Женская пилотажная группа «Барсы» - о подвиге «ночных ведьм» в годы войны
«Бессмертный полк в небе». Девушки женской пилотажной группы «Барсы» 9 мая вновь взмыли в небо над Сургутом с фотографиями героев на бортах самолетов. Это очень проникновенная и впечатляющая акция, бьющая зрителей в самое сердце. В полете над городом символично все. Но главное — за штурвалами сидят молодые девушки, словно сошедшие с небес, потомки тех самых летчиц знаменитой женской эскадрильи Великой Отечественной. Фашисты со страхом и ненавистью называли их «ночными ведьмами», а наши солдаты ласково — «ночными ласточками».
Сегодня в авиапарке «Барсов» есть самолет из той самой серии, на которой летали «ласточки» — уничтожали мосты, железнодорожные эшелоны и технику противника. Биплан По-2 — настоящая реликвия и особая гордость «Барсов». Каково это — сидеть за штурвалом легендарной машины? И что они знают, современные девчонки, о своих предшественницах?
Десятки тысяч сброшенных снарядов, сотни сбитых самолетов и уничтоженные опорные пункты. Вероятно, фельдмаршалы нацисткой Германии, намереваясь покорить СССР, и не представляли, что на их пути встанут юные летчицы, вчерашние студентки и школьницы. С первых дней войны девушки смело рвались в бой. Уже осенью 41-го, решением руководства страны, был сформирован первый женский авиаполк.
Из мемуаров героя Советского Союза Главнокомандующего военно-воздушными силами СССР К.А. Вершинина:
— Товарищ командующий, — позвонил мне командир 218-й дивизии Дмитрий Дмитриевич Попов. — Докладываю: принял сто двенадцать барышень. И что я буду делать с ними? — В голосе Попова проскальзывала досада. — Они не барышни, Дмитрий Дмитриевич, а полноценные летчицы, — ответил я полковнику. — И, как все будут воевать с врагом. Только не сразу посылай их в пекло, постепенно вводи в строй.
Хрупким, но бесстрашным летчицам пришлось проходить ускоренный курс подготовки. Для боевых вылетов полку передали учебные «кукурузники» ПО-2, другой техники попросту не было. Механикам пришлось импровизировать, чтобы переоборудовать сельскохозяйственные воздушные суда для военных целей. Уже первые ночные вылазки советских летчиц вызвали панику в рядах фашистов. Девушки выходили на небесные позиции только после захода солнца. Подлетая к противнику, они глушили моторы и бесшумно выходили на точку сброса. Противник слышал только легкий шорох, сравнимый со звуком метлы. За это немцы и прозвали советских девушек ночными ведьмами.
Из воспоминаний советских летчиц (Ракобольская И.В, Кравцова Н. Ф. «Нас называли ночными ведьмами»):
— На самолете не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолета. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь самолет успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.
Сегодня ПО-2 — редкий музейный экземпляр. Одна такая машина стоит на аэродроме «Боровая», где базируется единственная в стране женская пилотажная группа, что уже по-своему символично. Для «Брасов» этот самолет сродни реликвии. Это уникальная с точки зрения инженерной мысли модель.
«Из-за того, что конструкция самолета выполнена из ткани, фанеры — тут минимум металла и железа, по сравнению с вражескими самолетами. Он был очень ранимый, его было просто сбить. Возвращалось их мало, но преимущество все-таки было. В том, что он имеет маленькую скорость. Если углубимся в историю и посмотрим модели наших противников, они были мощные, но тяжелее. И из-за этого, когда они начинали преследовать этот самолет, а он шел, ну, максимум 120 км/ч, а то и меньше, они просто, пытаясь преследовать самолет, сбавляли скорость и сваливались. Поэтому его и не любили за то, что он запутал множество профессионалов. С этим было тяжело бороться», — рассказывает пилот женской пилотажной группы «Барсы» Анастасия Бегункова.
Конечно, о подвигах «ласточек», именно так нежно называли советских летчиц наши солдаты, сургутские «Барсы» знают все — от и до. Увлеченным полетами сургутянкам сегодня ровно столько же, сколько тогда, во время войны, было летчицам ночной эскадрильи. Их боевой путь — настоящий подвиг, считает Анастасия Бегункова. Кавказ, Кубань, Крым, Европа… И все это на технике, где нет даже простой кабины, которая может спасти от бьющих в лицо осадков. А на тебе большая ответственность, ведь ты должен сбросить заряды прямо в точку.
— Ты просто представь, что нет навигатора. Что ты летишь над гущей леса. Все внизу одинаково. На тебе огромная ответственность, — рассуждает Анастасия Бегункова.
— Они ведь еще ночью взлетали, при минимальной видимости, а еще и под обстрелами всегда находились. Невозможно представить, каково это. Здесь не так много места, но это подвиг, — подхватывает журналист СТВ Сергей Большов.
Наследниками великой истории советских летчиц сургутские «Барсы» себя, конечно, не считают. Современное поколение любителей малой авиации поднимается пускай и не всегда в голубое небо, но мирное, говорит Анастасия: «Это наше достояние, это наша гордость. Очень сложно какую-либо летчицу настоящего времени сравнить с их подвигами, с их навыками, с их мужеством. Сейчас не все мужчины обладают таким стержнем внутри, какие были они».
Сегодня у многих, кто был на «Боровой» на экскурсии, наверняка найдется фотография с легендарным самолетом. Но, конечно, даже посидев в кабине ПО-2, трудно ощутить, через что прошли десятки лет назад советские «ласточки». Эту разницу лучше всех сегодня понимают разве что молодые девушки, летчицы пилотажной группы «Барсы».
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале