Сколько стоит обратная сторона приватизации?
Кто войдет в последний вагон? В первые дни после новогодних каникул сургутяне кинулись атаковать регистрационные органы. Люди стараются успеть оформить в собственность свои квартиры. В России подходит к концу срок бесплатной приватизации жилья. После 1 марта недвижимость у государства придётся уже выкупать за деньги. Причем, учитывая то, что на рынке происходит — за большие деньги.
Приватизация шла без малого 20 лет, сроки ее окончания дважды переносились. Первый раз — в 2007 году, из-за наличия огромных очередей в регистрационных палатах страны в последние недели перед завершением приватизационного процесса. Многие россияне просто решили оформить все документы в последний момент. Второй раз пошли навстречу ветеранам Великой Отечественной войны, не успевшим получить квартиры к 65 годовщине Победы, и оформить их в собственность.
На днях в Госдуму от группы депутатов-эсеров поступил законопроект об очередной отсрочке окончания приватизации. Поскольку в проигрыше остаются льготные категории граждан, которые имеют право на получение бесплатного жилья от государства. После 1 марта они уже не смогут оформить его в собственность. Однако представители других фракций не поддерживают своих коллег в этом вопросе и заявляют, что никакого нового переноса сроков уже не будет.
Неслыханная щедрость государства, 20 лет безвозмездно раздававшего недвижимость, завершается окончательно. Почему в России был предпринят такой уникальный эксперимент?
В начале 90-х содержать стремительно ветшающий муниципальный жилфонд было попросту не на что. Пустующую казну необходимо было пополнять налогами. Одним из основных источников дохода в бюджет во всем мире считается налог на имущество. Поэтому государство было крайне заинтересовано в появлении класса частных собственников. «Мы им отдадим квартиры, пусть они их приватизируют, возьмем сначала маленький налог, потом мы можем налог повысить и регулировать поступления в бюджет по своему усмотрению. Обслуживать квартиры муниципалитету было невыгодно, денег не хватало. Когда человек становится собственником и достаточно богатым собственником, можно уже серьезно повышать доходы бюджета», — считает финансовый аналитик Александр Лепестов.
А вот у самих потенциальных собственников приватизация жилья, в отличие от приватизации предприятий, особого интереса не вызывала. Если от акций заводов и компаний люди надеялись получить доход, то никакой корысти во владении единственным жильём, которое они и так считали своим, поначалу никто не видел. Квартиры приватизировали в основном в целях страховки. Человек, который пережил развал государства, банкротство предприятий и обесценивание денег хотел сохранить то единственное стабильное, что у него оставалось — жильё. «Чтобы оставить квартиру в своей собственности, чтоб можно было внукам и детям передать, продать, поменять, разменять», — продолжил Александр Лепестов. Правда, поначалу мало кто понимал какова реальная стоимость полученного в собственность имущества. Да и как можно определить истинную ценность того, что было дано бесплатно и досталось даром?
«Меняю двухкомнатную квартиру в панельном доме на окраине города на однокомнатную в центре или автомобиль иностранного производства». В начале — середине 90-х подобные объявления в газетах были не редкость. Обмен квартиры в старом доме на весьма подержанную иномарку считался в то время вполне удачной сделкой. Понадобилось несколько лет, чтобы цены на квартиры обрели свое реальное значение. «Я приватизировал плохую квартиру, добавил немножко денег, поменял ее на новую, разменял на большую в соответствие со своими доходами. Я мог подобрать более престижное жилье в более хорошем районе. И цены стали варьироваться не только от города к городу, но и в зависимости от расположения дома: в первом ряду или нет, есть ли парковка, есть ли рядом школа», — резюмировал Александр Лепестов.
Итак, задачи, поставленные в самом начале приватизации были выполнены. В России сформировался рынок недвижимости, а квартиры стали привычным объектом купли-продажи. За 20 лет сложился целый класс собственников, несущих ответственность за своё жильё, а государство сбросило с себя бремя забот по содержанию муниципальных квартир. Миссия выполнена, и процесс приватизации может спокойно уйти в историю. Ещё один итог приватизации, который можно без всякого сомнения считать уникальным. 87% жилья в России находится в собственности граждан. В Сургуте этот показатель ещё выше и достигает 90%. Такого количества собственников, отмечают эксперты, нет больше ни в одной стране мира. Как можно относиться к этим цифрам?
Учитывая, что собственность считается недвижимым капиталом, можно считать, что у нас самое большое количество вполне обеспеченных капиталистов. Но если посмотреть на качество приватизированного жилья, то большинству наших собственников можно только посочувствовать. Большая часть приватизированного жилья — это квартиры ещё советской постройки. Понятно, что с каждым годом дома становятся старше, а многие уже давно требуют ремонта. И хотя государство окончательно не отказывается от своих обязанностей по поддержанию такого жилфонда, однако основную часть затрат несут на себе собственники. Вряд ли
Неоднократной чемпионке мира и Европы по армрестлингу Татьяне Истоминой в ближайшие несколько недель придется часто стоять в очередях. Так что отличная физическая форма ей пригодится. Впрочем, о потраченном времени она не жалеет. Главное, что у девушки появится возможность наконец-то приватизировать квартиру в общежитии, которую она получила за свои спортивные достижения. Такие же чувства испытывают и другие жильцы двух общежитий на улице Мира. В середине двухтысячных город выкупил эти дома для собственных нужд. Квартиры там получили бюджетники и муниципальные служащие. И вот теперь, когда до конца приватизации осталось всего полтора месяца, было принято решение о переводе этих домов из статуса специализированного жилфонда.
Город, вообще, большинство муниципальных квартир со спокойной душой передал бы в частные руки. Ведь особой выгоды администрации они не приносят. Люди на условиях соцнайма могут прожить хоть всю жизнь. А тратить деньги на ремонт дворов, установку счетчиков и многое другое вынужден собственник, то есть муниципалитет. «Такое решение принято с учетом многочисленных обращений граждан в связи с окончанием приватизации, а также из-за того, что там почти ничего не освобождается, люди постоянно проживают и не имеют в большинстве своем никакого другого жилья», — рассказала заместитель начальника управления учета и распределения жилья администрации Сургута Алла Шмидт.
А раз использовать по своему усмотрению такое жилье у города не получается, то вполне понятно его желание сбросить с себя это бремя. И Сургуту в этом отношении есть чем похвастаться 90% всех квартир в городе приватизированы — показатель превышает среднероссийский уровень. И естественно, что собственникам наряду с правами достаются еще и обязанности. «Если мы покупаем машину, то понимаем, что нам придется тратить деньги на ее техобслуживание и ремонт, заправлять ее, менять масло и так далее. Если мы покупаем дачу, то у нас уже не возникает вопросов, почему мы должны ее обустраивать, ремонтировать — мы ни от кого никакой помощи не ждем. Ну примерно такая ситуация и с квартирами должна быть», — отметил директор департамента городского хозяйства администрации Сургута Владимир Базаров.
Конечно, основной массе населения даже после оформления в собственность жилья все эти обязанности абсолютно до лампочки. Хорошо, если просто коммуналку вовремя оплачивают. А уж различные инициативы по улучшению
Впрочем, такие истории — это еще цветочки. Другое дело, когда управляющая компания, наделав долгов перед коммунальными предприятиями, вдруг объявляет себя банкротом и исчезает с горизонта. А решать все вопросы по задолженности с поставщиками ресурсов приходится самим собственникам и департаменту городского хозяйства. Выбирать новую управляющую компанию и контролировать, чтобы подобная ситуация не повторилась вновь является почетной миссией самих жильцов, которые сами по себе не очень-то ориентируются на коммунальном рынке.
В этом году российское правительство решило преподнести собственникам еще один сюрприз. Затраты на проведение капитальных ремонтов домов переложить на плечи самих жителей. Так что новая строчка расходов в коммунальных расчетках не заставит себя долго ждать. «Это решение уже принято и сейчас мы ждем, когда округ установит нижнюю планку этих платежей, это первое, второе, когда появится региональный оператор этих средств», — разъяснил Владимир Базаров. И поэтому глядя на суровую коммунальную действительность возникает лишь один вопрос — а так ли неправы те люди, которые до сих пор не оформили жилье в собственность? По крайней мере поводов для головной боли у них гораздо меньше.
И ещё один крайне неприятный сюрприз ожидает собственников жилья уже в ближайшее время. В России может повыситься размер налогов на недвижимость. Причем, вырасти он может кратно. Если до сих пор размер пошлины определялся, исходя из инвентаризационной стоимости квартиры, то уже с этого года расчет будет производиться на основе кадастровой оценки. А она максимально приближена к рыночной стоимости жилья. Так к чему готовиться владельцам квартир и какие суммы готовить?
«Расчет налога от кадастровой стоимости, скорее всего, приведет к его увеличению хотя бы потому, что кадастровая стоимость должна соответствовать рыночной стоимости объектов недвижимости. Размер налога может увеличиться существенно — с сотен рублей (сейчас налог колеблется от 100 до 800 рублей в год) до тысяч или десятков тысяч рублей. Величина налога будет зависеть от самого помещения: где оно находится, какого оно размера, когда построено, в каком районе и так далее», — подчеркнула заместитель генерального директора Сургутской торгово-промышленной палаты Анна Чурманова.
Поневоле задумаешься: а может быть правы те 10% сургутян, которые за 20 лет так и не пришли к решению стать собственниками жилья? Безусловно, в их положении есть свои неудобства – они не распоряжаются своими жилыми метрами и не смогут оставить их внукам в наследство. Но, с другой стороны, отсутствие привязанности к одному жилищу делает человека более мобильным, а экономику государства — более гибкой.
«Глядя на мировую практику, мы видим что достаточно большое количество людей вообще не имеет никакого жилья и живет в арендованном. Я думаю, что это направление у нас тоже будет развиваться. Есть целые многоквартирные дома, предназначенные для того, чтобы квартиры сдавались в аренду. В этом есть определенный плюс. Во-первых, хотим мы того или нет, но мировая глобализация заставляет людей достаточно часто менять работу, зачастую это связано со сменой места жительства. И когда человек арендует жилье, эти вопросы решаются очень просто. Растет уровень свободы, не надо продавать квартиру, чтобы переехать в другое место. Возможно, какая-то часть населения перейдет к такому образу жизни, как в Америке, когда собственные дома приобретаются ближе к пенсионному возрасту. А до этого времени люди спокойно перемещаются по стране, находят работу то в одном, то в другом городе. Люди, которые жили при прежнем строе, целиком и полностью полагались не на себя, а на государство, еще живут и все хорошо помнят, от таких привычек непросто избавиться», — подытожил Владимир Базаров.
Другими словами, следующие 20 лет нам придется привыкать к другой крамольной мысли: что бесплатного сыра не бывает. А если и бывает, то только в одном месте, и за него надо дорого платить.
Авторы: Людмила Осьминкина, Дмитрий Завьялов
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале