Ход конем: как Сургутский район избавился от хитрых подрядчиков по уборке снега
С каким чувством вы встречаете зиму? С радостью или, может, грустью? Красивое время года, но многие автомобилисты его ждут с тревогой — боятся застрять в снегу. И пешеходам некомфортно лазать через сугробы, особенно старикам и мамам с колясками. Весело только ребятне — скатываться с высоких снежных куч. Но — опасно. А уж властям зимний сезон обещает много неприятных хлопот: борьбу с недобросовестными подрядчиками и управляющими компаниями, многочисленные жалобы и претензии жителей, критику в социальных сетях...
В Сургутском районе одним махом решили все эти проблемы. Как? Просто отказались от подрядчиков. Устали бегать за ними, искать и уговаривать. Подумали: если убирать снег может частник, почему с этой задачей не справится само поселение? Купили технику, наняли водителей — и вперед. Конечно, это был определенный вызов и риск, поменять старую систему решились не все сразу. Были пионеры, глядя на них «подтягиваются» остальные. Этой зимой новую практику опробует Барсово.
Эти красавцы – свежее приобретение Барсово. Камазовский самосвал, два погрузчика – тоже отечественные и два трактора «Беларус». Пять машин должно с лихвой хватить на 6-тысячный поселок, считает глава местной администрации. Покупка обошлась сургутскому району в 36 миллионов рублей. Здесь считают, что комфорт жителей того стоит. В прошлые зимы барсовчане намучились. Подрядчика днем с огнем не сыщешь. Частники хитрят, пытаются проглотить кусок побольше, а в итоге выполнить обязательства не в состоянии.
«Подрядчики при заключении контракта, когда выходят на аукцион, ведут борьбу и очень сильно занижают цену. В итоге потом, когда выходят на работу, получается, что средств не хватает, то у них техники не хватает, потому что они еще в других поселениях или в городе работают, приходится технику гонять туда-сюда. Было много жалоб, снег не вывозился долгие периоды», — рассказывает исполняющая полномочия главы городского поселения Барсово Вероника Барабаш.
Конечно, люди ругались. Дороги, дворы, парковки – все было занесено снегом. Пешеходам: и взрослым, и детям, приходилось с большим трудом протаптывать себе тропинки, как покорителям северного полюса. С высокими сугробами не справлялась даже спецтехника – мусоровозы не могли подъехать к контейнерным площадкам. Жители каждый день говорили об этой проблеме районным властям.
Видимо, терпение администрации лопнуло. Да и зачем терпеть, когда есть положительный опыт соседей. Первыми отважились на эксперимент Солнечный, Лямина и Ульт-Ягун. Затем к ним примкнул и Лянтор, который даже окрестили «столицей сугробов». Город пережил настоящий снежный коллапс, завершившийся отставкой местного главы. Как только избавились от посредников и взяли ответственность на себя, количество жалоб на некачественную уборку снега сократилось в пять раз.
«Все-таки содержание уличной дорожной сети без привлечения подрядных организаций имеет свои плюсы, — говорит начальник отдела дорожного хозяйства, транспорта и связи управления коммунального комплекса администрации Сургутского района Вера Замиралова. — То есть работа снегоуборочной техники осуществляется в круглосуточном режиме. Выход техники может быть организован как в дневное, так и в ночное время. И отрабатываются точечные заявки. То есть также она может использоваться на содержании придомовой территории и общественных пространств».
Конечно, первопроходцам приходилось многому учиться, ведь поселковые администрации взялись за новое для себя дело. Какие требования к уборке тех или иных участков? Куда вывозить снег? Где лучше приобретать песко-соляную смесь? Теперь наработанная практика помогает соседям. Успех этого начинания в первую очередь зависел от решимости и готовности муниципалитета к достаточно большим расходам. Только Лянтор получил из бюджета Сургутского района более 90 миллионов. А в общей сложности приобретение снегоуборочной техники обошлось более чем в четверть миллиарда рублей. Сейчас парк составляет 36 машин и до конца года купят еще 8.
«Это грейдеры, это погрузчики тяжелые, ковшовые, это трактора-щетки, также коммунальная дорожная машина для обработки дорожной сети песко-соляной смесью, — перечисляет Замиралова. — В принципе, я считаю, что поселение готово к работе в осенне-зимний период, надеемся, что зима пройдет благополучно».
В маленьких поселениях — Ляминой, Ульт-Ягуне, ответственность за уборку снега уже много лет лежит на плечах местных чиновников. Но здесь причина не в плохих подрядчиках. Найти предпринимателя, готового работать за сотни километров от крупных населенных пунктов ради небольшого контракта, практически невозможно. Проще иметь экскаваторы и самосвалы, что называется, под рукой.
«Нормальные подрядчики, крупные, туда идти не хотят, потому что далеко гнать, маленький объем, соответственно, небольшие деньги, то есть нет окупаемости, — рассказывает заместитель главы Сургутского района, директор департамента ЖКХ, экологии, транспорта и связи Константин Карпеткин. — Можно либо объемом брать, либо деньгами. Либо цена будет заоблачная за эту технику, которую будем гонять, поэтому там лучше всего самостоятельно».
Одним из самых приятных бонусов такого коммунального суверенитета стало снижение аварийности. В поселениях, которые больше не зависят от подрядных организаций, зимой стало меньше дорожно-транспортных происшествий. Теперь и Белый Яр, вдохновившись опытом своих предшественников, собирается перейти на самостоятельное обслуживание дорог.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале