Хотели как лучше, получилось… Почему сургутяне недовольны системой социальных карт
Уходящая неделя отметилась вестью о скором повышении цен. Этим, конечно, сейчас никого не удивишь, но речь конкретно об общественном транспорте.
Со следующего года проезд в Сургутских автобусах может подорожать на 2 рубля. Региональная служба по тарифам подготовила проект приказ, согласно которому стоимость билета округлится до 30 рублей. Принять документ планируют до конца этого года.
Но сургутяне к повышению тарифа готовы. Точнее, готовы те, кто имеет право на льготный проезд. Больше месяца, как льготники пользуются социальными картами для проезда в автобусах. Для этих целей теперь на карту падает тысяча двести рублей, которые можно тратить исключительно на проезд (против 600 рублей, начислявшихся ранее). Хватит на 20 поездок туда и обратно. Дело вроде хорошее. Бюджетные деньги не распыляются, а тратятся адресно — на тех, кто действительно в них нуждается.
Но не обошлось без ложки дегтя. Пользоваться социальной картой можно только в транспорте, курсирующем по маршрутам с регулируемым тарифом. Тем, которые, по сути, дотирует городская администрация.
Нашу редакцию на этой неделе завалило потоком жалоб тех, кто ежедневно ездит на маршрутках и коммерческих автобусах, где социальная карта — просто кусок пластика, а выделяемые целевые деньги на ней лежат мёртвым грузом. Есть ли надежда на то, что жители отдаленных поселков все же смогут пользоваться картой для бесплатных проездов? И почему очередное сургутское нововведение можно описать знаменитой фразой «Хотели как лучше…».
— А вы карты социальные принимаете?
— Нет, это коммерческий транспорт, — ответил водитель.
— Социальной картой в 69 автобусе мы воспользоваться не можем вообще, — говорит жительница Таежного Наталья Родина.
Наталья Родина чувствует себя преданной. Раньше ей, как и другим нуждающимся, из бюджета города переводили 600 рублей раз в квартал. Этого хватало, чтобы съездить в центр за покупками или в аптеку — в самом Таежном таких «удобств» нет. С октября пенсионерке не переводят деньги. Зато выдали социальную карту для бесплатного проезда в автобусах. Как ни парадоксально, траты на билеты в город только выросли.
«Это не только в Таежном проблемы. Это проблемы поселка Лесного, Дорожного, Лунного. Там тоже ходит только коммерческий транспорт. Мы не одни такие. Когда было по 600 рублей — так можно было хотя бы пенсионеру нанять такси, съездить в больницу. Сейчас даже этой возможности нет! Купить того же молока, хлеба на эти деньги», — делится Наталья Родина.
А Светлана Добря, тоже жительница Таежного, собирается в город по делам, но социальную карту с собой не берет — месяц назад она совершила одну льготную поездку, на этом ее путешествия за счет бюджета города завершились. Как утверждает сургутянка, ее «проездной» заблокировали. Переписка с администрацией Сургута в социальных сетях и звонки в мэрию результата пока не дали.
«Ровно одну поездку я проехала на 51 автобусе. Она у меня заблокировалась. Я позвонила на следующий день в департамент, где мне сказали, что „мы разберемся, в ноябре у вас будет карточка функционировать“. Месяц уже прошел, даже больше, с 4 октября. Вчера я вынуждена была обратиться: мне сказали, что в декабре будет работать карточка», — рассказала жительница Сургута, п. Таежный Светлана Добря.
Среди прочих проблем поселка Таежный (а их немало) сургутяне озвучили тему социальных карт на встрече со своим депутатом Дмитрием Нечепуренко. Но даже его полномочия и власть не дают ему возможности коренным образом повлиять на ситуцию. Тот случай, когда депутат и его избиратели в своих действиях и помыслах близки как никогда: единственное, что могут сделать, что тот, что другие — вступить в переговоры с мэрией и надеяться, что сиутация изменится к лучшему.
«Предложили в рамках большого проекта, который сегодня реализуется по модернизации инфраструктуры общественного транспорта на всей территории города, упразднить коммерческие маршруты, так называемые нерегулируемые маршруты, и оставить только регулируемые. Очень хочется, чтобы администрация нашла возможности для реализации», — отметил депутат Думы Сургута Дмитрий Нечепуренко.
Решение по этому вопросу будет принято при верстке бюджета Сургута, то есть до конца декабря. Изменения произойдут точно не раньше мая 2023 года. Правда, по нашим данным, найти средства на всю модернизацию системы общественного транспорта будет непросто — для того, чтобы отказаться от маршруток и заменить их на автобусы, нужно дополнительно 400 миллионов рублей.
«Безусловно, все упирается в бюджет. Мы как депутаты это отлично понимаем. Любая наша благая инициатива должна быть подкреплена деньгами. В рамках бюджета на 2023 год будет обсуждаться в ноябре-декабре возможность отменить нерегулируемые маршруты и оставить только регулируемые. Это решит эту проблему», — заявил Дмитрий Нечепуренко.
Будет принято это решение или нет — это дело будущего. Сегодня же транспортную карту получили уже 30 тысяч человек. Это неработающие пенсионеры, почетные жители города и школьники, которым полагается льгота в случае потери кормильца. Еще 13 тысяч пластиковых «проездных» ждут своих хозяев. И количество поездок, по сравнению с предшествующим видом поддержки, увеличили вдвое — казалось бы, что еще нужно?
«Все это ради того, чтобы увеличить количество поездок для жителей города. Те 600 рублей, которые были, их недостаточно. Увеличили количество поездок до 40, почти в два раза. Соответственно, в будущем возможно будет рассмотрение еще в большую сторону. Все будет зависеть от финансов», — подчеркнул начальник отдела по организации транспортного обслуживания населения департамента городского хозяйства администрации Сургута Рустам Гильманов.
Вот только благая инициатива на старте начала буксовать. Неудобства с картами испытывают не только жители Таежного. В мэрию с октября обратилась уже по меньшей мере сотня горожан, у которых есть вопросы или проблемы с использованием льготы. Например, блокировка «проездного», с которой столкнулась Светлана Добря, для сотрудников администрации не новость.
«Карты, бывает, блокируются. В таких случаях разные моменты бывают: возможно, что это просто пришел межведомственный ответ. Соответственно, житель уже не имеет права на эту карту. Пластик, бывает, теряет свои свойства. Для этого мы отправляем в УИТС, они там проверяют. Если все нормально, то либо восстанавливают, либо выдают новую карту», — пояснил Рустам Гильманов.
То есть систему сначала пропиарили, потом внедрили, потом начали проверять, перепроверять и дорабатывать. И ведь такое происходит достаточно часто. Любой вспомнит, как те или иные новшества, созданные исключительно ради удобства людей, на выходе оказывались не совсем удобными, если не сказать больше. Взять хотя бы переход на автоматическую передачу данных об актированных днях. Цифровизация отлаженного прежде механизма привела к полному непонимаю процесса — что среди школьников и их родителей, что среди чиновников от образования.
А теплые остановки, рассыпающиеся от морозов в первые недели после монтажа? В обоих случаях механизмы позже докрутили и, где нужно, подтянули. Но есть и другие примеры: тот же электробус еще не успели приобрести, а уже отчитались о его плюсах и перспективах. Потом, правда, пришли к выводу, что это не самое удачное решение с финансовой точки зрения и от нововведения отказались. По какому из сценариев продолжится история транспортных карт? Варианта как минимум 2: либо доработают, либо откажутся.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале