Затяните пояса: что подорожает вслед за бензином в Сургуте
Без чего не обходится ни одна сургутская осень? Золотой листопад, первый снег, теплые вещи с дальней полки шкафа, скачок цен на автомобильное топливо. Очередной антирекорд по стоимости бензина зафиксирован на городских заправках. Стоимость марки АИ-92 на этой неделе дошла до 67 рублей за литр, а 95-й и вовсе преодолел отметку в 76 рублей, что почти на 25% выше прошлогодних показателей.
Ситуация, конечно, печальная, хоть и не критичная, как в других регионах, где на местных АЗС фиксируют перебои с топливом. По данным СМИ, в Хабаровском крае водители буквально ночуют на заправках в ожидании новых поставок. А в Крыму автолюбители даже воруют друг у друга бензин из баков.
Парадоксально, но чтобы стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, российское правительство готово даже закупать топливо в Китае, Южной Корее и Сингапуре, передает РБК. Но пока это скорее обсуждения.
Приходится ли сургутским автолюбителям сегодня бороться за горючее? Что будет дальше с ценами? И почему подорожание бензина и дизтоплива — проблема не только водителей, а наша общая?
Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, течет вода и растут цены на бензин. И такое — почти каждую осень. Эксперты традиционно говорят о сезонном факторе, о том, что люди, возвращаясь с отпусков, начинают покупать больше топлива. А мы, потребители, уверены, что на нас просто наживаются. Ничего нового. Так насколько объективно такое повышение цен в этом году?
Стоимость литра бензина рассчитывается из нескольких переменных, сформированных и государством, и самими нефтяными компаниями.
«Когда мы говорим про розницу, непосредственно на АЗС, когда литр бензина либо литр дизеля продают, то в основном в его стоимости заложены всевозможные налоги, сборы, акцизы со стороны государства. По разным оценкам это около 70-80% стоимости литра — то, что в итоге достается государству. И только около 20 процентов — это и стоимость нефти в итоге, это и работа самой заправки и все-все-все остальное», — поясняет эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Подорожание топлива, по данным Росстата, сегодня фиксируется в 82 из 89 регионов страны. В их числе и Югра. Кажется, что удивляться здесь нечему, ведь происходит это из года в год, да и причины озвучиваются одни и те же. Но ситуация этой осени все же выходит за привычные рамки. Помимо санкций, нестабильности мирового рынка цен, теперь в списке факторов, влияющих на цену, еще и участившиеся атаки на российские нефтеперерабатывающие заводы.
«Многие уходят на так называемые внеплановые ремонты. Во-первых, это тоже затраты для инвестиционных компаний, и они эти затраты, естественно, хотят как-то компенсировать. Это тоже стимулирует в дальнейшем рост цен. Ну и плюс мы в моменте получаем довольно небольшой объем производства бензина», — отмечает Игорь Юшков.
Как следствие, в регионах возник дефицит горючего. На этой неделе власти Крыма ограничили продажу бензина на заправках до 20 литров в одни руки. О топливном кризисе сообщают и на Дальнем Востоке, и в центральной части страны, и на юге. Испытывают нехватку бензина и сургутские автомобилисты. Так, запасы 92-го закончились на одной из городских сетей АЗС.
— На заводе нет его.
— На заводе?
— Да, в сторону Тобольска тоже нет.
— И непонятно, когда ждать?
— Неизвестно.
Впрочем, у федеральных сетей пока ситуация обстоит получше.
Хвататься за канистры сургутянам пока все же не стоит. Как минимум 95-й бензин точно есть на всех городских АЗС. Правда цена на него интересно разнится. На одной заправке покупают топливо за 66,5 рублей за литр, а на заправке в нескольких сотнях метров, в сторону Профсоюзов, ценник уже 76 рублей.
Дорожает отнюдь не только бензин, но и дизель. Правда, здесь темпы роста цен куда скромнее. С начала года — 4%. А вот кого топливный кризис миновал, так это водителей на газу. Этот вид горючего, наоборот, за минувший год упал в стоимости. Сургутянин Михаил Жбанов «за баранкой» такси уже несколько лет, «голубым топливом» заправляется постоянно. В сравнении со своими коллегами «на бензине» ежедневно экономит до 1500 рублей. По мнению водителя, долго игнорировать удорожание топлива таксисты не смогут, а значит и цены на их услуги однозначно поползут вверх.
«Просто в противном случае, если не будет увеличения стоимости тарифов, получается бессмысленно альтруизмом заниматься. Работа ради работы. Водители в убыток себе не пойдут», — говорит Михаил Жбанов.
Еще одна потребительская сфера, которая, вероятно, пострадает от удорожания топлива, — это продукты. Ведь затраты на логистику никто не отменял. Мы приехали на оптовый комплекс, хорошо известный сургутянам, куда привозят товары не только из российских регионов, но и стран ближнего зарубежья: Казахстана, Узбекистана, Азербайджана. Прогнозы предприниматели строят неутешительные.
«Закупочные цены тоже растут и логистика. Если в прошлом году, именно 2 октября, я за 45 рублей покупал огурцы, а сейчас они на месте стоят почти 80 рублей. Когда мы вопрос задаем им, где закупки делаем, почему так дорого, по сравнению с прошлым годом, в два раза дороже? Они тоже пользуются топливом, в теплицах используется топливо, они тоже вынуждены поднимать цену», — рассказывает предприниматель Эльбрус Джабиев.
Снижения стоимости автомобильного топлива, а значит, и всего вокруг сегодня ждут разве что закоренелые оптимисты. Люди прагматичные сходятся в одном, используя всем нам знакомую фразу: кажется, пояса придется затянуть потуже. Особенно, если считать, что со следующего года россиян ждет еще и возможное повышение НДС.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале