Арифметика объединения. Новый тренд в сфере сургутского образования
Садов меньше — денег больше! Новый тренд в сфере сургутского образования должен принести большую пользу для бюджета и вывести на новый качественный уровень местные дошкольные учреждения. Действительно, в планах администрации, как это странно ни звучит — сократить число детских садов и школ. Правда, только в их юридическо-правовом статусе. На количестве мест это не отразится. Просто благодаря объединению, меньше станет только директоров и их заместителей. Как правило, по одному на два корпуса. Уже в 2018-м оптимизация ждет 8 садиков. Причем, некоторые из них действительно находятся так близко, что проблема в объединении хозяйств видится обывателю только в одном — снести забор между двумя зданиями.
На это, в принципе, и был расчет управленцев департамента образования Сургута. Учреждения находятся внутри микрорайонов, практически в равной удаленности для потенциальных воспитанников, живущих в близлежащих домах, плюс-минус 5 минут ходьбы. И все-таки, коль минусов не знаем, в чем же будут плюсы от такого объединения? Сургутские чиновники просчитали это в деньгах — высвобождается около 26 миллионов рублей. Из них половина — уже в этом году. А это как раз те средства, которые новые укрупненные учреждения могут потратить на повышение качества образовательного процесса, материально-техническую базу, или на ставки определенных востребованных специалистов.
Тут посвященным даже объяснять не надо, что значит вовремя попасть к логопеду или дефектологу. И все же. Стоит отметить, что сургутские образовательные учреждения оптимизируются подобным образом не первый раз. Насколько этот опыт прошел удачно, и до каких масштабов дойдет в будущем? На радость родителей, проживающих рядом с «Незабудкой» на проспекте Ленина, детский сад уже в ближайшей перспективе сможет принять в свои стены дополнительно порядка двух десятков воспитанников. Это стало возможным благодаря присоединению учреждения к расположенной неподалеку «Калинке». В объединенном формате сады существуют уже почти год, и первые ощутимые результаты не заставили себя долго ждать.
«На сегодняшний день уже можем говорить о положительных результатах данного процесса. Мы уже успели отремонтировать пищеблок второго корпуса, две группы полного дня пребывания», -перечисляет заведующая детским садом №28 «Калинка»Анна Лыско. Удалось сделать это, в первую очередь, за счет объединения ресурсов. Речь идет о финансах, материально-технической базе и кадровом составе двух ранее существовавших отдельно друг от друга учебных заведений. Как видно даже на одном примере, опыт этот оказался вполне положительным.
Чтобы разгадать формулу успеха, разберем по отдельности три ее составляющие. Начнем пожалуй с того, что можно посчитать. С денег, конечно. Чего скрывать, львиная доля средств из бюджета — это расходы на персонал. На 539 детей из двух садов приходилось 14 работников администрации — это 2 заведующие, их замы и так далее. После объединения этих учебных заведений, все на тех же 539 детей приходится только 9 работников. На сэкономленные средства, а это ни много ни мало порядка 3,5 миллионов рублей в год, можно полностью обновить все детские площадки на участках или повесить в каждую группу по сенсорной доске, да еще и на игрушки хватит. Наращивание материально-технической базы, в чем ее ни считай, будь то сенсорные доски или комплекты по робототехнике, позволяет, в первую очередь поднять на новый уровень и собственно образовательный процесс. Потому что нельзя научить ребенка основам инженерии на прибитых к полу деревянных игрушках.
Ну а если детский сад под завязку оснащен всем необходимым, часть сэкономленных средств можно направить на увеличение штата сотрудников. Но не рядовых, а узкоспециализированных. В которых, кстати, многие учреждения сегодня и нуждаются. «Вводить те штатные единицы, которые сегодня востребованы — дефектологи, логопеды, действительно создавать новые современные условия, обеспечить еще и обмен кадровыми ресурсами. То есть, одно из учреждений располагало этими ресурсами, при объединении мы получаем доступ к этим услугам, например, консультации уже в двух образовательных организациях», — отметила директор департамента образования администрации Сургута Анна Томазова.
Сработает ли эта формула успеха при слиянии, скажем, сургутских школ? Их процесс агломерации тоже не обошел стороной. Два с половиной года назад к средней общеобразовательной школе № 5 по ул. Пушкина присоединили начальную школу № 40. Как выяснилось, это единственное учебное заведение поблизости, куда ее воспитанники могут пойти учится в среднее и старшее звено. Таким образом, в процессе слияния была решена еще одна немаловажная задача по адаптации учеников начальных классов к переходу в среднее звено. И этот процесс произошел для них мягко и безболезненно.
«Сейчас эти учителя уже работают не только на выпуск детей из четвертого класса, как это было раньше в начальной школе. Они ориентированы именно уже на успешное продолжение дальнейшего обучения их детьми в стенах этой школы, и на успешное прохождение государственной итоговой аттестации», -рассказала и.о. директора средней общеобразовательной школы №5 Наталья Петкова.
Адаптироваться под новые условия существования, по заверению чиновников, в сентябре этого года придется работникам и ученикам объединенных школ — 13 и 38. Новое учреждение получит название Сургутская технологическая школа. «Здесь же этот спортивный комплекс на территории школы, который позволяет теперь более оптимально использовать эти ресурсы. И он уже действительно проектируется, как комплекс, в одном корпусе которого будут сосредоточены 1-7 классы, во втором — 8-11. И уже сейчас ремонт и оснащение осуществляются в соответствии с основной программой, которая там будет реализована», — сообщила Анна Томазова.
При всем положительном эффекте у родителей, чьи дети посещают сады, которые вот-вот должны объединиться, возникают резонные сомнения. В первую очередь их, конечно, интересует, чтобы все положительные наработки в образовательной программе учреждения сохранились, и, конечно, чтобы остались педагоги, к которым дети уже привыкли. «Здесь родители должны быть абсолютно спокойны, что все те программы, которые были начаты в той или иной образовательной организации, они все будут завершены. Поэтому тревог в этом отношении никаких не должно быть. Все педагогические работники сохраняются, а, как я уже отметила ранее, более того, еще и прирастают новыми ставками», — заверила Анна Томазова.
Процесс слияния учебных заведений между собой чиновники от образования осуществят и в этом году. Объединятся между собой детский сад «Буровичок» на Губкина и «Золотой ключик» на Энтузиастов; «Фестивальный» на Комсомольском проспекте и «Утиное гнездышко» на Пролетарском. «Ивушка» с «Дельфином» в районе Декабристов, а также «Садко» и «Крепыш» на Лермонтова. В дальнейшем, другие школы и сады также попадут под внимание департамента образования. Так что не исключено, что тренд агломерации образовательных организаций между собой будет актуален и в ближайшие годы.
Юлия Балабанова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале