Взгляды разделились: сургутяне о ритуальной атрибутике на обочинах

19:36 25.10.2019 5107 просмотров
Венки, гвоздики и самодельные памятники на городских обочинах. От подобной картины иной раз становится не по себе. Чувствуешь себя, как в Некрополе. Власти, похоже, тоже не в восторге от такой кустарной мемориализации погибших в ДТП на дорогах Сургута. На этой неделе на Киртбая один такой памятник мотоциклисту демонтировали по просьбам жителей соседних домов, обратившихся на портал «Твой Сургут».

Надо сказать, дорожные службы регулярно очищают город от кенотафов, так называемых символических надгробий, и прочей ритуальной атрибутики, но спустя время, траурные инсталляции появляются вновь. Еще пять лет назад в Госдуму поступил резонансный законопроект: запретить установку кенотафов на городских улицах и вдоль дорог. Но поставить точку в этой деликатной проблеме у народных избранников тогда так и не поднялась рука. Поэтому закон по-прежнему никак это не регулирует. Во всяком случае, людей, устанавливающих мемориалы на улицах, привлечь к ответственности нельзя. На самом деле, понять можно и тех, кто оплакивает своих близких, и тех, кто не готов делить скорбь со всеми родственниками всех жертв ДТП. Ведь, если каждая личная трагедия получит масштаб всеобщего горя, то города рано или поздно превратятся в кладбища.

Погибшего на Киртбая байкера Людмила Кургина знала лично. Несколько раз с молодым человеком встречалась в кругу друзей-мотоциклистов.

«Парень был приятный, активный. Конечно, любая гибель любого человека, тем более, если хотя бы косвенно даже знаешь — это трагедия. Нас связывала мотожизнь», — рассказывает мотоциклист Людмила Кургина.

У байкеров Сургута есть традиция: 18 сентября, в День памяти мотоциклистов, они вспоминают тех, чьи жизни унесла дорога.

«Мы собираемся колонной, едем по местам, где погибли ребята. Мы покупаем цветы и оставляем на местах трагедии», — говорит Людмила Кургина.

Обозначать места смертельных ДТП в Сургуте тоже стало своеобразной традицией. Откуда ее корни, никто не знает, но факт остается фактом. То здесь, то там вдоль дорог появляются цветы, венки, памятные таблички и даже часть экипировки водителей. Очевидно, оставляют их родные и близкие погибших. Почему? Объясняют психологи.

«Это та смерть, которую никто не ожидал. Она обычно сокрушает психологическое равновесие родственников погибших людей, и поэтому они всячески пытаются искупить неосознанное чувство вины перед погибшими, что не смогли уберечь, не смогли их сохранить», — объясняет психолог Любовь Проводникова.

С другой стороны, те, кого трагедия не коснулась лично, по-разному относятся к ритуальной символике на обочинах. У кого-то она вызывает сочувствие чужому горю, у кого-то отторжение. Все-таки городские улицы — не место для поминовения.

— Мне кажется, это должно в душе быть и на кладбище.

— Я сочувствую, что такое произошло.

— Вроде, с одной стороны, это как бы кто-то  память чтит, а с другой стороны — не кладбище это.

 — Мне почему-то неприятно по этим местам ездить.

У городской власти позиция однозначная: венки и памятники на улицах и трассах устанавливать нельзя. Это противоречит правилам благоустройства и безопасности движения. Похоронную атрибутику убирают сотрудники компаний, которые отвечают за содержание дорог.

«Да, понимаем мы чувства утративших, стараемся вновь установленные не убирать, какой-то период выдержать, чтобы они там постояли. Если они не сильно на безопасность дорожного движения влияют», — говорит сотрудник дорожно-транспортной компании Роман Бурбинский.

Доводы дорожников таковы: кресты и памятники отвлекают внимание водителей, и как бы трагедия не повторилась. Хотя, есть и другое мнение — кресты и памятники на дороге могут дисциплинировать лихачей.

«Человек, часто передвигаясь за рулем машины или будучи пешеходом, забывает о том, что в принципе дорога опасна, а это служит напоминанием, что нужно вести себя несколько осторожней. Мне кажется, многим оно помогает и газ сбросить, и на тормоз нажать», — уверен Отец Андрей (Плешков).

Священнослужители говорят, в российской православной церкви как таковой традиции почитать место гибели нет. Как нет и четко сформулированной позиции по поводу ритуальной символики на дорогах. Все зависит от человеческой культуры и принятых в ней нормах.

«Вот, к примеру, я знаю, что в греческой церкви, конкретно на Кипре, есть традиция устраивать памятные места, но они не являются предметом какого-то творчества, это маленькая такая форма церкви, выполненная на подставке, в ней может лампада гореть или свеча. Если исходить из эстетики, так, может быть, было бы лучше, чтобы они были как-то  унифицированы, имели общий вид», — говорит Отец Андрей (Плешков).

«Вряд ли, человек, который потерял человека в какой-то трагической аварии, его забудет. Поэтому может выбрать какой то другой способ для того, чтобы вот эту память поддерживать. Дома вы можете смотреть фильмы, видео и так далее, где запечатлены ваши близкие, чтобы помнить о них», — советует психолог Любовь Проводникова.

Психологи говорят, человеческое горе выражается по-разному. Утративший близкого может переживать потерю, замкнувшись в себе. Кому-то же нужна сопричастность окружающих. Это не хорошо, и не плохо. Это так. Другое дело, что если установленный на газоне памятник затрагивает эмоциональное состояние других людей, стоит задуматься на собственными действиями, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим.

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