Город-супермаркет. Ждет ли Сургут большое торговое будущее?

21:03 01.11.2013 Экономика 6604 просмотров

    И снова лучшие! Сургут признан вторым в российском рейтинге по условиям жизни городом. На этот раз пальму первенства мы уступили Краснодару. Ну а тройку лидеров замкнул Екатеринбург. Как же мы оказались в таком красивом списке областных центров?

    Краснодар — центр Кубани, не далее чем в феврале край будет принимать зимние Олимпийские игры, и власти к этому событию готовились не один год. Плюс — это вообще туристический край. Екатеринбург — промышленный и настоящий большой логистический центр не только Урала, а всей страны. На стыке Европы и Азии, на пересечении всех ресурсов — судьба у города другой быть не могла. Отсюда развитие.

    А что же с Сургутом? За что такая честь?

    С точки зрения логистики, в принципе, Сургут тоже можно рассматривать как некий перевалочный пункт. И аэропорт у нас есть, и ЖД-вокзал, даже какое-никакое водное сообщение присутствует. Но работает всё это пока для ограниченного числа людей. Тысяч 800 максимум. Для остальных жителей округа Сургут — территория далёкая, и приехать сюда можно разве что на какой-нибудь праздник: по магазинам походить, деньги потратить. А пресловутая комфортность, которую определили авторы рейтингов, скорее всего и кроется в одной из самых высоких в стране зарплат.

    Средний заработок среднестатистического сургутянина составляет почти 66 тысяч рублей в месяц. Отсюда и такая обеспеченность торговыми площадями. На одного человека — аж полтора квадратных метра магазина.

    Привычно прогуливаясь по торговому центру, Анна Чиняева рассуждает не только о качестве и выборе представленной продукции, она пытается сосчитать сколько крупных магазинов городе появилось за последние пару лет. И даже у неё, дизайнера-модельера, ничего не получается. Казалось бы, при её профессии огромное предложение не может не радовать, но в этом дизайнер находит не только положительные тенденции.

     «Мы превращаемся в один большой торговый комплекс, где основным развлечением для молодежи города, для семейных пар, для семьи вообще становится шоппинг, который сопровождается какими-то шоу-программами в самом торговом комплексе», — считает сургутянка.

    После появления двух огромных моллов жизнь в городе как будто бы изменилась в лучшую сторону. Появилась конкуренция со всеми вытекающими, снижение цен, улучшение качества оказываемых услуг. И, казалось бы, строить торговые площади больше не будут. Но после открывались и другие — очередные гаражи, наспех завёрнутые в блестящую обёртку ТРЦ или просто нечто с огромными яркими вывесками. В общем, стал Сургут одним из самых обеспеченных торговыми площадями городом не только в России — в мире.

    На что рассчитывают предприниматели, вкладывая зачастую огромные деньги в строительство новых торговых площадей? Ведь 2 огромных молла с лихвой обеспечивают потребности населения, причём не только сургутского. 300 тысяч в городе, 150 в районе, ещё тысяч 300 в близлежащих городах и поселениях. И всё. Других покупателей пока нет.

    Можно, конечно, рассуждать о том, что в город надо привлекать новых жителей, только чем? Ни парков, ни скверов, банальных стоянок на всех давно уже не хватает. Ну а если говорить о гостях Сургута, то и они места покомфортнее во всех отношениях найти могут. Например, приехать сюда из Салехарда возможно, но очень хлопотно. Казалось бы, город не такой уж и далёкий, но, чтобы добраться до Сургута, нужна как минимум пересадка в Тюмени. Кто поедет в город, где из гаражей делают развлекательные центры, денег на развитие дорожной сети нет — хватило бы на ремонты, а жилые дома самым неожиданным образом превращаются в гостиницы? Транспортники здесь привыкли надеяться на коллективные договоры градообразующих предприятий, которые оплачивают льготный проезд своим сотрудникам. Да и вообще, как городу стать центром притяжения, когда единственный досуг — это прогулки среди бесконечных бутиков?

    И о комплексном подходе, когда все, от перевозчиков до строителей, были бы заинтересованы в создании единой комфортной городской среды, пока говорить определённо рано.

     «Есть возможности для самореализации, но отрасли надо тянуть. Нужны люди, способные к инновациям, к инженерным решениям, но для этого надо создать условия. Это проблема моногородов. Но если мы будем создавать условия для наших людей и приезда новых, которые потащат сюда любую отрасль, тогда это будет локомотив», — считает заместитель главы Администрации Сургута Алексей Сафиоллин.

    Ну а машинисты, которые будут управлять локомотивом, в городе появятся только после того, как здесь образуются экономически привлекательные зоны, в которые бы те же бизнесмены вместо торговых центров вкладывали свои деньги. И не только в очередную торговлю, сферу услуг, досуг, но, возможно, даже в производство. И эти инвестиции впоследствии хоть и частично, но, возможно, решили бы инфраструктурные проблемы.

     «У нас достаточно денег как в городском, так и в окружном бюджете, но, к сожалению, не создаются условия для бизнеса, для привлечения сторонних инвесторов. Это можно делать очень просто и реализовывать очень интересные проекты, для этого в регионе есть всё. Но, к сожалению, хочу отметить, работа в этом направлении практически не ведётся. У нас очень большой потенциал экономического, промышленного развития, но он не развивается, главным двигателем и импульсом всего этого процесса должна быть власть», — говорит управляющий ТРЦ Илья Кандаков.

    Пока же Сургут продолжает жить по принципам некоего замкнутого круга. Если хотите — круговорот одной зарплаты нефтяников в природе. Именно её зарабатывают и тратят как сами жители, так и бизнесмены. Правда, продолжаться так бесконечно не может, и когда-нибудь   всем торговым центрам в этой цепочке просто не хватит места.

    Торговых центров может и не будет, а квадратные метры останутся. Именно они для предпринимателей — самая большая ценность, способ капитализации. Чем больше настроишь, тем лучше сохранишь капитал. Пусть даже полупустые здания, но какой-то доход с аренды приносят, рано или поздно, может быть, себя окупят. В том числе, за счет того, что квадратный метр в нашем городе пока не может не дорожать.

    В какие другие отрасли еще можно инвестировать? Заводы и фабрики — дело затратное. В такую идею надо вложить гораздо больше денег и, простите, мозгов. Сложные и высокотехнологичные производства в многоэтажных гаражах и торговых центрах не разместить. Чтобы что-то   наконец поменялось в экономике города, нужны понятные стратегии, а главное, политическая воля властей. Это, конечно, либо есть, либо нет, но все же посмотрим, как может быть.

    Примером тому, как это ни странно, Калужская область. Еще несколько лет назад это было дотационное захолустье, но управленцы региона как-то   заманили на свою территорию автоконцерн Volkswagen, который поставил там свой завод и начал собирать автомобили. И, что называется, вошли во вкус. Как сами заявляют, научились работать с серьезными инвесторами. Иногда на свой страх и риск пускают партнеров строить без единой бумажки, под честное слово, а оформление всех документов берут на себя. Отводят землю сразу под несколько производств, образуя так называемые индустриальные парки. В итоге, на территории Калужской области их уже 9, где работают почти 60 крупных резидентов. Автомобильные гиганты потянули за собой производство запчастей, сервисные компании, строительство, и, конечно, сферу услуг. Ну и, понятно, потекли налоговые поступления в бюджет. А в это время Сургут машины только продает. И нам до Калуги, понятное дело, как пешком. Надо честно признаться: ну нет у нас кроме нефтедобычи ничего, и сделать в этих обстоятельствах хоть что-то   просто необходимо.

     «Если в Сургуте закончится нефть, нужно сделать максимальное количество точек притяжения. Город-супермаркет, на мой взгляд, обречён на провал, слишком мало населения в автономном округе. Если это будет город-супермаркет, город-логистический центр, город-энергетический центр и город-медицинский центр, тогда мы понимаем, что, складывая все эти составляющие, мы можем получить довольно интересную комбинацию, тогда люди будут ехать сюда не только за товарами, не только за здоровьем, но и в целом для того, чтобы получить вот этот весь комплекс услуг, который город может предоставить. Возможно, тогда у нас случится вот это золотое время, когда из Сургута перестанет хотеть уехать подавляющее большинство людей, — рассуждает генеральный директор городской торгово-промышленной палаты Владимир Болотов. — Мы будем привлекать всех тех, кто добывает нефть — мы понимаем, что на территории округа нефти ещё много. Да, месторождения всё дальше и дальше отодвигаются от Сургута, но они же на территории округа, и мы будем понимать, что в условиях существующего хозяйствования нет смысла здесь создавать второй такой логистический, торговый, медицинский центр, если он уже есть. Гораздо проще решить проблему транспортной доступности, чтобы обеспечить услугами тех, кто фактически будет добывать нефть, и тех, кто будет зарабатывать на этой нефти».

    То, что город превращается в один большой торговый мыльный пузырь, — понятно многим. Рано или поздно он не может не лопнуть. Но в этом случае хочется задать вопрос ответственным за экономику города: чисто стратегически, с этим мыльным пузырем имеет смысл что-нибудь   делать, или, может быть, сразу отойти, чтоб не забрызгало?

