Ввод новой системы общественного транспорта планируют в Сургуте. Какой она будет
Редко нововведения принимаются всеми и без недовольства. Особенно, когда новшества касаются
Уже больше месяца, как сургутские льготники пользуются социальными картами для проезда в автобусах. Для этих целей теперь падают целевые тысяча с лишним рублей. То есть, эту сумму можно потратить исключительно на поездки по городским маршрутам (за исключением маршруток, конечно).
В администрации говорят, что проект в целом можно признать успешным. Хотя масса вопросов по поводу работы системы возникают. Кому-то фактически проезд в общественном транспорте и не был нужен. Небольшая, но стабильно приходящая на карту сумма (около 600 рублей) грела карман и душу. Бывают случаи с внезапной блокировкой карты прямо в автобусе. Чиновники успокаивают, что проблемы решаются в оперативном режиме и скоро система пройдет обкатку.
У большинства же льготников (а это, в основном, школьники и пенсионеры) проблем при проезде не возникает.
«Можно было бы и больше поездок, потому что мы же пенсионеры. Расчет удобный, приложил карту и без проблем, не надо монеты считать, сдачу получать, лично меня устраивает», — говорит неработающий пенсионер Наталья Головина.
Но сама транспортная система города в нынешнем виде не устраивает чиновников. Скоро общественный транспорт Сургута ждет масштабные перемены.
Преобразования в сфере общественного транспорта в Сургуте уже стартовали. С начала осени в автобусах большой вместимости, курсирующих по городу, на смену кондукторов пришли валидаторы. К такому аппарату, например, давно привыкли москвичи. В столице России бесконтактный способ оплаты проезда действует уже второй десяток лет. У нас в городе, говорят чиновники, к отсутствию контролеров привыкают довольно быстро. Проблемы возникают, в основном, у представителей старшего поколения. Это, как говорится, проблемы переходного периода.
«Люди, во-первых, многие не понимают что это такое. Первый этап был, что
Валидаторы — лишь первая ласточка грядущих перемен. В начале этого года специалисты компании из Санкт-Петербурга начали изучать, кто, когда и как часто в нашем городе ездит на автобусах и маршрутках. Среднегодовой уровень общего пассажиропотока в Сургуте уменьшается последние 5 лет и колеблется на уровне 16-17 миллионов человек. Число приблизительное. Для сбора необходимых точных данных и привлекли стороннюю фирму, чтобы беспристрастно и с научным подходом оценить реальный уровень пассажиропотока.
«Пассажиропоток был рассчитан по всему городу. Соответственно, по пассажиропотоку была рассмотрена новая маршрутная сеть. С учетом того, что город растет, развивается, а маршруты у нас остаются уже довольно длительный период в таком состоянии, в котором были», — обратил внимание Рустам Гильманов.
Новую схему движения общественного транспорта логично представили на суд общественности. Полученные в ходе онлайн-обсуждения пожелания горожан учли и занялись доработкой схемы. Сейчас уточняются детали. Если все пойдет по плану, то уже в этом году новая схема придет на смену действующей.
«Новую маршрутную сеть однозначно мы будет запускать. Планируется это со следующего года, с мая месяца. Люди еще не совсем будут знать, как она ходит, поэтому в летний период предлагается это ввести. Как вариант. Опять же, планируется», — отметил Рустам Гильманов.
Осторожность в формулировках сотрудников администрации понятна. Такие масштабные преобразования в социально значимой сфере требуют основательного подхода, где выверен каждый шаг (или движение колес). Тем более, изменения коснутся не только пассажиров, но и перевозчиков. Таких компаний в Сургуте сегодня 8: пять курсируют по нерегулируемым маршрутам, 3 по — регулируемым. Проще говоря, первые работают в условиях рынка, зарабатывая исключительно на извозе, вторые — по муниципальным контрактам, что позволяет сохранять относительно невысокие тарифы на проезд (не выше цены, установленной Региональной службы по тарифам).
«Дотации как таковой нет. Это не дотация — это выполнение работ. В данном случае администрация за выполнение работ и доплачивает ту стоимость, которую перевозчик не собрал от жителей, от пассажиров. Поэтому здесь цена ниже. Там же, где нерегулируемый тариф, перевозчик собирает только то, что собрал с пассажиров», — подчеркнул Рустам Гильманов.
Не лишним будет отметить, что во многих городах России маршруты с регулируемым тарифом вообще ушли в прошлое. По улицам курсируют исключительно маршрутки и небольшие автобусы. В Сургуте же обратная тенденция. В перспективе весь общественный транспорт перейдет на работу по регулируемым тарифам. Дело это затратное, но в результате пассажиры получат общественный транспорт, который работает как часы, а любые отклонения от правил исключаются контролем.
«Есть более удобный вариант контроля за движением транспорта. Расписание уже четкое. Если организация выезжает в 6, то нужно выезжать в 6. По нерегулируемым тарифам — там они смотрят в зависимости от того, есть люди или нет», — говорит Рустам Гильманов.
Доступная стоимость проезда, оптимальные маршруты, строгий график движения автомобилей — это то, что может сподвигнуть сургутян отказаться от личного транспорта в пользу общественного, убеждены в мэрии. То есть добиться ситуации, когда на автобусе доехать из точки «А» в точку «Б» будет быстрее, дешевле и комфортее, чем на своем железном коне.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале