Береги бюджет смолоду. Почему финансовую грамотность нужно прививать с дошкольного возраста
14:29 14.12.2020
3909 просмотров
Задавали себе когда-нибудь вопрос — «да что такого распределить деньги, когда у тебя миллиарды рублей в казне?». Но вдумайтесь, а всегда ли вы можете с умом потратить семейный бюджет? Грамотно спланировать траты, чтобы за неделю-две до зарплаты не занимать «до получки»? Честно, у меня получается со скрипом. А ведь все могло быть по-другому. Один из трендов сферы образования — курс на финансовую грамотность. Оказывается, тут чем раньше начнешь, тем лучше результат.
Просто уметь считать и уметь считать деньги — две большие разницы. Это вам подтвердят воспитанники детского сада «Золотая рыбка», что в Лянторе. Дебет с кредитом сводить дошколята учатся охотно. Экономические азы молодая поросль Сургутского района познает через сказочные приключения и игры.
— Назад мы возвращаемся, потому что мы здесь тратим деньги, а вот здесь мы, наоборот, зарабатываем…
Это помещение детского сада — средоточие детской экономической жизни. Магазины с кассовыми аппаратами, банк с настоящим счетчиком купюр, интерактивные сенсорные блоки с десятками игр и заданий и еще много всего, что связано с детской финансовой грамотностью. «Золотая рыбка» — первый детский сад в Югре, где этой теме посвятили отдельный проект.
«С 5 лет уже возможно работать над формированием предпосылок финансовой грамотности. Это доказано учеными. Дети рано, практически в дошкольном возрасте, уже лет с 4, включаются в экономическую жизнь семьи. Они с родителями ходят в магазины, снимают вместе деньги, смотрят рекламу по телевизору. Также слышат от родителей про кредиты, ипотеки, долги», — отметила старший воспитатель МБДОУ ЦРР — детский сад «Золотая рыбка» Ольга Максимова.
Чтобы не погрязнуть в долгах и не отбиваться от звонков коллекторов во взрослом возрасте, цену деньгам дети узнают от Монетки — персонажа, который под руководством воспитателя постоянно придумывает новые задания. Как рассчитаться в магазине, если нет наличности? Почему важно бережно тратить заработанные деньги?
«Возможно ли приобрести за валюту другой страны в нашей стране, в России? Они начинают рассуждать и искать пути решения. Что можно пойти в обменный пункт, и они это делают и дальше играют», — рассказала воспитатель МБДОУ ЦРР — детский сад «Золотая рыбка» Марина Зинченко.
— Мы узнаем, какие деньги есть в разных странах. Мы проводим опыты над деньгами, меняемся товарами…
А еще 2 года назад о таких знаниях в таком юном возрасте районные дети и подумать не могли. В 2018 в Лянторском детском саду начали продвигать детскую финансовую грамотность в массы. В этом году лянторцы получили окружной грант в 300 тысяч рублей. Деньги потратят на новые интерактивные устройства и другие необходимые для занятий предметы. Обновление как раз кстати. Скоро о проекте провинциального дошкольного учреждения узнают по всей стране.
«Данный проект, „Приключение рубля и копейки в детском саду“, мы подали в Ассоциацию финансовой грамотности всероссийскую, нас поддержали. Мы попали еще в преакселератор при Ассоциации развития финансовой грамотности. В течение полугода обучаемся в этом преакселераторе, доводим проект уже до ума, совершенствуем, чтобы масштабировать и тиражировать на всей территории РФ», — пояснила Ольга Максимова
Учить пяти-шестилеток основам финансовой грамотности, конечно, дело полезное. Другое дело, что не выстроена сейчас в России преемственность образовательных программ от дошкольного к высшему. Детское осознание того, что к бюджету нужно относиться бережно, а к тратам — серьезно, может легко нивилироваться в дальнейшем, если не закреплять знания. К чему это может привести? Достаточно посмотреть статистику: объем просроченной задолженности россиян по кредитам сейчас составляет около триллиона рублей.
В Сургутском районе в последние годы всерьез взялись объяснять подрастающему поколению, что деньги счет любят. Занятия по финансовой грамотности в той или иной форме проводят в большинстве школ муниципалитета, есть и курсы по основам экономики. Для тех, кто в старших классах решил применить знания в реальной жизни, уже третий год проводят бизнес-игру «Я предприниматель».
«Реальная жизнь за пределами школьной скамьи ничего общего со школой не имеет. Надо использовать школьное время для того, чтобы в максимальной степени подготовиться к жизни за ее пределами, ко взрослой жизни», — обратился к участникам глава Сургутского района Андрей Трубецкой.
Перед старшеклассниками — непростая задача. Создать жизнеспособный бизнес-проект. То есть, отринуть все детские фантазии и окунуться в суровую реальность предпринимательства. Это, по мнению жюри, получилось у победителя игры Тимура Игликова из Нижнесортымского.
«Для того, чтобы купить хорошие очки, надо поехать в Сургут, поэтому моя идея и заключается в том, чтобы открыть оптику в поселке. Я хочу, чтобы постоянные клиенты имели постоянную онлайн-связь с врачом-офтальмологом», — подчеркнул Тимур.
«У них действительно взрослые проекты. По большей части, когда меня зовут в жюри, я оцениваю взрослые проекты, оцениваю их как инвестор: готов ли я в них вложиться. И здесь реально очень здравые идеи, которые имеют место быть, из них можно сделать бизнесы. Я каждому из ребят дал рекомендацию, как это нужно сделать», — пояснил член жюри бизнес-игры для старшеклассников Андрей Финохин.
Финансовая грамотность, так же, как и основы предпринимательства, встроенные в систему образования, вряд ли воспитает армию экономистов и бизнесменов. Тут иная задача: вырастить поколение, знающее цену деньгам, а не винящее кого угодно — только не себя — в своих финансовых крахах.
Просто уметь считать и уметь считать деньги — две большие разницы. Это вам подтвердят воспитанники детского сада «Золотая рыбка», что в Лянторе. Дебет с кредитом сводить дошколята учатся охотно. Экономические азы молодая поросль Сургутского района познает через сказочные приключения и игры.
— Назад мы возвращаемся, потому что мы здесь тратим деньги, а вот здесь мы, наоборот, зарабатываем…
Это помещение детского сада — средоточие детской экономической жизни. Магазины с кассовыми аппаратами, банк с настоящим счетчиком купюр, интерактивные сенсорные блоки с десятками игр и заданий и еще много всего, что связано с детской финансовой грамотностью. «Золотая рыбка» — первый детский сад в Югре, где этой теме посвятили отдельный проект.
«С 5 лет уже возможно работать над формированием предпосылок финансовой грамотности. Это доказано учеными. Дети рано, практически в дошкольном возрасте, уже лет с 4, включаются в экономическую жизнь семьи. Они с родителями ходят в магазины, снимают вместе деньги, смотрят рекламу по телевизору. Также слышат от родителей про кредиты, ипотеки, долги», — отметила старший воспитатель МБДОУ ЦРР — детский сад «Золотая рыбка» Ольга Максимова.
Чтобы не погрязнуть в долгах и не отбиваться от звонков коллекторов во взрослом возрасте, цену деньгам дети узнают от Монетки — персонажа, который под руководством воспитателя постоянно придумывает новые задания. Как рассчитаться в магазине, если нет наличности? Почему важно бережно тратить заработанные деньги?
«Возможно ли приобрести за валюту другой страны в нашей стране, в России? Они начинают рассуждать и искать пути решения. Что можно пойти в обменный пункт, и они это делают и дальше играют», — рассказала воспитатель МБДОУ ЦРР — детский сад «Золотая рыбка» Марина Зинченко.
— Мы узнаем, какие деньги есть в разных странах. Мы проводим опыты над деньгами, меняемся товарами…
А еще 2 года назад о таких знаниях в таком юном возрасте районные дети и подумать не могли. В 2018 в Лянторском детском саду начали продвигать детскую финансовую грамотность в массы. В этом году лянторцы получили окружной грант в 300 тысяч рублей. Деньги потратят на новые интерактивные устройства и другие необходимые для занятий предметы. Обновление как раз кстати. Скоро о проекте провинциального дошкольного учреждения узнают по всей стране.
«Данный проект, „Приключение рубля и копейки в детском саду“, мы подали в Ассоциацию финансовой грамотности всероссийскую, нас поддержали. Мы попали еще в преакселератор при Ассоциации развития финансовой грамотности. В течение полугода обучаемся в этом преакселераторе, доводим проект уже до ума, совершенствуем, чтобы масштабировать и тиражировать на всей территории РФ», — пояснила Ольга Максимова
Учить пяти-шестилеток основам финансовой грамотности, конечно, дело полезное. Другое дело, что не выстроена сейчас в России преемственность образовательных программ от дошкольного к высшему. Детское осознание того, что к бюджету нужно относиться бережно, а к тратам — серьезно, может легко нивилироваться в дальнейшем, если не закреплять знания. К чему это может привести? Достаточно посмотреть статистику: объем просроченной задолженности россиян по кредитам сейчас составляет около триллиона рублей.
В Сургутском районе в последние годы всерьез взялись объяснять подрастающему поколению, что деньги счет любят. Занятия по финансовой грамотности в той или иной форме проводят в большинстве школ муниципалитета, есть и курсы по основам экономики. Для тех, кто в старших классах решил применить знания в реальной жизни, уже третий год проводят бизнес-игру «Я предприниматель».
«Реальная жизнь за пределами школьной скамьи ничего общего со школой не имеет. Надо использовать школьное время для того, чтобы в максимальной степени подготовиться к жизни за ее пределами, ко взрослой жизни», — обратился к участникам глава Сургутского района Андрей Трубецкой.
Перед старшеклассниками — непростая задача. Создать жизнеспособный бизнес-проект. То есть, отринуть все детские фантазии и окунуться в суровую реальность предпринимательства. Это, по мнению жюри, получилось у победителя игры Тимура Игликова из Нижнесортымского.
«Для того, чтобы купить хорошие очки, надо поехать в Сургут, поэтому моя идея и заключается в том, чтобы открыть оптику в поселке. Я хочу, чтобы постоянные клиенты имели постоянную онлайн-связь с врачом-офтальмологом», — подчеркнул Тимур.
«У них действительно взрослые проекты. По большей части, когда меня зовут в жюри, я оцениваю взрослые проекты, оцениваю их как инвестор: готов ли я в них вложиться. И здесь реально очень здравые идеи, которые имеют место быть, из них можно сделать бизнесы. Я каждому из ребят дал рекомендацию, как это нужно сделать», — пояснил член жюри бизнес-игры для старшеклассников Андрей Финохин.
Финансовая грамотность, так же, как и основы предпринимательства, встроенные в систему образования, вряд ли воспитает армию экономистов и бизнесменов. Тут иная задача: вырастить поколение, знающее цену деньгам, а не винящее кого угодно — только не себя — в своих финансовых крахах.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:
НАВЕРХ