Сети к нам приходят! Чей кусок пирога отберут федеральные ритейлеры, и дорастет ли Сургут до международного торгового центра?
Да будет план! На этой неделе в Сургуте была наконец-то официально представлена стратегия развития города до 2030 года. Этого знаменательного дня многие ждали давно. Начиная еще с разработок прошлых подобных документов, которые так почему-то и не воплощались в жизнь в полном объеме. Это и знаменитая аббревиатура СУП (сильный, удобный, привлекательный), это и вариант, вкратце обозначающий город как логистический центр с наличием неких кластеров. И вот, наконец, новый готовый план, суть которого отражена в генеральной стратегической цели — формирование промышленно-научного центра с инновационной диверсифицированной экономикой, широкими возможностями осуществления предпринимательской деятельности, высоким потенциалом экономического и гражданского развития.
Научно-промышленный центр — звучит действительно круто. Сделать-то это как? Даже не так… А это здесь, у нас, вообще реально сделать?
«Возможно, дополнительным добрым знаком станет для стратегии и то, что план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Сургута до 2030 года согласован решением думы города за номером 777-V ДГ. Отмечу, что 777 — это число трех таинств, которые исполняются магом с целью обретения знаний. Будем надеяться, что это особое таинство дано нам не зря, теперь самое сложное — реализовать задуманное. Мы прошли долгий путь от осмысления того, каким мы видим наше будущее, до понимания, через какие правовые инструменты это будущее возможно превратить в реальность. Результаты стали по-настоящему успешными не только по нашему мнению, но и по достоинству оценены профессиональным сообществом стратегов страны», — прокомментировал глава Сургута Дмитрий Попов.
Стратеги страны, понятно, люди очень умные. Для нас же, особо умных, порой требуется и особый перевод. В каком таком городе мы все-таки будем жить в 2030-м году? Станет ли Он, весь из себя такой промышленный и научный, еще и удобным и привлекательным для нас жителей, как это все обещали нам еще в начале нулевых? Власти города считают — одно без другого представить невозможно.
«Город, который не будет шопинг-центром, мы будем, в том числе, культурной столицей, у нас не будет пробок. Мы так отработаем улично-дорожную сеть с необходимым количеством развязок, что не будет проблем ни для жителей города Сургута, ни для тех, кто приедет к нам в гости. Это будет город с новой архитектурой. Спальные микрорайоны уйдут в прошлое, это будет лучший город на земле», — пообещал Дмитрий Попов.
В такое всегда хочется верить. Судя по описаниям главы, речь как будто бы идет не о Сургуте, а о Питере (только без пробок). Верить хочется… Но, судя по опросам жителей, почему-то никому не верится.
Интересно, но сам по себе стратегический план появился исходя из определенных запросов сургутян. То есть то, чего они хотели, туда и попало. А теперь сами и не верят. Почему? Может, просто неправильное советское воспитание, когда лозунги партии и правительства не совсем совпадали с реальными результатами? Декларировать можно все, что угодно, но все же, для пущей уверенности в достижении светлого будущего хочется еще и план действий увидеть.
Нам долгое время говорили — Сургут инвестиционно привлекателен, крупные инвесторы прут одни за другими. Выхлоп — построены крупные торговые и торгово-развлекательные центры. На подходе еще несколько. И всем уже понятно — да, это качественно изменило Сургут, мы стали крупным логистическим шопинг-центром Сибири. Но дальнейшее развитие бизнеса в городе неочевидно. Мелких «купи-продай» заменили большие сети. Местные схлопнулись или на грани. А взамен никаких других и не видно. В огромном количестве пустуют теперь коммерческие помещения, причем в самом центре города. Торговать вещами в мелких магазинах стало невыгодно, а заниматься
«Единственная сфера, которая наиболее устойчива во время кризисов и не кризисов, — это сфера обслуживания, сфера услуг. Она меньше зависит от поставки какого-то сырья, она привязана к конкретному потребителю. Почему? Я интересовался, сколько у нас вообще предоставляется услуг в Сургуте, Югре. Да, они исчисляются сотнями на сегодняшний день, сотни разных услуг, но, если мы возьмем ту самую Америку, которую в последнее время критикуем, США, там 6000 услуг. То есть, все, что ты хочешь», — сказал депутат думы ХМАО-Югры Анатолий Вац.
То ли сами предприниматели
«85 процентов звонков — это, знаете, „мне нужно 20 квадратов“. Когда я спрашиваю, какой будет у ассортимент, — «будет мужская, женская и детская одежда». Вот вы себе представляете, на 20 квадратах такой мини-рынок под крышей? Нам бы тоже не хотелось делать 2 шага назад», — рассказала директор одного из торговых центров Сургута Татьяна Бабич.
