Вся жизнь - на чемоданах. Жители балков на Белом Яру готовятся к переселению
Этого момента большинство из жителей Белого Яра ждали не одно десятилетие. И вот, кажется, мечты о новенькой квартире скоро материализуются в реальные квадратные метры. Окончательно снести все балки, благо их в Сургутском районе осталось не так много — порядка 10, чиновники планируют уже до конца этого года. Вообще за ликвидацию ветхого и аварийного жилья в округе взялись с удвоенной энергией. И до 2020 года этот вопрос планируют окончательно закрыть. Не знаю, что поспособствовало такому рвению: то ли поручение президента Владимира Путина разобраться с этой проблемой, то ли сюжеты на федеральных и даже зарубежных каналах о покорителях севера, влачащих жалкое существование в трущобах. Но дело сдвинулось с мертвой точки. Однако пока чиновники пытаются решать проблему конструктивно — жители балков уже рисуют себе свои воздушные замки. И не всегда совпадают желания одних с возможностями других. Почему жители балков сидели в ожидании чуда и даже не пытались самостоятельно выбраться из трущоб?
— Что это у вас с потолками, почему они коричневые?
— Дождь идет.
Дырявая крыша и стены, провалившиеся потолки. Через эти отверстия в кровле в гости к Марии Акимовой заглядывают дворовые кошки.
«Прихожу с работы, у меня котенок. Думаю, откуда он? Они с крыши залезают, с чердака», — рассказывает она. Мария Степановна вспоминает времена 30-летней давности, когда работала в местном совхозе, её балок был добротным, как и приусадебное хозяйство. И менять все это на квартиру в капитальной высотке жительница Белого Яра не хотела.
— Почему сейчас не выезжаете из этого дома?
— Ну потому что дочь не согласна со мной, она планирует здесь остаться, а я не хочу здесь оставаться.
Люди как люди, только квартирный вопрос их рассорил. По программе переселения власти Сургутского района предложили Акимовым социальные выплаты по 940 тысяч рублей каждому члену семейства. Но дочь Людмила наотрез отказалась брать деньги.
Балки — это временные постройки, на которые у жильцов нет права собственности. Выплаты для переселения положены только гражданам, которые зарегистрировались в таких домах до 2012 года. Сумма определяется из расчета 18 квадратных метров на человека, стоимость метра – 51,5 тысяча рублей. Еще одно условие — согласие всех членов семьи взять деньги и переехать. В случае с Акимовыми решение одно — суд.
«Только им обращаться в суд и оформлять в судебном порядке право собственности. Есть преимущественное право покупки. Они должны предложить члену своей семьи приобрести. Если она в течение 3 месяцев никак не реагирует, то они имеют право продать свое жилое помещение кому угодно», — объясняет исполняющая обязанности начальника отдела по реализации жилищных программ администрации Сургутского района Надежда Неклицова.
— То есть, оно на доли делится?
— Конечно.
Все 10 балков в Сургутском районе находятся в поселке Белый Яр. Одна из самых распространенных причин, по которой жильцы не оставляют временные постройки, — финансовая. Второй год женщина бегает по инстанциям. У Валентины Гончаренко гарантийное письмо от властей на выплату в 1 миллион 700 тысяч рублей. Но по расчетам пенсионерки, этой суммы недостаточно для покупки приемлемой квартиры. Женщина живет в балке с сыном-инвалидом больше 30 лет.
«Если я уже согласна буду пойти в деревяшку в 1-комнатную на Белом Яру, — за такие деньги получается только деревяшка, — вот этих денег у меня хватает, ладно. Но куда я дену сына! В администрации мне говорят: вы заберете его с собой. Я говорю: ему вообще-то 40 лет!», — жалуется Валентина.
И Мария Акимова, и Валентина Гончаренко собрались пока и дальше жить в балках. Но власти района намерены внести серьезные коррективы в эти планы. Администрация муниципалитета решила до конца этого года ликвидировать все временные постройки, на которые жильцы не имеют права собственности.
«Если граждане не будут оформлять право собственности, соответственно через судебные инстанции будет принудительное выселение», — рассказывает Надежда Неклицова.
— А куда им тогда деваться?
— Оформлять право собственности.
— А потом можно продавать?
— Конечно.
Жильцы половины балков, оставшихся в районе, уже пошли на контакт с властями. Они оформляют документы для получения выплат на покупку жилья в капитальных домах. Полагая, что лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Торг здесь не уместен. Идти на поводу у жителей балков чиновники Сургутского района больше не намерены. К каким радикальным мерам готовы прибегнуть власти муниципалитета и как в дальнейшем планируют распорядиться высвободившейся землей?
На экскурсию в поселок Белый Яр отправились глава Сургутского района Андрей Трубецкой, который и сам
Александр Садовский, Антон Севастьянов
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале