"Надо быть реалистами!" Директор «Горсвета» рассказал о светофорах и пробках в Сургуте
То ли не с той ноги встали, то ли не в ту полосу. Неделя началась с Великого стояния. Правда, не на Угре, а на Югорском тракте. Жители западной части города в полной мере ощутили, что такое транспортный коллапс. По 10-балльной шкале пробка в часы-пик тянула, наверно, на все десять. Гигантский затор растянулся на несколько километров. Попытки же объехать пробку с другой стороны — по Тюменскому тракту или через Индустриальную — лишь создавали новые пробки. В итоге десятки сургутян опоздали на работу, в школу и детские сады. Благо времени, проведенного в салоне автомобиля или автобуса, было достаточно, чтобы сочинить объяснительную для начальства.
Ну а кто даже в таких обстоятельствах поймал удачу за хвост — так это предприимчивые таксисты. Они быстро воспользовались сложившейся ситуацией, повысив расценки на свои услуги. Чиновники, в свою очередь, тоже поспешили — если не разрулить проблему, то успокоить горожан. Мол, пробки есть, но вы держитесь! Октября так до 20-го. Якобы к этому времени — то есть, как раз к первому снегу и гололеду, — должен закончиться ремонт ливневой канализации в районе Грибоедовской развязки. Сами же горожане винят во всем новый светофор на пешеходном переходе, появившийся «на благо горожан» возле гипермаркета «Лента». Да и вообще, многих из тех, кто приобрел жилье за чертой Тюменского тракта, боюсь, всерьез беспокоит: не оказались ли они за чертой цивилизации…
О сложившейся ситуации мы поговорили со специалистом — директором СГМУЭП «Горсвет» Станиславом Кузнецовым.
— Понимаю, что работы у вас много и сейчас очень напряженная ситуация у нас сложилась на дорогах. Скажите, вы сами в каком микрорайоне живете?
— Я живу в микрорайоне Строитель.
— То есть, вас пробки на Грибоедовской развязке никак не касаются? Ну как не касаются! Они меня касаются каждый день.
— Я, может быть, просто не страдаю оттого, что я просто не проезжаю каждый день там.
— А не считаете, что это пешеходный светофор у «Ленты» ситуацию только усугубил? Может, просто уменьшить время его горения, потому что, я так понимаю, там не такая большая плотность прохода пешеходов?
— Нет, все сделано грамотно, и мы для демонстрации уже выключали светофор, переводили его в мигающий режим. В мигающем режиме светофор показал, что когда пешеход работает как обычный переход, пробка была в том же самом состоянии, в котором находится сейчас. То есть, получается, что проблема гораздо глубже. Мы же не можем запретить людям жить в тех домах, которые были построены, не ждите, что у вас там пробок не будет. Пробки будут. А когда заселится микрорайон, — там идет развитие еще микрорайонов, — ситуация еще ухудшится на том перекрестке.
— Слышала еще и такую версию. Что якобы специалисты «Горсвета» специально настраивают светофоры так, чтобы люди дольше стояли на въезде в город, соответственно не было транспортного коллапса в самом городе?
— А специально мы не делаем. Мы просто прекрасно понимаем, что если мы сделаем бесконечную зеленую фазу и набросаем машин в город, то в городе будет потом коллапс. На втором, на третьем светофоре они все встанут.
— Почему так получается, что в том же Екатеринбурге смогли на центральных улицах сделать зеленую волну: машины проезжают? У нас вроде как тоже программное обеспечение достаточное дорогое, и вы постоянно следите, но почему не получается создать эту зеленую волну? Проблема в руках? В головах? Так сошлись звезды?
— Основная проблема — в деньгах. Нормальные есть головы, нормальные руки… По поводу зеленой волны у меня вообще есть свое мнение. Я не знаю, вам кто рассказывает про эти зеленые волны. Нет таких программ. Не верьте никому, что они есть. Огромное количество программ по организации движения: есть забитые формулы, забитые режимы, есть, допустим, программы, которые считывают интенсивность транспортных потоков, которые дают команду на переход светофоров в автомате на тот режим, который жестко прописан уже. Режимов можно прописать на светофор хоть 20, ну, насколько это необходимо. Но вот что все включается как показывают в боевиках или в кино — ну такого не бывает. Цена вопроса, чтобы сделать более-менее умное АСУ, умные транспортные потоки — мне необходимо 150-200 миллионов рублей. И опять таки, даже если я это сделаю, я смогу улучшить транспортную ситуацию в городе максимум на 10% и все. Дальше ни я, ни поменяйте меня на другого — никто вам не поможет. Надо быть реалистами. Вы думаете, если у нас город разрастется до полумиллиона, а количество дорог останется прежним, мы отрегулировали светофоры и все поехали? Нет, такого не будет никогда.