    Свое мнение о том, нужны ли городу новые торговые центры, вы можете выразить здесь.

Виталий Щербаков, Татьяна Бухарова, Екатерина Севостьянова

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
Комментарии: 12
Взять и пригласить в местное ток-шоу руководителей градообразующих предприятий, нефтяников, газовиков, энергетиков и спросить прямо: «Какое конкретное будущее ожидает Сургут? Будут ли новые производства? Рассматривается ли какое либо участие города, университета в рамках Урала-промышленного-Урала-полярного?»

# Сергей 04.11.2013 15:41:52 0

 Новатэк построил с нуля производство по переработке газа на Ямале, а у нас в основном всё, что есть, это наследие СССР и ЗСК в том числе. Сургутнефтегаз не собирается ничего строить в Сургуте, а это показатель. Будут развивать добычу в новых регионах и завод в Киришах. В Сургуте бесполезно развивать производство. Для этого нужна воля и мозги.

# Сергей 04.11.2013 15:24:47 0

 город все больше напоминает барахолку. путного нам не везут. везут то что можно купить по дешевле и продать по дороже. ассортимент — это отдельное слово, складывается впечатление что маркетологи — это те кто думает одинаково, мыслит одними категориями. пусть будет на их совести.

# albert leonov 04.11.2013 07:07:54 0

 Заводы здесь никто не будет строить т.к на наших территориях нет специалистов в таком количестве.и пять дороже обойдется ифраструктура. Что опять приглашать? Намного выгоднее нефть по трубам перегнать в любой милионник и нанять там рабочих. Перспективы Сургута как логистического центра имеют место быть, но опять же упираются в вопрос добычи или недобычи нефти — ведь если в округе перестанут (чисто гипотетически)добывать нефть то уж остальные меленькие моногорода вообще вымрут за полгода, и кому тогда будет нужна здесь тогда какя-то логистика вообще? Чтоб хлеб доставить остаткам людей в Мегион? Увы но у города расположенного в таких климатических условиях нет ни каких шансов на развитие безнефтяной состовляющей. Даже последние свинарники уничтожают нисмотря на бесконечную поддержку из бюджета — невыгодно здесь ничего производить, легче и дешевле привезти сюда живую выращенную на большухе свинью и здесь её порубить на мясо. Нет у Сургута долгосрочной перспективы хоть он 10 раз лучший по рейтингам.

# Ветер 03.11.2013 23:43:52 0

 В округе кроме как нефтеперерабатывающих заводов ничего нет смысла строить, так как сырье за доставку очень дорогое выйдет и в конечном виде продукция будет не конкурентной. Позор нашим окружным властям за то, что имея столько нефти не хотят построить заводы по переработке, ведь можно и бензин производить, пластмассы и т.д.

# Видящий 03.11.2013 10:11:12 0

 Если что, мы все ездим на местном бензине производства ЗСК. Вопрос в цене, но это другая тема

# krause 03.11.2013 15:54:32 0

 krause с чего вы взяли, вот самолеты летают на ЗСК топливе, а конденсат получаемый в ЗСК везут в Омск на их завод и от туда на газпромовские заправки и другие.

# Видящий 03.11.2013 18:14:22 0

 А вы такой знающий? В городе все заправки топливо берут на зск.

# Krause 03.11.2013 18:22:44 0

С чего это у вас голова о чужих деньгах болит? Хотят строить ТЦ пусть строят, по 5000 за квадрат аренду не все могут платить. Другим предпринимателям тоже нужно жить. А может вы лучше задумаетесь и спросите у Ильи что за цена такая и кто в итоге расплачивается за эту аренду? К сожалению статья сырая односторонняя, сидели на лавочке увидели решили написать, вы разберитесь в ситуации, осветите со всех сторон. Пока только пустые слова. Как говорится для галочки….

# Дмитрий 02.11.2013 22:48:05 0

 Два центра торговых приличных и появилось.. А раньше было, что??? Ничего. Типа --- Мосмарт Это торговым центром трудно назвать… В выходные в этих Моллах одни приезжие…

# сургут 02.11.2013 13:10:39 0

 Это удивительно, казалось после ауры и Сити молла уже ничего не должно появляться, куда больше то, ан нет, строят!!!

# Шопоголик 01.11.2013 23:37:54 0

 странно что Вы хватились сейчас? Вы говорите о ТУПИКЕ в котором вся РОссия. К 2017 году подходим.

# не я 01.11.2013 23:34:27 0

НАВЕРХ