Вся надежда на округ. Когда решится "мусорный вопрос" в Сургуте и кто выиграет от строительства нового полигона ТБО?

18:16 13.04.2018 2293 просмотров

«Зеленые» не сдаются! Сургутский мусорный скандал подогрели в конце этой недели местные защитники природы. Речь о муниципальном полигоне ТБО, который, несмотря на решение суда, продолжает работать. По мнению активистов организации «Зеленый фронт», этот факт является злостным неисполнением решения суда, поэтому на всех ответственных срочно необходимо завести уголовное дело. По мнению же представителей городской администрации, подобное заявление, сегодня, выглядит более чем странным. Дело, мол, подано на апелляцию, а значит и точка в истории с закрытием полигона еще не поставлена. Кроме того, сами по себе возникают вопросы: а зачем это вообще все нужно самоназванным экологам? Кого и от кого они собрались в данной истории охранять?

И тут стоит все таки вспомнить саму причину, по которой пытаются закрыть городскую свалку. Главный аргумент это то, что полигон ТБО находится в опасной близости от аэропорта. В опасной, потому что птиц, парящих над отходами, может занести в зону, где курсируют самолеты. А самолетам с птицами, как сами понимаете, встречаться никак нельзя. По закону расстояние до аэропорта должно быть не менее 15 километров, а тут всего 14 700.

Ну а теперь к вопросу кто кого и от кого защищает. Конечно «умным» птичкам сложно объяснить, где именно они не должны пересекать границу в 300 метров. Юристы, они на то и юристы, чтобы больше заботиться не о здравом смысле, а о соблюдении установленных норм. А чего в этой истории больше всего хотят экологи? Громко заявить о себе или невольно помочь подзаработать полигонам конкурентам, принадлежащим частникам? Все это не совсем понятно. В сургутской администрации же уверены, птички в этой истории точно ни при чем.

«Администрация города не согласна с этим последним решением суда. Естественно, будем обращаться в кассационный суд. Сейчас уже нами подготовлено и направлено заявление в Сургутский городской суд на отсрочку приговора по апелляционному определению», — рассказал начальник управления по природопользованию и экологии администрации Сургута Семен Бондаренко.


Пока суд да дело, муниципальная свалка продолжает работать, соответственно держать оборону. Причем в таком шатком положении полигон находится достаточно давно. Проблема возникла не вчера. Жалобы в прокуратуру экологи направляли регулярно, еще с 2015 года. Но почему-то чиновники от экологии за все эти годы так и не построили новый полигон и не провели зачистку старого. Хотя кого в этом винить? Концов теперь не найти. Ротация кадров, в соответствующем подразделении, стала делом привычным.

«Город Сургут, в свое время, отвел участок именно под строительство межмуниципального полигона, но, так как договор этот концессионный, то он округом заключен не был. Масса причин и объективных, и необъективных», — добавил Семен Бондаренко.

Причины, они, конечно, всегда найдутся. И мы даже по этому поводу кому-нибудь  посочувствуем. Но нам-то, с нашим мусором, куда деваться, если единственный полигон вдруг все-таки закроют? Придется пользоваться тем самым частным, который есть у конкурентов? Пока у чиновников другого запасного варианта нет. А вот у людей и компаний, которые не привыкли возить отходы дальше существующей городской свалки, а соответственно увеличивать свои затраты, у них варианты, думаю, появятся. И это уже точно не понравится настоящим защитникам природы.

«Сейчас у нас леса заполнены отходами, мусором, потому что далеко не все везут туда, на тот полигон, который действующий, который находится в двенадцати километрах. А теперь представьте себе, что надо везти на полигон, который находится на расстоянии 30-36 километров. Я понимаю, что если до этого не довозили, то теперь тем более», — уверен эколог Федор Таран.


Закрытие муниципального полигона ТБО приведет к одному — повышению тарифов на вывоз мусора. Так считают и депутаты, и чиновники. Ведь, в таком случае альтернативной площадкой станет частный полигон в Сургутском районе. От аэропорта он конечно далеко, собственно, как и от города, примерно в 30 километрах от Сургута. А это, как минимум, дополнительные затраты на бензин и даже дополнительную технику, возможно. На сколько вырастет в таком случае стоимость вывоза мусора, конкретно, сказать никто не может.


«Надо просчитать, пускай не в 2 раза, но это станет дороже, в полтора, это как минимум, на 50, 60, 70% увеличится», — считает начальник управления по природопользованию и экологии администрации Сургута.

«Тут 2 составляющие роста: во-первых, в принципе тариф на полигоне в Сургутском районе выше, чем тот, который установлен на полигоне муниципальном города Сургута. Во-вторых, это в два раза большее расстояние по вывозу, что, соответственно, не может не отразиться на экономике и, безусловно, вызовет рост цен у перевозчика, а затем затрат управляющих компаний, которые выльются в изменение тарифа», — добавил депутат городской Думы Дмитрий Пахотин.

Хотя бывают и другие варианты. Например, власти Нижневартовска повышения тарифа избежали. В соседнем с Сургутом муниципалитете тоже полигон ТБО находился недалеко от аэропорта и тоже, по решению суда, его должны были закрыть. Проблему решили. Все пищевые отходы, которые и привлекают птиц, теперь вывозятся в Мегион, остальные, по-прежнему, складируются на полигоне. А, так как заниматься этим мусорным и прибыльным делом власти доверили только одной нижневартовской организации, за счет объемов, фирма не повысила стоимость услуг. На этом чиновники столицы Самотлора останавливаться не намерены.

«В настоящее время у нас есть инвестиционный проект, в соответствии с которым, во втором квартале, на территории города Нижневартовска будет введен в эксплуатацию мусоросортировочный комплекс. Необходимое оборудование уже монтируется и пробный запуск оборудования, непосредственно самого мусоросортировочного комплекса, мы ожидаем в мае», — поделился заместитель начальника управления по природопользованию и экологии администрации Нижневартовска Олег Попенко.

Сургутские власти уже давно определили и землю под новый полигон, и даже предполагаемых инвесторов на экскурсию туда сводили. Но дальше дело не пошло. Договариваться о строительстве полигонов ТБО уже окружная задача. Не первый год в регионе говорят о 5 межмуниципальных комплексных полигонах.

«Территориальной схемой для города Сургута, поселений Сургутского района предусмотрено строительство комплексного межмуниципального полигона для размещения, сортировки и переработки твердых коммунальных отходов мощностью 200 тысяч тонн в год, с установкой мусоросортировочной линии и организацией перспективных площадок по переработке вторичного сырья. Создание полигона также предусмотрено государственной программой автономного округа на 2019 – 2021 годы», — ответили на наш запрос в департамент промышленности Югры.

Построен полигон будет в рамках концессионного соглашения. Инвестор станет известен после аукциона. 25 лет он будет не только эксплуатировать полигон, но и зарабатывать на нем.

«Либо за счет того, что население начнет платить больше, причем значительно больше, в разы. Либо за счет того, что государство решит сократить расходы населения и зафиксирует этот рост на каком то удельном отрезке, а в дальнейшем будет субсидировать эту разницу за счет государственной казны. Но мы понимаем, что за счет существующих дефицитов, скорее всего, нас ожидает значительный рост расходов на утилизацию и переработку бытовых отходов», — объяснил депутат Думы Сургута Владимир Болотов.


Получается, вопрос с мусором для нас, собственников, как ни крути, закончится повышением тарифов. А для бизнеса — неплохим доходом. Правда в Югре предприниматели пока без особой охоты берутся за полигоны. Возможно, власти не создали механизмы, которые, в конце концов, привлекут инвесторов к этой теме.

Например, на площади в 30 гектаров всего за 4 года накопилось порядка 3 миллионов кубов отходов. 250 грузовиков ежедневно привозят сюда дерево, железо, пластик, продукты. И это не просто мусор, это колоссальные деньги, на которые можно было построить уже не один комплекс по переработке.


Насколько мусорный бизнес действительно доходен, пожалуй, знают только те, кто в нем. Слишком уж там все непрозрачно. А копаться глубже, извините за каламбур, лишний раз никто не позволит. И мы сейчас вообще-то про всю цепочку вывоза и хранения. Что там в кубах, что в килограммах, что в машинах, попробуй, сосчитай и разберись, где лишнего насчитали или наоборот не досчитали. О том, что это все точно интересно бизнесу, свидетельствует хотя бы тот факт, что ближайший мусороперерабатывающий завод от Югры в 1000 километрах, а сбор, сортировка и отправка туда определенных видов отходов уже давно поставлена на поток по всему нашему региону. Значит, овчинка стоит выделки.


В общем-то, это давно кем-то  подмечено. В отличие от нефти и газа, мусор является неисчерпаемым ресурсом. Он будет всегда, пока есть люди. И только самые умные люди будут получать с этого прибыли. И потому, что мусора много и потому, что чиновники порой, не сильно рвутся решать тактические задачи.

В истории с тем же сургутским полигоном, сейчас все ждут некоего чуда в 2021 году, когда и у нас появятся новый полигон и мусороперерабатывающий завод. При этом, почему-то, никто пока не хочет посмотреть на старую свалку как на объект, который вполне можно, так сказать, обновить и с чистой совестью использовать дальше.

«Проблема принципиальная. Если бы речь шла о том, что полигон выработал свои ресурсы и надо его закрывать, тогда да. Ну может ещё два года жизни его продлим. Но здесь же речь совсем о другом, речь о безопасности полётов. Здесь какое может быть продление? До 2020 года будет летать опасно, а потом безопасно? Когда полигон проектировался, то расстояние было нормальное. Последние карты были построены ближе к аэропорту. Карта — это поле, которое постепенно заполняется отходами. Как оно заполнилось, переходят на следующее поле. Если речь идёт о рабочей карте, то надо закрыть ту карту, которая реально угрожает жизнедеятельности аэропорта. И строить другой полигон, но на это надо время и деньги, а у нас вопрос даже не технологи или денег, вопрос воли. Здесь полная инфантильность и боязнь что-то  делать. Та же самая ситуация уже была: кто-то  рассчитывал, что сделают тёплые остановки, а получили шкафы. То же самое и с полигонами. Опять надеются, что какой-то инвестор придёт и сделает всё», — уверен Федор Таран.

Юлия Шадевская, Екатерина Тарасова

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Яндекс.Дзен!
НАВЕРХ