Конечно, можно долго переводить стрелки и на светофорах, и друг на друга, но ситуация с каждым годом лишь усугубляется. Город растет: увеличивается и количество жителей, и количество автомобилей, строятся новые микрорайоны, но не строятся транспортные развязки. Чем это чревато — очевидно. В один прекрасный момент Cургут может просто встать в одну большую пробку.
Вот что называется: не в том месте и не в то время. Район новостроек на Тюменском тракте. Время — 8:15, а на работу надо к 9:00. Что делать? Водитель обещает домчать нас до Маяковского за 40 минут. Смелое заявление. Тем более, что путь наш лежит через Грибоедовскую развязку. Со скоростью 2 километра в час долетели до проклинаемого всеми водителями светофора за 30 минут.
«Пробка всё таки не из-за светофора. Она из-за строительства, ремонта по улице Киртбая, которое должно закончится в октябре месяце. Поверьте, мы выключали на целые сутки его. Он работал в мигающем режиме, жёлтый свет просто мигал. Ситуация ровно такая, какая она и есть», — утверждает заместитель директора департамента городского хозяйства г.Сургута Константин Карпеткин.
Радует, что экспериментируют. Огорчает — что на людях. Проводить опыты, рисовать схемы и графики надо было задолго до начала строительства ныне тесных и густонаселенных жилых комплексов. Со скоростью улитки машины передвигаются сейчас в часы-пик по Унивеситетской, Профсоюзов, Декабристов, Мира. Установка новых светофоров для решения все усугубляющейся транспортной проблемы выглядит, как лечение пневмонии сиропом от кашля.
«Нужно увести с одной линии пешеходов и транспортные средства, убрать. Поэтому пока не будет пешеходных надземных или подземных переходов, у нас организация будет получать оценку 2, отдел по организации движения будет получать оценку 2», — высказался эксперт-автотехник, действительный член Палаты судебных экспертов Геннадий Паклин.
Установка светофора на пешеходнике — это каких-нибудь 1 миллион 200 тысяч рублей. И видимость того, что власти работают над проблемой — налицо. Строительство надземного перехода суетно и накладно: если верить сайту госзакупок — от 9 миллионов и выше. Возведение развязки — ну, это вообще, за гранью реальности.
«Корень решения проблемы в оптимизации того, что есть сегодня — где это позволяется с точки зрения красных линий дороги, где позволяет это с точки зрения транспортного спроса, где это нужно — там возможно строительство двухуровневых, допустим путепроводов. Как пример — это Нефтеюганское шоссе», — считает директор центра транспортного моделирования НИУ ВШЭ Москвы Александр Кулаков.
Вы удивитесь, но намерения по разгрузке самых напряженных городских магистралей у местных властей есть. Это строительство 13 надземных переходов и двух многоуровневых развязок. О том, насколько эти планы реалистичны, можно судить ну, хотя бы по цене эстакад — 2,5 миллиарда рублей. А что можно сказать жителям этих новостроек, которые вынуждены стоять в пробке? Потерпите, будет лучше? Или как?
«Нет, ну безусловно мы проектируем… Мы будем выходить на строительство. Сейчас можно говорить, что все проекты у нас будут в 2019 году готовы, мы будем понимать, какая цена вопроса. И будем надеятся, что округ поддержит нас», — отвечает на этот вопрос директор департамента архитектуры и градостроительства Сургута Юрий Валгушкин.
А случись так, что надежда не оправдается? Округ не поддержит. А тут еще, не дай бог, светофор какой-нибудь сломается, летом на дороге яма появится, зимой снег внезапно выпадет, а весной неожиданно растает. Работы — невпроворот. Некогда думать о будущем. Успеть бы добраться до кабинета сегодня…
Максим Щербаков, Юлия Шадевская
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале