Какие проблемы мешают современному развитию наших детей? ИТОГИ МАРАФОНА "НАШЕ БУДУЩЕЕ" 29.04.2016
Вероника Чубенко, ведущая
Всего через 5 лет мир существенно изменится. Роботы заменят врачей, машинистов, водителей, продавцов, банковский сектор. Но в России все это произойдет значительно позднее, чем в Америке и в Европе. Нам пока закрыты двери в общество пятого технологического уклада, куда стремительно вступил западный мир. Чтобы сократить огромный разрыв между нами, нужно, прежде всего, изменить систему образования с детского сада до вуза. А также решить самые наболевшие провалы в здравоохранении,
воспитании, занятости. Организовать безопасность и комфортную среду для детей. Что стало понятно на Марафоне «Наше Будущее»? И какие следующие шаги нужно предпринимать для исправления ситуации.Все мы достаточно внятные и неглупые люди,но вопрос ведь не только в радикальной смены парадигм в системе образования. Вы Галина Александровна, как никто другой знаете, что это делается трудно, долго, сложно. И когда мы говорим, у нас есть такая интенция: вот пусть они будут не пользователями, а создателями! И тут же в этот момент мы понимаем, что создатели в нашей стране пока никому не нужны.Потому что негде им приложить усилия, нет возможности, чтобы реализовать какие-то свои проекты.Как Вы думаете, вообще этот вопрос, его постановка, попытка
Галина Резяпова, депутат Тюменской областной Думы
Да, мы отстали, IT-технологии у нас заграничные, компьютерные томографы у нас заграничные и много всего остального только там,мы потеряли то, чем гордились. В 50-70-е мы покоряли Енисей, у нас были лучшие ракеты и много чего другого. Все это было, армада инженеров и, в конце концов, появились мы, тогда же в 60-е годы, чуть раньше. Мы — Западная Сибирь, я имею в виду, как нефтегазовый комплекс, потому что это тоже был научно-инженерный прорыв. Дело в том, что за последние 25 лет у нас выросло новое поколение, которое родилось уже после слома эпох, после смены экономической формации.И это новое поколение оно выросло в других потребностях.Ведь какие потребности сразу родились — право,экономика и финансы.Крен! У нас стали учить и учиться только вот на этих специальностях и, соответственно, мы потеряли то, о чем сейчас вынуждены говорить, как об очень большой проблеме в нашей стране. Не могу этого не сказать, потому что объективное развитие событий, вот, чтобы этот крен выправить сегодня, чтобы нашу лодку не перевернуло, мы должны аккуратно поправить положение, в другую сторну не перегнуть, хотя, нам еще лет 25 нужно будет, чтобы выращивать инженерно-мыслящую элиту.Итак, создать материально-техническую базу, сюда бы я отнесла создание «технопарков». Технопарки — это среда, которая формирует, которая мотивирует на производство того, что мы ожидаем, всевозможных инженерных конструкций и так далее. Технопарк должен принимать детей от дошкольного возраста и дальше, тогда мы сумеем создать вот эту мотивационную преемственность
Вероника Чубенко, ведущая
Я на эфире, как раз с Ринатом Гимрановым, начальником управления информационных технологий ОАО «Сургутнефтегаз», спорила, но на самом деле — респект ему за это суждение: что квадратные метры, даже наплненные инновационным оборудованием, не меняют систему в целом.
Галина Резяпова, депутат Тюменской областной Думы
Отлично было бы, если бы он имел в виду — наполнение обучающими кадрами, вот подготовка специалистов: кто будет формировать инженерное мышление? Вот это — самая главная проблема. Мы с Вами на марафоне обсуждали, а кто должен решать проблему развития детей: власть или бизнес, кто за это отвечает? И ответ был ведь найден: и те, и другие. Власть отвечает, но бизнес — он повориотливее, он быстрее. Поэтому задача власти — создать для этого все условия, чтобы бизнес захотел в этом участвовать, чтобы создать и мотивацию, и экономическую,и моральную.
Вероника Чубенко, ведущая
Но все-таки есть кардинальный вопрос, о который мы будем спотыкаться. Все эти условия для развития детей с неба не упадут, они либо создаются властью, либо не создаются, а просто декларируются.
Галина Резяпова, депутат Тюменской областной Думы
Не случайно ведь были разработаны ФГОСы (Федеральный государственный общеобразовательный стандарт) как ответ на запросы подобного рода. И это первый шаг и,больше того, в нем даже целевая установка правильно сделана. Как раз формирование деятельного подхода, деятельных технологий для обучения по ФГОСам. Я вчера разговаривала с одним из выдающихся специалистов в этой области,с академиком Лазаревым (он как раз говорил у нас на Марафоне), как всегда критичен, но деятелен и продуктивен. В чем его продуктивность. Сегодня в Сургуте, в школе №6 работает его площадка, когда педколлектив 6 школы, под руководством академика, как раз разрабатывает, создает новую модель образовательной технологии и, заодно, обучаются сами.
Вероника Чубенко, ведущая
Давайте объясним сейчас телезрителям, что такое деятельный подход? А то очень много терминов. ФГОС- государственный стандарт.Все достаточно просто, деятельный подход, это тогда, когда ребенок обучается, видя свой результат. Вот он проектирует прямо на занятиях мост и во время проектирования моста получает все необходимые знания и по физике, и по математике, и по геометрии, — вот это и есть деятельный подход.Когда он знает зачем ему знания.
Галина Резяпова, депутат Тюменской областной Думы
А задача педагога, котрый будет работать в этой технологии, это как раз обучить тем методам и приемам добывания информации, таким как, анализ, оценка, вывод, прогнозирование, проектирование и т.д., в этом-то, как раз, самая беда.Сегодня немало педагогов, которые владеют этой технологией, но нам-то ведь надо, чтобы не немалое количество, а абсолютное число педагогов умело работать в этой технологии.
Вероника Чубенко, ведущая
Ровно такая же ситуация и в здравоохранении. Но она болезненнее по своим последствиям. Послушаем нашего эксперта, который, конечно же, настроен оптимистично, так как считает, что повышение квалификации и конкуренция спасает положение дел.
Максим Слепов, главный врач клинической городской поликлиники №1
Мы, на сегодняшний день, большую часть вопроса по кадровому дефициту решили. Теперь у нас реально появилась конкурентная среда, теперь мы внимательно занимаемся повышением последипломного образования этих специалистов. Сегодня достаточно жесткие требования уже предъявляем к специалистам при устройстве на работу, для того, чтобы в Сургуте постараться оказать гражданам услугу более высокого качества и компетентного уровня
Вероника Чубенко, ведущая
Обобщая сказанное — конкурентная среда, постдипломное образование оно было всегда, но и, собственно, попытка сделать технологию медицинской помощи, которая очень выручает, когда компетенции страдают. На мой взгляд, действительно, все зависит от менеджера, который это понимает, но где взять столько менеджеров с таким мышлением?
Галина Резяпова, депутат Тюменской областной Думы
Мы можем с вами в отдельно взятом городе и регионе добиться этих успехов, потому что это должна быть системная требовательность, это должно быть только так и не иначе, ведь эти оргвопросы, как на сайте разместить информацию о потоках пациентов. Что в эти часы лучше не звонить, не приходить, а в эти дозвонитесь, сдадите анализы. Вот такие оргработы — это огромный шаг к тому, чтобы по пути к доктору больной не испытывал дискомфорт.
Вероника Чубенко, ведущая
Менеджеры — штучный достаточно товар и они в спецусловиях рождаются. Где взять хороших менеджеров в здравоохранении,ведь все мы понимаем, что это главная проблема.Вот как ее решить? Взять заменить старое мышление на новое?
Галина Резяпова, депутат Тюменской областной Думы
Очень много выдающихся менеджеров среди людей которым за 30, но это — те самые квалификационные требования, высокопрофессиональные к главным врачам, управленцам как менеджерам, которые должны не ими соблюдаться, а требоваться от них, в том числе, тем же департаментом здравоохранения. Здравоохранение — это государственные полномочия, недавно оно было и государственным, и местным, сегодня только государство несет ответственность. Раз государство несет ответственность, то вот оно и обязано вести контроль за управленческой деятельностью главных врачей.До тех пор пока мы будем сидеть и ждать, пока кто -то что -то придумает, у нас все будет не так, как нам хотелось бы. Все, что мы хотим улучшить в нашем городе, мы должны делать -законно и полномочно. Вот когда я говорю о высшем полномочном лице, то вот у него, как раз, есть полномочия для взаимодействия со всеми органами и структурами различных уровней.То есть, если мы создадим некий консолидированный орган, куда будет стекаться вся информация, мы сможем туда приносить любую информацию. Нам надо самим понимать на каком уровне решаются те или иные вопросы.
Максим Слепов, Главный врач клинической городской поликлиники №1
Мы говорим о ресурсной базе. А деньги на развитие материально-технической базы — это ресурс. Современные менеджеры — это ресурс, который безусловно нужно формировать, нужно собирать воедино. Но городу Сургуту, как таковому, действительно не хватает, как мы говорили, давно не хватает именно детской больницы, которая бы стала центром притяжения, координационным, методологическим центром для оказания помощи детям. Давно назрела уже эта потребность и я думаю, что теперь для реализации этого проекта, нужна воля со стороны органов власти, воля со стороны общественности. Да, конечно, есть некий новый этап развития детского здравоохранения в Сургуте, создаются отделения детские при больницах, в окружной клинической больнице есть детские отделения, при хирургическом стационаре есть детские отделения. Теперь задача стоит о неком центре оказания помощи в городе Сургуте, который бы координировал всю деятельность, в том числе, приведу хороший пример, клинический перинатальный центр, сегодня существует серьезный методологический центр по оказанию услуг в области акушерства и гинекологии. Даже зачастую при том дефиците ресурсов, которые у нас есть,- недостаток специалистов гинекологов, мы выходим, покрываем эти потребности, естественно, за счет перинатального центра. И в целом женщина эту услугу получает в полном объеме и надлежащего качества – это, как пример развития одного направления, тоже самое должно происходить в части оказания помощи детям. Вы должны прийти в поликлинику и сказать у меня болит, у моего ребенка болит, все остальное — маршрутизация пациента-ребенка, она вся должна быть организована до окончательного, если должна быть операция, если понадобится в стационаре, соответственно всю эту помощь он должен получить в Сургуте. Не надо для этого ездить в Нижневартовск, в Ханты-Мансийск
Вероника Чубенко, ведущая
За счет оптимизации структуры тоже можно решить много проблем, в частности в сфере детских отделений. Этим надо заниматься и дальше департаменту здравоохранения округа. Конечно, центр материнства и детства (перинатальный центр),решит огромный комплекс проблем, но он все равно не решит проблему, так называаемого, детского здравоохранения в Сургуте, в котором есть большая потребность. Детский клинический центр — это еще и научная база, и производственная часть всех технологий, которые сегодня архинужны для того, чтобы лечить детей.Поэтому у этого вопроса вроде и есть решение, вроде и нет.Особенно в части «особых детей».
Полина Гончарова, член инициативной группы родителей детей с ментальными нарушениями и РАС
Эти дети способны социализироваться и стать обычными гражданами, которые
могут работать, приносить какую-то пользу и жить нормальной жизнью в нашем понимании. Проблема заключается в постановке адекватного
нормального диагноза, как такового, потому что дети разные, специфика и проблематика этих детей разная, а диагноз, как правило, один и тот же —
умственная отсталость. Сейчас наша медицина, к сожалению, направлена на то, чтобы погасить их негативные проявления и превратить в овощей, как бы это страшно не звучало, а дальше у этих детей, когда они заканчивают
школу, максимум, что они могут получить с этими диагнозами — это специальность дворника.
А дальше государство создает целый сегмент недееспособных людей. Нужна
диагностика адекватная, желательно ранняя, когда отдиагностировали,
чтобы были четкие понятные медицинские маршруты согласно особенностям
этих детей, не общий какой-то, а если у вас вот это, то мы делаем так: тут логопед, тут дефектолог, тут еще
Вероника Чубенко, ведущая
Понятно, что люди сталкиваются с болью, непониманием и мы, по простому говоря, просто не готовы реально их принять.Это основная проблема, она не только психологическая, но есть и масса других, при которых и врачам тоже трудно — у них не методологии, не инструментария нет, как различать эти виды заболевания, там нужны очень умные специалисты, понятно, что их не хватает в Сургуте.То, что создана общественная организация — это даст нам какие то шансы.
Галина Резяпова, депутат Тюменской областной Думы
Мы готовимся принять таких детей, еще 20 лет назад у нас одна была форма - это домашнее обучение по отношению к этим детям. Сегодня государство сделало шаг — безбарьерная среда, все таки в градостроительном кодексе уже закреплено обязательное наличие пандусов и лифтов для инвалидов, инклюзивное образование, уже как понятие существует, паралимпиада, которая дала мощный толчок.Это не декларационные шаги, это начальные три шага. Самое главное — мы должны в своей ментальности признать этих детей, как полноправных граждан общества.
Вероника Чубенко:
Присоединяйтесь к обсуждению проблем, которые мешают нормальному развитию наших детей, присылайте свои предложения в специальный раздел Марафон «Наше будущее» на сайте sitv.ru.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале