Культурный шок или культурный пиар? Чему сотрудников музеев может научить эпатажный Шнур?

20:23 29.01.2016 Культура 4129 просмотров

    Забота о будущих поколениях — дело, конечно, правильное и необходимое, но кто сказал, что про нынешнее надо забыть? Понятно, что профессиональным спортсменом или физиком-ядерщиком без соответствующей базы, заложенной в детстве, не станешь. Но вот искусству, как и любви, все возрасты покорны. На этой неделе культурная жизнь страны была, пожалуй, самой обсуждаемой темой. В центре которой группировка «Ленинград» и их клип «Экспонат». Видео набрало десятки миллионов просмотров, на выставках появились заметные очереди, а те, кто творчество скандального питерского коллектива творчеством не считал (в первую очередь, из-за большого количества нецензурной лексики), теперь на это благосклонно закрывают глаза. Произведение Сергея Шнурова оценили даже в Госдуме. Известный режиссёр Станислав Говорухин, а по совместительству председатель комитета по культуре, сначала высказал недовольство и отметил, что употребление мата — это нарушение закона. В то же время, подчеркнул — бранных слов в песне не так уж и много, и их употребление можно простить за остроумие. А могло ли быть иначе? Вот он, тот самый калач, которым можно заманить не только на Ван Гога — художник, по большому счёту, публике и без Серёги с «лабутенами» интересен, а в сотни региональных музеев, не располагающих такими экспонатами. Несмотря на это, музейщики на местах даже и не думают о громких пиар-акциях, рассчитывая на скромные афиши чуть ли не на заборах.

    Искусственный пиар или пиар искусства? В случае с песней про «лабутены» это значения не имеет. Ван Гог, правда, наряду с дизайнерской обувью (не самой плохой, надо отметить), на глазах превращается в одного из самых известных художников чуть ли не для всего населения страны. Посетителей выставки его картин в Москве сразу становится в полтора раза больше, чем до выхода клипа. Те же, кто с постимпрессионизмом не очень, штурмуют Центральный дом художника, где нынче «Девочка с персиками» и другие шедевры русского живописца, мастера портрета Серова. Чтобы попасть на последнюю экспозицию, люди стояли по пять часов в очереди, МЧСники даже палатку были вынуждены поставить, чтобы в случае чего отогревать тянущихся к высокому. В общем, получилось так, что позвал Серёга не только героиню клипа и не только на выставку Ван Гога…

    Кто бы как ни относился к творчеству группировки «Ленинград», спорить, наверное, не будет, что клип этот — одна из лучших вирусных реклам, по крайней мере, российских, так или иначе посвящённых искусству. Эффект от которой не заставил себя долго ждать. Безусловно, ценителям высокого афиши, какими бы они ни были, не интересны, сами всё узнают. А вот продвигать искусство в массы — задачка посложнее будет. И решить её сегодня, похоже, ни государство, ни деятели на местах не в состоянии. Конечно, можно уповать на серость и необразованность этих самых масс, которым только «лабутены» и подавай, но интерес, как ни крути, к той же живописи сам по себе не появится.

    Складывается такое ощущение, что культурная среда в стране варится сама по себе, в отдельной от остального общества кастрюле. Поэтому-то неуклюжие попытки привить нации любовь к искусству сводятся к разовым акциям а -ля «ночь в музее», и говорить о каких-то серьёзных достижениях на этом поприще, конечно, не приходится. Получается, что есть чему у скандального Сергея Шнурова поучится. Ведь абсолютно не важно, смотреть ли в «лабутенах» на Ван Гога, в валенках на Серова или в кисах на рукоделие коренных и малочисленных народов Севера, главное вообще — смотреть.

Виталий Щербаков

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