Супер и гипер торговля. Почему федеральные сети так рвутся в Сургут, и хватит ли всем "лакомого куска" ?
Сургут — центр гипермоллов, настоящая торговая мекка! На этой неделе стало известно, что в город заходит очередная сеть, на этот раз немецкая — «Метро». Эксперты уже начали говорить о том, что на сургутском рынке начнётся очередное перераспределение покупательских потоков. И, соответственно, денег. Ведь вряд ли приход нового игрока связан с увеличением потребительской аудитории. Так что уже существующим «гиперам» и «суперам» есть, о чем призадуматься: готовы ли они к очередной конкурентной борьбе? Сами же потребители задаются сегодня совсем иным вопросом. Сколько еще можно понастроить магазинов, ведь Сургут-то не резиновый?
Если говорить о нормативах, то город давно уже ставит, а затем бьёт собственные рекорды обеспечения торговыми площадями на душу населения. Так, на тысячу жителей приходится 1700 квадратных метров: даже Екатеринбург, занимавший долгое время лидерские позиции в стране, переплюнули. Там всего 500 квадратов на 1000. При этом в столице Урала уже не первый год думают — столько съесть невозможно. Для нас, похоже, ничего невозможного нет.
Наверное, понимают это и представители федеральных сетей. По крайней мере, готовы участвовать в аукционах и тратить десятки миллионов рублей в сегодняшнее непростое время на покупку земли и строительство очередного огромного супермаркета.
«Для нас, горожан, этот аукцион во многом знаковый. Потому что на сегодняшний день „Метро кэш энд кэрри“ замкнуло так называемую линейку федеральных сетей — это и торговая сеть «Магнит, „Окей“, другие торговые сети. Это тренд федеральных торговых сетей, которые присутствуют в городах свыше миллиона населением», -считает директор ДИЗО администрации Сургута Вадим Клочков.
Располагаться «Метро» будет, как и предполагалось, на улице 30 лет Победы, по соседству с «Лентой». На приличном участке земли площадью больше 33 тысяч квадратных метров. Более того, «Метро» — не последний крупный ТРЦ, пришедший в Сургут. В местную администрацию обратились представители французской сети «Леруа Мерлен» — сеть магазинов для дома и дачи. При этом огромная и уже просто немыслимая конкуренция в сфере «купи-продай» представителей торговой сети не пугает.
«Они говорят: „нас это не смущает“. Сейчас в тех кругах, где они общаются, распространяется информация. В Сургуте достаточно прозрачна, понятна система конкурсов распределения земельных участков. Ну и это, наверное, самый главный результат репутационный, который меряется не рейтингами, а именно отношением к Сургуту с точки зрения возможности ведения здесь бизнеса. Уровень благосостояния жителей города Сургута и жителей городов по соседству с ним, общеизвестен в стране, поэтому, конечно это достаточно лакомый кусок для бизнеса», -отметил замглавы администрации Сургута Алексей Сафиоллин.
Тем более, когда владельцы того или иного торгового бренда, готовы раскошелиться на 100 миллионов рублей за землю под тот же самый «Метро». Вообще же, когда шопинг-бум в Сургуте только стартовал, наверное, не встречалось человека, которого бы встревожил процесс фактического захвата местного рынка. Ну, а как иначе? Для чиновников — это миллионные инвестиции сегодня и сейчас, для жителей — магазины и развлечения совсем другого уровня и по другим ценам. Все мировые бренды в гости к нам, в таежный закуток. Сегодня оптимизма поубавилось.
Ежемесячная арендная плата за площадь в 33 квадрата в одном из сургутских гипермоллов — порядка 105 000 рублей. Несмотря на переизбыток в городе торговых площадей, снижать стоимость аренды никто не собирается. В среднем по городским торговым центрам она составляет около полутора тысяч, ну а в самых крупных порядка 3000 рублей.
Судя по всему, торговым центрам в Сургуте пока живётся неплохо, несмотря на постоянные слухи о том, что понаехавшие сюда представители мировых брэндов активно пакуют чемоданы. Сделали это пока единицы, но, вполне возможно, в ближайшее время в полку разочаровавшихся прибудет.
«Что „Сити молл“, что «Аура» считали объёмы своей окупаемости, исходя из максимальной проходимости ареала, расположенного в 300-километровом радиусе вокруг Сургута. И считали что это где — то миллион. Их устраивало, но только каждый считал по отдельности, а по-хорошему эту цифру надо делить на два. Отсюда уже изначально заложен подвох по двум этим центрам», -прокомментировал генеральный директор ТПП Сургута Владимир Болотов.
Но местные власти уверяют: сургутских денег сегодня, несмотря на серьёзный экономический спад, хватает на всех. Местный рынок товаров и услуг измеряется 150 миллиардами рублей в год. То есть, потреблять и тратить здесь готовы как и раньше, а, соответственно, уходить из Сургута смысла нет — скорее наоборот, надо бежать сюда и занимать места, пока они ещё остались.
«Это очень лакомый кусок для предприятий, которые хотели бы получить эти деньги в виде предложения своих товаров либо услуг. Как они будут конкурировать между собой, кто будет оставаться, кто будет уходить — мы, с точки зрения жителей города понимаем, что будет оставаться лучшее качество и меньшая цена», — заметил Алексей Сафиоллин.
«Давайте откровенно — покупательская способность конечна. Грубо говоря, количество рублей, которое потратят люди на покупки, примерно одинаково, в зависимости от сезона, но по году цифра известна. И мы получаем ситуацию, когда у нас в Сургуте одномоментно количество площадей фактически утроилось, соответственно, доходов с квадратного метра стало в 3 раза меньше — то есть, выручки на квадратный метр, есть такой показатель», — говорит Владимир Болотов.
То, что уменьшилось в кармане у иногородних ритейлеров, нас не заботит. А вот сколько местных коммерсантов покинет стройные ряды бизнеса, в связи с обострившейся конкуренцией, должно тревожить. Налоги, прежде всего НДФЛ, они платят здесь, в муниципальный бюджет, в отличии от федеральных операторов.
«Если предоставлять возможность развиваться сетевым компаниям, мы остановимся в развитии», -считает председатель Ассоциации частных предпринимателей Сургута Леонид Тарабанов.
В Сургуте построены тысячи квадратных метров коммерческих площадей в новых жилых микрорайонах. Занимать их сегодня просто некому, и здесь, в отличие от крупных ТРЦ, аренду снижают, но предприниматель не идёт. Зачем, если та самая покупательская способность буквально размазана тонким слоем по огромному количеству квадратных метров городских торговых площадей.
Так или иначе, платёжеспособное население вполне может обеспечить своими деньгами огромное количество приходящих сюда сетей. Иначе зачем бы они сюда шли? Интерес федералов подогревает и тот факт, что логистическим центром, по крайней мере продуктовым, Сургут действительно стал. За едой и впечатлениями едут даже из соседнего Ямала. Но вот незадача — город, который давно превратился в рыночную площадь, других направлений, кроме торговли, в принципе не развивает. Ну а когда приходят федеральные или мировые гиганты, местным ничего не остаётся, кроме как уступить место.
«Определенные торговые сети начнут банкротиться, этот процесс уже идет, мы уже имеем несколько сургутских сетей, которые обанкротились, мы уже имеем закрытые магазины, официально подтвержденное статистикой падение реализации от среднего и малого бизнеса в Сургуте, — констатировал генеральный директор ТПП Сургута Владимир Болотов. — А что происходит дальше? Назовите мне пример, когда, задушив все местные сети, какой-нибудь федеральный ритейл говорил: ну все, теперь можно работать также качественно. Да нет, везде повышают цены — это раз. Любой монополизм — это ограничение ассортимента. Раз они строят, значит это инвестиционная привлекательность. Давайте дождемся, завтра доходность на квадратный метр упадет до нуля, инвестиционная привлекательность будет со знаком минус, то есть, Сургут будет восприниматься как город обманутых ожиданий инвесторов. А это уже и так имеет место быть, когда федеральные сети заходили в наши мегамоллы, рассчитывая получить определенную доходность, и они ее не получили в большинстве случаев, соответственно, у них уже есть обманутые ожидания, которые создают определенные инвестиционные настроения».
По большому счёту, жителям города до инвестиционных настроений дела нет. Здесь главное, чтобы ассортимент побольше, да цены поменьше. Что, собственно, наличие такой огромной конкуренции априори предполагает. Совершенно по-другому эта история выглядит с точки зрения городской экономики. Когда налоги утекают в другие регионы, рабочие места, которые вроде бы появляются, занимают далеко не местные, говорить об экономическом чуде не приходится, заключает Виталий Щербаков.
«Не дождётесь!» — это, пожалуй, сегодняшний слоган для новых управленцев сургутской «Вершины». Торговый центр, который уже давно списали со счетов, готов вновь побороться с конкурентами за место под солнцем. Ставку будут делать на нескольких якорных арендаторов и свои знания маркетинга.
«Многое будет зависеть от действий управляющей компании, потому что при грамотном управлении (опять же, сошлюсь на маркетинг), именно административное управление, какие-то договорённости по финансовым, коммерческим условиям. Я думаю, мы сможем создать условия для операторов, попробовать свои силы заново, и вкупе с политикой проведения мероприятий, на что мы сделаем особый упор и на что мы планируем ориентироваться», -говорит управляющий ООО «Вершина» Денис Савин.
По-другому не выжить. Привлечь покупателей, не имея какой-то своей «фишки», сегодня не просто сложно, а практически невозможно. Тем более местным, сургутским магазинам. Для федералов всё просто — это именно тот случай, когда о них знают ещё до прихода в города. Причём здесь, на территории, они почти всегда получают преференции.
«Я говорю о том, что стимулировали открывать то, что приносит наибольшую пользу и выгоду бюджету территории — всём. У нас с точностью до наоборот. Мы стимулируем и даём открывать то, что приносит минимальную выгоду бюджету территории. Ну кто мне объяснит, что это хорошо? Кто мне расскажет, что это — такая экономика? Я не знаю. Пусть меня убедят в том, что осуществление такой экономической политики, в частности, в Сургуте, оно ущербно», — задается вопросом депутат Госдумы РФ Михаил Сердюк.
Вспоминая местных ритейлеров (если, конечно, сургутских предпринимателей так можно обозвать), какими бы они ни были, они работают на местную экономику. Потраченные в них деньги из Сургута не утекают. Как минимум, идут на развитие бизнеса, организованного здесь. Сети действуют несколько по-другому. Задача — выкачать с территории как можно больше.
«Давайте дождемся ситуации, когда половина из занятых в малом и среднем бизнесе выйдут и скажут — что нам делать, а кто нас кормит-то будет? Раньше мы зарабатывали себе сами, не просили ничего у бюджета, а вот сейчас мы безработные, дайте нам хлеба. Тогда это станет городской проблемой», — опасается Владимир Болотов.
И решить эту проблему федеральные сети, опять же, навряд ли помогут — своих хватает. А все разговоры о дополнительных рабочих местах всегда остаются только лишь разговорами. Предлагаемые условия подходят разве что неприхотливым мигрантам, которые и составляют львиную долю штата всевозможных моллов.
«Да, можно с трибун городской администрации заявлять,что, дескать, мы тут бизнес развиваем, называть какие — то иностранные названия сетей красивые. Если приходит какой — то гипермаркет, он поглощает или убивает ряд конкурентов — это процессы рыночной экономики, это не повернуть вспять. Но те предприятия — это налогоплательщики, это рабочие места, это были коллективы. Как правило, здесь происходит привлечение, в основном, вахтовым методом и теми миграционными потоками», -отмечает Михаил Сердюк
Так или иначе, от конкуренции никуда не денешься. На место слабого всегда будет приходить сильный, на место сильного — более сильный. Да и как известно, свято место пусто не бывает, а значит, Сургут без продуктов питания не останется. Пока здесь есть деньги, всегда будут желающие их отсюда выкачать.
Виталий Щербаков
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
Из общего ряда чуть выбился «оби». Как исключение скорее…
Если короче, я лично-за разнообразие.
ИКЕЯ норм, ее жду.
# барабаш 01.12.2014 18:26:10 ▲ 0 ▼
# ОПТИМИСТ 01.12.2014 20:09:34 ▲ 0 ▼
# Учавствующий 01.12.2014 12:35:47 ▲ 0 ▼
# . 01.12.2014 15:19:12 ▲ 0 ▼
# Учавствующий 01.12.2014 12:42:31 ▲ 0 ▼
# . 01.12.2014 15:33:55 ▲ 0 ▼
# 30.11.2014 09:58:09 ▲ 0 ▼
# счетовод ВОТРУБА 30.11.2014 10:32:55 ▲ 0 ▼
# 01.12.2014 10:03:47 ▲ 0 ▼
# 29.11.2014 09:38:41 ▲ 0 ▼
# РАБ 29.11.2014 10:18:08 ▲ 0 ▼
# 29.11.2014 12:47:32 ▲ 0 ▼
# Мимо проходила 28.11.2014 22:35:16 ▲ 0 ▼
тут не по споришь, крупные торговые сети — это не благо, скорее всего наказание. зайдешь в магазин — а там практически не «лиц сургутской национальности», все пришлые, им чужды проблемы горожан. они приехали работать а не жить тут!
# albert leonov 28.11.2014 22:07:16 ▲ 0 ▼
Сургутяне привыкли много получать не зарабатывая.. Рабочих мест открывается тысячи..вот пусть идут и работают в гипермаркетах как мигранты.. тогда
# Нина 29.11.2014 13:14:02 ▲ 0 ▼
# не коммунист . 29.11.2014 16:53:49 ▲ 0 ▼
# СТАТИСТИКА 28.11.2014 21:16:39 ▲ 0 ▼