Жить полноценно: каким должно быть инклюзивное образование, обсудили в Югре
«Я прожил полноценную жизнь и доволен ею». Многие ли сегодня могут повторить слова ученого с мировым именем, инвалида-гения, как он сам себя называл, Стивена Хокинга? В нашей стране долгое время люди даже не задумывались о проблемах инвалидов. Потому что мы их просто не видели. В СССР они были заперты в социальных учреждениях или, в лучшем случае, в своих квартирах, лишенные общения, образования и каких-либо перспектив.
Теперь иначе. Теперь в России хорошо понимают, как важно дать инвалиду возможность стать если не гением, то обычным человеком, который может рассчитывать не только на сочувствие, но и на полноценное будущее, семью, образование и профессию.
«Мы хотим создать новое инклюзивное общество, в котором у каждого человека будет возможность найти себе применение, самореализацию и каждый человек будет себя чувствовать настоящим полноценным членом этого общества», — это слова, а по сути, программное заявление заместителя генерального директора Агентства стратегических инициатив Анны Суховой.
Именно АСИ стало инициатором проведения в разных городах страны форумов «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка». Впервые специалисты в сфере инклюзивного образования — федеральные и региональные эксперты, педагоги, медики — собрались таким составом в Грозном год назад. Площадкой для проведения второго форума было решено выбрать Югру. Участники этого события собрались на минувшей неделе в Сургуте.
Такое решение губернатор Югры Наталья Комарова назвала безошибочным: «Почему это важно? Почему мы поддержали, инициативу АСИ? Просто вы сами видите, как это важно, что есть возможность просто говорить друг с другом, высказывать мнение, задать вопросы».
Как неоднократно отмечали приехавшие на это событие гости (а это участники из 78 регионов), Ханты-Мансийский округ наработал хорошие инклюзивные практики. Поэтому сюда ехали со всей страны не только поделиться своими мыслями, проблемами, но и в какой-то мере перенять опыт Югры. Ведь даже сам формат мероприятия, в котором главные эксперты — дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители — уже говорит о многом: семьи, воспитывающие инвалидов, сами включены в процесс, потому что лучше многих других знают и понимают суть проблем.
Фраза, которая звучала практически от всех экспертов — «бесшовный переход» от момента рождения до момента взросления. Да, к детям с особенностями здоровья и развития внимание медиков и педагогов повышено. А что с ними становится дальше? Они просто получают положенный им минимум знаний или по-настоящему готовы к полноценной взрослой жизни?
«Важно поговорить о том, как нам получить нормальное дошкольное образование, школьное и потом профессиональное в вузах, в колледжах. Тема настолько проста, с одной стороны, а с другой стороны, очень много нюансов, которые препятствуют получению образования на разных этапах. Как сделать так, чтобы у нас не было этих переходов, чтобы мы не теряли детей?» — задается вопросами, над которыми еще предстоит хорошо поработать, уполномоченный при президенте по правам ребенка Мария Львова-Белова.
В этом мнении сходятся большинство экспертов: делается вроде бы много, но пока в этой работе как будто отсутствует некий единый вектор.
«Разные практики, как бисером рассыпаны, а их надо воссоединить. Если мы говорим про детский сад, то нам все равно нужны качественные кадры: и дефектологи, и психологи — те, кто на ранней стадии могут исправлять дефекты, которые бы не усугублялись уже в начальной школе и в последующем. Нам нужны эксперты и, наверное, отдельные образовательные блоки для подготовки, в принципе, любых преподавателей в школе, которые бы понимали инвалидность и то, как работать в инклюзивных школах», — конкретизирует тему первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по молодежной политике Михаил Киселев.
На разных площадках форума обсудить успели многое: и организацию питания особенных детей в образовательных учреждениях, и работу медицинских кабинетов в школах, и возможности адаптации городской инфраструктуры под потребности людей с ограниченными возможностями передвижения, и перспективы трудоустройства особенных людей.
Однозначно: чтобы найти решения для всего комплекса вопросов, времени не хватило. Значит, будет следующий форум. Третий по счету, он пройдет на Сахалине.
Но уже сейчас понятно, этот второй форум, прошедший в Сургуте, безусловно, был не просто полезен, но и интересен. Во всяком случае, для самых юных его участников. Ведь им посчастливилось встретиться с актером Гошей Куценко, большим и настоящим другом детей с особенностями. Немногие знают: Куценко — учредитель благотворительных фондов для детей с ДЦП «Шаг вместе».
А еще актер успел пообщаться с директорами инклюзивных школ. Вот какие впечатления он увозит с собой из Сургута: «Директора – умные, высокообразованные. Если наши дети в таких руках, то я трижды верю в счастливое будущее нашей страны. Готов сотрудничать с форумом дальше, приехать на Сахалин и привезти своих друзей-актеров. Вы действительно сегодня взяли меня за сердце, и я на всю жизнь запомню эту поездку».
Конечно, стивенами хокингами станут не все. Но во всяком случае, сегодня у детей-инвалидов хотя бы появляется такая возможность. И бороться за нее они будут не в одиночку.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале