Жизнь ханты: как сочетаются традиционный образ жизни и достижения цивилизации

19:55 29.03.2021 11956 просмотров
Когда говорят туризм в Югре, зачастую это связано с культурой и бытом коренного народа. Стойбища ханты давно облюбовали гости из регионов и других стран. В гости к оленеводам приезжали из Германии, Франции, Испании, нового света. Пандемия, конечно, турпоток заметно поубавила, но это временное явление.

Жизнь ханты в тайге притягивает тем, что это все реальная жизнь. Не представление, разыгрываемое для удивленных туристов, а обычная жизнь тех, чьи предки населяли югорские земли столетия назад. Кончено, все с поправкой на 21 век. Как уживаются традиционный образ жизни и достижения цивилизации, ответим на этот вопрос.

Здесь каждый свой и немного коренной. День оленевода в национальной деревне — общий праздник, где нет разделения по национальному признаку. В мир ханты здесь может окунуться каждый. Традиции, уходящие в такие древние времена, что точно и не скажешь, здесь, на третьем десятке 21 века как на ладони. Но главное зрелище, приковавшее внимание публики — гонки на оленьих упряжках.

«У меня семья такая довольно спортивная, все занимаются спортом и сам тоже полюбил спорт, и когда уже занимаю какие-то призовые места, появляется азарт и еще хочется выигрывать, участвовать и интересно, приятно», — говорит коренной житель Сургутского района Виталий Русскин.

Не только спортивный азарт и желание первым домчать до финиша на национальном виде транспорта приводят ханты на день оленевода. Это еще и возможность пообщаться с представителями своей народности. Только в Сургутском районе проживают порядка трех с половиной тысяч представителей малочисленного народа, две с половиной тысячи из них живут на родовых угодьях. Тем, кто большую часть времени в тайге, занимаясь традиционными промыслами и поддерживая не менее традиционный быт, такая возможность выпадает нечасто. А где общение — там и бизнесу место найдется.

«Очень хорошо тем, что люди приезжают, могут дикоросы продать, в том числе и рыбу, мясо это все можно приобрести. Также, конечно, в гонках поучаствовать. Знают уже, кто хорошо обучает оленей, кто хуже и посостязаться между собой», — отмечает коренной житель Сургутского района Клим Кантеров.

Коммерческая жилка не обошла стороной коренных жителей Севера. И это не только народные промыслы вроде сбора дикоросов или продажа мяса да рыбы.

Некоторые родовые угодья и стойбища — это локальные туристические центры. Колорит, пропитанный историей (например, все жилища построены по древней технологии), мирно соседствует с достижениями цивилизации вроде высокоскоростного беспроводного интернета.

Благодаря проекту IT-стойбище именно в Сургутском районе открылась первая потом и вторая) стойбищная школа, где самые маленькие представители ханты получают базовые знания. Очень вероятно, что подобных школ скоро станет больше. В этом году на родовых угодьях в Сургутском районе планируют поставить еще порядка 10 вышек, раздающих вай-фай. В реализации всех начинаний, которые касаются коренного народа, участвуют и муниципальные власти.

«Выделяются средства на обустройство стойбищ, выделяются средства на приобретение материально-технических средств, на лимитированную продукцию охоты, на обучение, в том числе на обучение управлению транспортными средствами. Ну и кроме того, практически 80% коренных жителей заключили экономические соглашения с компаниями-недропользователями», — пояснил заместитель главы Сургутского района Алексей Савенков.

Судьба свела ханты и недропользователей, по меркам истории, буквально вчера. Были трудности, разногласия и споры как иначе, когда встречаются два разных мира). Сейчас нефтяники активно поддерживают тех, на чьих землях они ведут добычу. Только ханты Сургутского района ежегодно получают от предприятий порядка 580 миллионов рублей (около 80% от суммы по округу). Но дело не только в деньгах. Те, кто ведет работу с ханты, приходится что называется быть в теме. То есть, знать даже самые неочевидные проблемы.

«Стоит вопрос в омоложении оленьего стада. Ну, сами понимаете, уже начинается кровосмешение, и поэтому некоторых оленей наши ханты завозят с Ямала. Ямальские олени — более высокие, более крепкие», — отметил Александр Савенков.

Нематериальные ценности народ ханты также бережно хранит, не давая уйти в небытие обычаям, традициям и даже видам спорта. В этом году в поселке Тром-Аган должна появиться уникальная для района секция, где будут обучать искусству национальной борьбы народа ханты.

«Впервые у нас на такой маленькой территории 45 человек будут охвачены новым видом спорта — это «Пупикат — медвежья лапа». Это тот национальный вид спорта, которому будет учить представитель народа ханты. Он в свое время этим занимался профессионально», — сообщила начальник отдела управления культуры, туризма и спорта администрации Сургутского района Лариса Касаджик.

Есть нам чему поучиться у ханты. Пережившие культурный и бытовой шок во время освоения нефти коренные народы сегодня — неотъемлемая часть нашей жизни. Жизни всей Югры.

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
Комментарии: 2
А чего там кстати с заболеваемостью короновирусом у хантов? Где статистика чисто по хантам?

# lexxx 28.03.2021 23:02:16 0

Хорошо,что мы не в Америке,а ханты не чернокожее население.По каким признакам и с чего вдруг вы их отделяете от другого многонационального населения России?

# Oles1978 30.03.2021 22:29:37 0

НАВЕРХ