друзей» и «Наверху работают, не стой под мачтой» уже не кажутся наивными и смешными. Эти шедевры социалистической пропаганды воспринимались как руководство к действию. Плюс жёсткий госконтроль и результат был на лицо: газ по несколько раз в месяц не взрывался, да и инвалидность, полученная на производстве, рядовым несчастным случаем не считалась.

     «Раньше, мне повезло — я работал первые 7 лет в системе газоснабжения, настолько были жёсткие требования, которые позволяли с уверенностью сказать, что там котёл не взорвётся, хлопков не будет. Горгаз работал, и для того, чтобы подписать какую-то работу, 10 раз проверяли. Я это всё проходил. Люди, выходившие на эту работу, настолько были обучены, сдавали экзамены постоянно. Может, это и было «кошмарно», но был порядок зато, с точки зрения безопасности. Это такие очень серьёзные, длительные процессы, по большому счёту — культура производства, которая в 90-е годы очень сильно упала. Сегодня проводятся мероприятия для того, чтобы вывести их, ну, хотя бы на уровень Советского союза», — прокомментировал заместитель главы Администрации Сургута Алексей Сафиоллин.

    То есть, вывести на уровень чуть ли не 30 летней давности. И это не смотря на то, что производство стало совершенно другим, а значит и требования к нему изменились. Под высокотехнологичные процессы, на которые тратят огромные деньги, пишутся новые регламенты, появляются более жёсткие правила к технике безопасности. Правда, одно дело написать, совсем другое — исполнять.

    Самое простое объяснение, которое сегодня многие рассматривают даже не как оправдание происходящему, а вполне себе объективную причину, — наш российский менталитет. Мол, привыкли мы на авось полагаться, и ничего тут не поделаешь. Да только вот, когда наши производственные мощности выкупают западные компании и во главу становятся их управленцы, картина резко меняется.

    И те, кто вчера говорил о том, что по другому никак, сегодня носят каски, под стрелой не стоят и в щиты, где чёрным по белому написано «Не влезай, убьёт», не лезут. И дело здесь не в новых регламентах и лишениях премий. Отношение меняется. Как в той притче про людей, которые возили тележки с камнями: один говорил, что таскает камни, другой — зарабатывал деньги, а третий строил храм.

    Понятно, что на производстве всё несколько сложнее, но эта притча идеально иллюстрирует сегодняшнее положение дел. Здесь тоже можно говорить о трёх подходах. Первый и, пожалуй, самый распространённый — постоянный кнут. Особенно на тех предприятиях, куда идут ради заработка. Охрана труда в этом случае — это один из механизмов лишения его части. Был замечен без каски — 20% премии минус. Сапоги не надел — ещё минус 20%. Знакомая многим ситуация. При этом мотивации работать безопаснее у самого сотрудника нет, есть желание, чтобы начальник не увидел и не предъявил. А соответственно и статистика производственных ЧП налицо. Второй подход — пятилетка в 4 года! Есть наряд на производство, ну, например, шпингалетов. Соблюдая все правила охраны труда, в день их можно сделать, допустим, сотню. Но нам надо 200 и именно в четверг. Тут уж не до регламентов. Ведь как известно: время — деньги. Отсюда и соответствующее отношение. Если на авось прокатит — герои труда, если нет — дурацкий человеческий фактор.

    Ну и третье, часто теперь встречается в той же «нефтянке» и энергетике, выкупленной европейскими компаниями. Философия такая: живой и здоровый сотрудник — качественно выполненная работа. Хорошая работа — хорошие заработки у фирмы и у самого сотрудника. То есть одного без другого не бывает. А рабочего не пугают лишением премии или не ставят перед ним невыполнимых задач.

    И самое интересное, что это работает! Не так давно в Югре появилась новая компания. Иностранцы выкупили нефтяные активы и во главу угла поставили безопасность сотрудников. Одной из основных задач стало научить их соблюдать правила охраны труда. Не под страхом лишения премии или просто для галочки. И это, похоже, даёт лучший результат — смертей ноль и практически полное отсутствие производственных травм. Удивительно, но топ-менеджеры компании личным примером показывают сотрудникам всю важность соблюдения пресловутой техники безопасности

    Есть конечно ещё один подход — тотальный госконтроль! Опять же, как раньше. Инспектор заходит в любое понравившееся учреждение, выписывает штрафы, предписания. И все дружно начинают бояться. Только государство от этих функций давно отказалось в рамках борьбы с коррупцией, и теперь приходится уповать только на самосознание и цивилизованные подходы к ведению бизнеса, заключает сегодняшний эксперт «Итогов недели».

     «На производственных предприятиях расписано всё, здесь стоит вопрос контроля. Контролировать должны специалисты, которые соответственно обучены. То есть, если вы берёте на работу человека с улицы или молодого специалиста — вчерашнего выпускника, во-первых, у них разный объём знаний, во-вторых, чему его учили в институте — это одно, а вот правилам, к сожалению, и нормам в институтах у нас не учат. Там учат больше теории, тому, что тебе необходимо как инженерному работнику. А вот когда ты приходишь на производство, там нормы и правила появляются, которые регламентируют именно охрану труда. Охрану труда в университетах не преподают, её начинают изучать, когда приходят на производство, может быть, это одно из недочётов нашего образования.

    Всегда рыба гниёт с головы, как говорится. По своим должностным обязанностям, у меня есть должностная моя, которая хранится на компьютере, есть должностная в столе, которую я всегда могу поднять и прочитать, если что-то  забыл. Правила у меня тоже лежат на столе. Могу достать, прочитать. Человека ведь защищают, в первую очередь, его знания. А дать ему знания — это как раз задача руководства предприятия. Вот возьмём теоретически, что директор бы на предприятии появлялся всего на полчаса, главному инженеру тоже было бы всё равно, что тут происходит. То есть, все остальные по линейке вниз просто-напросто распустились бы. Вот и всё. Контроль должен быть именно иерархическим, начиная с высших должностных лиц в любой организации.

     «На счёт проверок раз в три года. Давайте смотреть так — это, в первую очередь, отношение государства. У нас государство пытается бороться с коррупцией, и при этом ответственность с себя складывает, причем во многих областях, где её складывать нельзя. Ну как быт? На самом деле в той ситуации, которая у нас организовалась в государстве, сейчас нужно только повышать сознание собственников, заставлять их самих принимать меры к тому, чтобы они соблюдали технику безопасности и так далее. Поскольку раз в три года контролировать большие предприятия — это явно недостаточно», — резюмировал заместитель главного инженера СГМУП ГТС по энергетическому хозяйству Дмитрий Ступаков.

Виталий Щербаков, Евгений Лаврентьев

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
Комментарии: 7
 Не верю

# sm 10.02.2014 13:22:43 0

 Все как-то забивают что в этих гаражах был кессонах выброс или проникновение метана из грунта. Причём со смертельным исходом. А то сразу делать выводы журналюгам без отбора проб минимум непрофессионально. Учите физику ЕГЭшники хреновы.

# Вадим 09.02.2014 14:08:44 0

 а вы русский язык

# 10.02.2014 13:28:25 0

 как-то видел оку на гозу вот это да!! а кули крузак

# я 09.02.2014 04:55:46 0

Газомоторное топливо это ближайшее наше будущее!

# Я 08.02.2014 11:17:03 0

 Уже давно задумывалась над этим — еду иногда за машиной с баллоном, и мне страшно становится…

# Та та 08.02.2014 09:58:51 0

 Ничего удивительного нет, если все в ручном управлении. Будет хуже с каждым годом.

# 08.02.2014 00:09:23 0

НАВЕРХ