Культурный скандал с продолжением. Почему «Стерх» сопротивляется реорганизации и опасается, что ему «подрежут крылья»?

22:21 27.11.2015 Культура 2670 просмотров

    Что в статусе тебе моем? Работники галереи «Стерх» и чиновники от культуры провели очередной раунд переговоров о будущей реорганизации учреждения. Споры по этому поводу не утихают несколько месяцев, превратившись в главный культурный скандал города. Само по себе изменение организационного статуса галереи неизбежно. Того требует федеральное законодательство. Вопрос в другом — к чему эта самая реорганизация приведет?

    Директор «Стерха» Лариса Гурова не побоялась открыто выступить против мнения городских и окружных чиновников. Все-таки на кону стоит ее детище — галерея современного искусства, которую она 14 лет назад создавала собственными руками. Поэтому, естественно, она очень хочет участвовать в обсуждении ее дальнейшей судьбы и своей роли при этом. В противном случае, все может закончиться весьма печально. Недавно в Сургуте произошло объединение художественно-промышленного колледжа и колледжа русской культуры. В результате основатели художки, семейная чета Нодари и Ирина Чагалидзе, переехали на постоянное место жительство в Санкт-Петербург.

    В прошлом году свой пост покинула директор концертно-театрального комплекса «Югра-классик» Ирина Ткаченко. В общем, с позиций руководителей ушли настоящие профессионалы своего дела. Сами учреждения подверглись реорганизации.

     «Во-первых, это экономия бюджетных средств. Когда мы говорим, что в наших колледжах окружных, которые прошли уже реорганизацию, я смело об этом могу говорить, им уже ровно год, есть дублирующие функции. То есть, в колледже Знаменского, в колледже художественно-промышленном, который прошел в период реорганизации, были одни и те же предметы, полагаю, что нагрузка у преподавателя и там, и там небольшая. Объединив 2 колледжа, получил нагрузку преподавателя в полном объеме, и качественную программу получил сам студент», — прокомментировала директор департамента культуры ХМАО-Югры Надежда Казначеева.

    Понятно, что у чиновников свои представления о задачах по реорганизации учреждений, смене их руководства. Вот только понимают ли они при этом, что, когда речь идет про культуру, образование, искусство — тут очень важны персоналии. Не зря, например, в театральных институтах курс обычно называется именем мастера, поскольку от него зависит результат. В такой тонкой сфере махать шашкой не стоило бы совсем. Хотя, кажется, это все-таки начинает происходить.

    Один из самых известных проектов «Стерха» под названием «Рельефы цветы» когда-то  был создан для того, чтобы доказать — даже незрячие люди могут и воспринимать, и создавать искусство. Однако этой осенью у самих работников галереи настроение было не столь жизнеутверждающим. К тому времени они знали — реорганизация учреждения в ближайшем будущем неминуема. Вопрос сводился только к одному — частью чего станет галерея? У руководства «Стерха» было собственное видение на этот счет.

     «Согласно 54 ФЗ, по которому и работает это учреждение, если говорить о правильной реорганизации согласно законодательству, галерея должна была перейти под начало профильных учреждений, художественных учреждений, художественный музей», — объяснила директор галереи современного искусства «Стерх» Лариса Гурова.

    А вот у городских и окружных чиновников иное мнение. В результате анализа деятельности «Стерха» они сделали заключение, что 80 процентов работы учреждения — это проектная деятельность, то есть организация и проведение всевозможных тематических выставок. Так что причем здесь музей? Один из его важнейших атрибутов — хранение фондов. Чтобы делать это правильно, необходимо соблюдать целый ряд требований. С учетом особенностей здания «Стерха» выполнить их крайне трудно.

     «Собственно, музеем это учреждение никто не создавал, это некая площадка для реализации вот таких проектов интересных. Но к музею привлекаются очень строгие требования, 54 закон федеральный, отступить от которого мы не можем», — сказала начальник управления по вопросам культурной политики и культурных ценностей департамента культуры ХМАО-Югры Светлана Буторина.

    Сотрудники галереи считают это некой казуистикой. Ведь все эти 14 лет их существования никто претензий к хранению коллекций не предъявлял, хотя и проверки подобного рода были. Сами чиновники дальнейшее будущее галереи видят в составе многофункционального культурно-досугового центра, куда входит художественная студия имени Горды и творческое объединение «Порт». Они заявляют, что смена организационно-правового статуса никак не отразится на содержательной деятельности «Стерха». Всем флагманским проектам типа «Рельефов цвета» и впредь будет даваться зеленый свет.

     «Вот эта оптимизация, которую мы сегодня проводим, дает более позитивные более масштабные проекты и более качественное обслуживание наших жителей, в том числе и с участием общественной организации „Тифлопуть“. Я полагаю, что мы выйдем на какие-то более новые, востребованные проекты, которые будут реализованы именно этим коллективом», — сказала Надежда Казначеева.

    Благие намерения. Но почему-то у галеристов все равно осталось ощущение, что крылья «Стерху» в результате реорганизации подрежут. И надо сказать, что это чувство не лишено оснований.

    На этой неделе свое трехлетие отметил центр культурных инициатив «Порт», хотя сейчас официальный статус звучит как «творческое объединение». Долгое время «Порт» действительно успешно справлялся со своими задачами. Он объединил вокруг себя творческую молодежь со свежими идеями. Фотовыставки, кинопоказы, концерты, встречи с мастерами, все это стало для них питательной средой, которая, в конце концов, дала и свои семена. В «Порту» реализовывались и собственные проекты. Однако не так давно он был подвергнут реорганизации и теперь является лишь структурным подразделением многофункционального культурно-досугового центра. Руководитель творческого объединения Сергей Нестеров считает, что эта реформа не пошла на пользу.

     «Основная проблема, наверное, в том что мы лишены самостоятельности как в плане финансовых решений, так и в творческих. Наступит момент, когда сопутствующая деятельность — делопроизводство — заместит дело, то есть, мы будем заполнять служебные докладные, объяснительные, планы, отчеты, и у нас времени не останется на то, чтобы реальным делом заниматься», — рассказал начальник творческого объединения «Порт» МАУ МКДЦ Сергей Нестеров.

    Как уровень творчества и силу искусства можно измерить бюрократическими формулировками — большой вопрос. Но федеральные тренды направлены именно в эту сторону. Вы оказываете услуги населению, а не занимаетесь творчеством и искусством. Государством поставлена задача, чтобы все эти организации не дублировали функции друг друга, а занимались конкретными видами деятельности. В теории вроде все разумно и правильно. Но на практике, с вылитой «водой» выплескивается и то, ради чего создавались эти площадки — та самая питательная среда.

    7 лет назад ради привлечения посетителей в музей организаторы вечера устроили настоящий перфоманс с музыкантами, просмотром документального кино и многим другим. Смогут ли музеи заниматься подобными вещами после Нового года — большой вопрос. Согласно закону, функция музеев состоит в хранении, изучении и публичном представлении музейных предметов и коллекций. На все остальное деньги нужно искать во внебюджетных источниках. Как привлекать в музеи посетителей, которых и раньше было не заманить? Нестандартные способы не слишком одобряемы нормативными документами. Таким образом, вчерашние культрегеры вынуждены сейчас исполнять роль менеджеров от культуры.

Дмитрий Завьялов

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Яндекс.Дзен!
НАВЕРХ