Управляющая одного из торговых центров Татьяна Бабич признает, что сейчас сургутский девелопмент переживает не самые лучшие времена. Появление в городе гипермоллов изменило всю иерархию коммерческой недвижимости в городе. Посетители, естественно, кинулись в крупные ТРЦ. Все значимые арендаторы устремились вслед за ними. Более мелкие игроки на рынке были вынуждены довольствоваться тем, что осталось.
«Если раньше в выходной день проходимость была вдвое выше, чем в будний день, сейчас такого всплеска нет, и, кроме того, торговые центры городские фактически потеряли иногородних покупателей. Когда едут за покупками в Сургут, первая у людей „Аура“, ну и кто туда зашел — все, живым не вышел. В том плане, что они находят развлечения и так далее», — пояснила Татьяна Бабич.
Теперь ситуация осложняется еще и настигшим страну финансовым кризисом. Доходы населения если и не упали, то вряд ли выросли. А цены практически на все товары и услуги поползли вверх.
«Цены растут, соответственно, поэтому население начало задумываться и тратить большую часть своих денежных средств на продукты, коммуналку. Все остальное — развлечения, одежда и так далее уже придерживается», — отметила генеральный директор торгово-промышленной палаты Сургута Анна Чурманова.
Снижение покупательской способности — еще одна причина кризиса коммерческой недвижимости. Люди готовы меньше тратить, соответственно, лихорадить начинает и предпринимателей. Поэтому многие торговые центры с невысокой проходимостью стоят полупустыми. По оценкам риэлторов, стоимость аренды квадратного метра торговых площадей за последние несколько лет в Сургуте снизилась почти в 2 раза. Равно как и их стоимость.
«Сейчас очень много на рынке свободной коммерческой площади, и цены на нее также снизились уже — в среднем, до 57 тысяч за квадратный метр коммерческой площади», — сказал ведущий специалист по коммерческой недвижимости риэлторской компании Петр Аксенов.
Так что с приходом федеральных сетей и появлением гипермоллов сургутский малый бизнес пришел в упадок. Формулы «купил подешевле — продашь подороже», которые раньше сулили неплохие барыши, теперь не работают.
«Если раньше предприниматели привозили свой товар из Турции, Китая и так далее и они могли рассчитывать на этот спрос, то теперь сети могут предложить более конкурентную цену, и, естественно, ощущается отток покупателей», — добавила Татьяна Бабич.
Экспансия в Сургут федералов привела пока к одному результату. Они своим появлением постепенно замещают местный бизнес. Конечно, на обычном потребителе, все эти процессы вряд ли скажутся. Без продуктов питания, одежды и обуви мы вряд ли останемся. Особой разницы, кто нам все это продал — коренной сургутянин или заезжий москвич, в принципе, нет. Однако с точки зрения городской экономики все выглядит по-другому. Когда налоги утекают в другие регионы, рабочие места, которые вроде бы появляются, занимают далеко не местные, и говорить об экономическом чуде не приходится.
Бизнес на пустом месте не заводится, инвестиции в тайгу и болото просто так не приходят. В чем же секрет тогда тех российских городов, где экономического роста не ожидал никто? Выглядели депрессивно и, в общем-то, инвестиционно не привлекательно, и вдруг прорыв.
Причем речь не о шопинг-центрах, а как раз о промышленно-научных. В пример другим муниципалитетам теперь часто ставят и Калугу, и Тюмень. И прежде всего потому, что вслед за декларациями про инвестпривлекательность и экономический потенциал там появились реальные сектора, дающие быстрое развитие. И, как оказалось, завелось это не благодаря географическому положению или наличию определенных ресурсов, а благодаря определённым действиям местных властей. Которые, по сути, создав условия для привлечения бизнеса, еще и сами, лично, стали его привлекать. Иначе — не только по головке гладить, но за ручку водить. Дабы никто не тормозил и лишнего не просил. А это, как оказалось, сегодня и вызывает самое большое доверие крупных инвесторов к тем или иным территориям.
Возможно ли такое в Сургуте? У властей города действительно непростая задача в перспективе: перейти от заявленных в стратегии целей к реальным действиям. И чем скорее, тем лучше, а то за 15 лет точно ничего не успеем. Тем более, уже существуют в теории проекты, с которых можно начать. Например, развитие территории в пойме Оби за «Сити Молом». Это некий научно-учебный кампус и международный выставочный центр. По мнению многих экспертов, реализация этого проекта изменила бы город до неузнаваемости, дала бы ему новый толчок к развитию. Сургут перестал бы выглядеть не только шопинг-центром, но и спальником для работников ТЭК.
И, что удивительно, инициаторы, инвесторы всего этого — местные предприниматели. Воплотить все это возможно, говорят они. Дело за малым — чтобы идею поддержал весь город, и властям было бы не все равно.
Целый комплекс различных объектов. Вот высотки — будущий отель; рядом офисы и линия экспоцентра с современными выставочными павильонами; автовокзал, медицинский центр, благоустроенная набережная. Помимо этого, по соседству технопарк с лабораториями, производственными помещениями и всей инфраструктурой для жизни.
«Наша идея заключается в том, чтобы получить синергетический эффект, при минимуме затрат получать максимальный результат и рывки для развития, поэтому мы взяли проект кампуса — это проект СурГУ-кампуса изначально — и соединили его со своим проектом международного выставочного центра», — прокомментировала генеральный директор ООО «СГС групп» Елена Волосникова.
Даже для самого крупного города округа подобные масштабы кажутся грандиозными. Международный торговый центр — это не просто выставочный комплекс, а определенная деловая среда, площадка, которая позволит знакомится с новыми технологиями и идеями, порождать их и выстраивать деловые связи. Он учитывает специфику экономики города.
«Географически город Сургут имеет большой плюс в том, что в радиусе 100 километров здесь осуществляют деятельность крупнейшие компании мирового уровня, „Сургутнефтегаз“ как градообразующее предприятие, «Лукойл», «Роснефть», достаточно серьезные подразделения «Газпрома», — отметил Дмитрий Попов.
Сегодня тем же нефтяникам и газовикам приходится изучать новые наработки, мониторя просторы страны и мира, выезжать на презентации. Непосредственно в Сургуте это можно сделать разве что на выставке «Сургут. Нефть и газ». Но масштабы сильно ограничены имеющимися площадками.
«Выставка должна быть сделана не так, как проходит у нас — в центре микрорайона загонят технику, стыдно смотреть. Надо делать качественно, на высоком международном уровне эти выставки. Многие компании, взять, допустим, «Вольво», да она откроет с удовольствием здесь свое представительство, чтобы эти машины покупал «Сургутнефтегаз». Или взять китайские компании, там очень много предприятий, которые рвутся сюда, но нет площадок, нормальных качественных площадок», — заметил директор ООО СФК «Сургутгазстрой» Сергей Кандаков.
В Сургуте действительно нет места, где могут порождаться и воплощаться в жизнь новые идеи и наработки. В мире и в стране регулярно проходят масштабные профильные выставки. Например, международный авиа-космический салон «Макс» в Москве в этом году собрал более 400 тысяч участников и гостей. Для специалистов это возможность не только себя показать, но и посмотреть, что за последнее время было сделано в отрасли, а также узнать, какие потребности есть у непосредственного заказчика.
Не секрет, что путь от ноу-хау до производственного конвейера долог и непрост. Наверное, раньше и можно было себе представить, что
«Надо думать о будущем, нужны новые технологии, как оттуда доставать нефть. Ведь это все пока импортное, а импортозамещение — надо думать. Это как раз кто должен думать? Должны мы привлечь тех людей, тех специалистов, которые смогут это сделать. Сургут, в принципе, в своем развитии сейчас достиг какого-то определенного максимума, следующим должно быть интеллектуальное развитие Сургута», — резюмировал Сергей Кандаков.
Живой интерес к этому проекту проявляют сегодня в Тюмени. Более того, региональные власти не исключают, что могут поддержать его реализацию, вот только ближе к столице области. В «Сургутгазстрое» же пока рассчитывают воплотить его все-таки на сургутской земле.
«Этим проектом заинтересовалась очень Тюмень, и, естественно, в регионе не может быть два таких крупных проекта, он будет один. Если этот проект будет реализован в Тюмени, то Сургут навсегда останется вахтовым поселком и сырьевым придатком. Интерес Тюмени — это интерес профессионалов, которые понимают уровень стратегического развития своего города, своего региона», — отметила Елена Волосникова.
Будущее Сургута всегда связывали с нефтью. Но долгое время именно с добычей, а производственная, научная сферы были в стороне. Но сегодня очевидно: городу давно нужен следующий шаг, который бы позволил перейти к делу от бесконечных деклараций о необходимости развития и стратегии.
Дмитрий Завьялов, Александр Садовский, Екатерина Севостьянова, Евгений Лаврентьев
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале