Город-супермаркет. Ждет ли Сургут большое торговое будущее?
И снова лучшие! Сургут признан вторым в российском рейтинге по условиям жизни городом. На этот раз пальму первенства мы уступили Краснодару. Ну а тройку лидеров замкнул Екатеринбург. Как же мы оказались в таком красивом списке областных центров?
Краснодар — центр Кубани, не далее чем в феврале край будет принимать зимние Олимпийские игры, и власти к этому событию готовились не один год. Плюс — это вообще туристический край. Екатеринбург — промышленный и настоящий большой логистический центр не только Урала, а всей страны. На стыке Европы и Азии, на пересечении всех ресурсов — судьба у города другой быть не могла. Отсюда развитие.
А что же с Сургутом? За что такая честь?
С точки зрения логистики, в принципе, Сургут тоже можно рассматривать как некий перевалочный пункт. И аэропорт у нас есть, и ЖД-вокзал, даже какое-никакое водное сообщение присутствует. Но работает всё это пока для ограниченного числа людей. Тысяч 800 максимум. Для остальных жителей округа Сургут — территория далёкая, и приехать сюда можно разве что на какой-нибудь праздник: по магазинам походить, деньги потратить. А пресловутая комфортность, которую определили авторы рейтингов, скорее всего и кроется в одной из самых высоких в стране зарплат.
Средний заработок среднестатистического сургутянина составляет почти 66 тысяч рублей в месяц. Отсюда и такая обеспеченность торговыми площадями. На одного человека — аж полтора квадратных метра магазина.
Привычно прогуливаясь по торговому центру, Анна Чиняева рассуждает не только о качестве и выборе представленной продукции, она пытается сосчитать сколько крупных магазинов городе появилось за последние пару лет. И даже у неё, дизайнера-модельера, ничего не получается. Казалось бы, при её профессии огромное предложение не может не радовать, но в этом дизайнер находит не только положительные тенденции.
«Мы превращаемся в один большой торговый комплекс, где основным развлечением для молодежи города, для семейных пар, для семьи вообще становится шоппинг, который сопровождается какими-то шоу-программами в самом торговом комплексе», — считает сургутянка.
После появления двух огромных моллов жизнь в городе как будто бы изменилась в лучшую сторону. Появилась конкуренция со всеми вытекающими, снижение цен, улучшение качества оказываемых услуг. И, казалось бы, строить торговые площади больше не будут. Но после открывались и другие — очередные гаражи, наспех завёрнутые в блестящую обёртку ТРЦ или просто нечто с огромными яркими вывесками. В общем, стал Сургут одним из самых обеспеченных торговыми площадями городом не только в России — в мире.
На что рассчитывают предприниматели, вкладывая зачастую огромные деньги в строительство новых торговых площадей? Ведь 2 огромных молла с лихвой обеспечивают потребности населения, причём не только сургутского. 300 тысяч в городе, 150 в районе, ещё тысяч 300 в близлежащих городах и поселениях. И всё. Других покупателей пока нет.
Можно, конечно, рассуждать о том, что в город надо привлекать новых жителей, только чем? Ни парков, ни скверов, банальных стоянок на всех давно уже не хватает. Ну а если говорить о гостях Сургута, то и они места покомфортнее во всех отношениях найти могут. Например, приехать сюда из Салехарда возможно, но очень хлопотно. Казалось бы, город не такой уж и далёкий, но, чтобы добраться до Сургута, нужна как минимум пересадка в Тюмени. Кто поедет в город, где из гаражей делают развлекательные центры, денег на развитие дорожной сети нет — хватило бы на ремонты, а жилые дома самым неожиданным образом превращаются в гостиницы? Транспортники здесь привыкли надеяться на коллективные договоры градообразующих предприятий, которые оплачивают льготный проезд своим сотрудникам. Да и вообще, как городу стать центром притяжения, когда единственный досуг — это прогулки среди бесконечных бутиков?
И о комплексном подходе, когда все, от перевозчиков до строителей, были бы заинтересованы в создании единой комфортной городской среды, пока говорить определённо рано.
«Есть возможности для самореализации, но отрасли надо тянуть. Нужны люди, способные к инновациям, к инженерным решениям, но для этого надо создать условия. Это проблема моногородов. Но если мы будем создавать условия для наших людей и приезда новых, которые потащат сюда любую отрасль, тогда это будет локомотив», — считает заместитель главы Администрации Сургута Алексей Сафиоллин.
Ну а машинисты, которые будут управлять локомотивом, в городе появятся только после того, как здесь образуются экономически привлекательные зоны, в которые бы те же бизнесмены вместо торговых центров вкладывали свои деньги. И не только в очередную торговлю, сферу услуг, досуг, но, возможно, даже в производство. И эти инвестиции впоследствии хоть и частично, но, возможно, решили бы инфраструктурные проблемы.
«У нас достаточно денег как в городском, так и в окружном бюджете, но, к сожалению, не создаются условия для бизнеса, для привлечения сторонних инвесторов. Это можно делать очень просто и реализовывать очень интересные проекты, для этого в регионе есть всё. Но, к сожалению, хочу отметить, работа в этом направлении практически не ведётся. У нас очень большой потенциал экономического, промышленного развития, но он не развивается, главным двигателем и импульсом всего этого процесса должна быть власть», — говорит управляющий ТРЦ Илья Кандаков.
Пока же Сургут продолжает жить по принципам некоего замкнутого круга. Если хотите — круговорот одной зарплаты нефтяников в природе. Именно её зарабатывают и тратят как сами жители, так и бизнесмены. Правда, продолжаться так бесконечно не может, и
Торговых центров может и не будет, а квадратные метры останутся. Именно они для предпринимателей — самая большая ценность, способ капитализации. Чем больше настроишь, тем лучше сохранишь капитал. Пусть даже полупустые здания, но какой-то доход с аренды приносят, рано или поздно, может быть, себя окупят. В том числе, за счет того, что квадратный метр в нашем городе пока не может не дорожать.
В какие другие отрасли еще можно инвестировать? Заводы и фабрики — дело затратное. В такую идею надо вложить гораздо больше денег и, простите, мозгов. Сложные и высокотехнологичные производства в многоэтажных гаражах и торговых центрах не разместить. Чтобы
Примером тому, как это ни странно, Калужская область. Еще несколько лет назад это было дотационное захолустье, но управленцы региона
«Если в Сургуте закончится нефть, нужно сделать максимальное количество точек притяжения. Город-супермаркет, на мой взгляд, обречён на провал, слишком мало населения в автономном округе. Если это будет город-супермаркет, город-логистический центр, город-энергетический центр и город-медицинский центр, тогда мы понимаем, что, складывая все эти составляющие, мы можем получить довольно интересную комбинацию, тогда люди будут ехать сюда не только за товарами, не только за здоровьем, но и в целом для того, чтобы получить вот этот весь комплекс услуг, который город может предоставить. Возможно, тогда у нас случится вот это золотое время, когда из Сургута перестанет хотеть уехать подавляющее большинство людей, — рассуждает генеральный директор городской торгово-промышленной палаты Владимир Болотов. — Мы будем привлекать всех тех, кто добывает нефть — мы понимаем, что на территории округа нефти ещё много. Да, месторождения всё дальше и дальше отодвигаются от Сургута, но они же на территории округа, и мы будем понимать, что в условиях существующего хозяйствования нет смысла здесь создавать второй такой логистический, торговый, медицинский центр, если он уже есть. Гораздо проще решить проблему транспортной доступности, чтобы обеспечить услугами тех, кто фактически будет добывать нефть, и тех, кто будет зарабатывать на этой нефти».
То, что город превращается в один большой торговый мыльный пузырь, — понятно многим. Рано или поздно он не может не лопнуть. Но в этом случае хочется задать вопрос ответственным за экономику города: чисто стратегически, с этим мыльным пузырем имеет смысл
Свое мнение о том, нужны ли городу новые торговые центры, вы можете выразить здесь.
Виталий Щербаков, Татьяна Бухарова, Екатерина Севостьянова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
# Сергей 04.11.2013 15:41:52 ▲ 0 ▼
# Сергей 04.11.2013 15:24:47 ▲ 0 ▼
# albert leonov 04.11.2013 07:07:54 ▲ 0 ▼
# Ветер 03.11.2013 23:43:52 ▲ 0 ▼
# Видящий 03.11.2013 10:11:12 ▲ 0 ▼
# krause 03.11.2013 15:54:32 ▲ 0 ▼
# Дмитрий 02.11.2013 22:48:05 ▲ 0 ▼
# сургут 02.11.2013 13:10:39 ▲ 0 ▼
# Шопоголик 01.11.2013 23:37:54 ▲ 0 ▼
# не я 01.11.2013 23:34:27 ▲ 0 ▼