Встречают по одежке. «Брендовый» эксперимент обозревателя СургутИнформ-ТВ
Еще неделю назад тема импортозамещения традиционно мелькала почти в каждом городском, окружном, областном, и федеральном СМИ. Сейчас, очевидно, ее подвинули в повестке. Хотя, кажется, есть успехи, да там, откуда не ждали. Один из банков провел исследование и выяснил, что в РФ активно раскупают смартфоны отечественных брендов. За это лето телефоны под российскими марками заняли четверть всего рынка. Больше только у европейских компаний — 40%. Знаменитая и, судя по ценам и доступности, уже ставшая элитарной продукция «яблочного» производителя из США, не собрала и 3%. Скептики скажут, что там только бренд российский, а сборка и комплектующие из Китая. Но по той же схеме работают и всем известные мировые производители. Да, наши мобильники не на острие прогресса, но в своем сегменте относительно недорогих решений вполне конкурентноспособны.
Но тянет-то нас к раскрученному названию и надкушенному логотипу. У яблочных презентаций — миллионы просмотров, сотни восторженных обзоров от российских блогеров, и в целом трепет фанатов. С отечественными образцами, как правило, ситуация обратная — еще с первого показа YotaPhone в 2013 году сложилось впечатление, что с разработкой сотовых у нас, мягко говоря, напряженка. И хотя с тех пор прошло много времени, стереотип по-прежнему живет.
Вот и обозреватель СургутИнформ-ТВ Данил Прилуцкий решил устроить эксперимент, чтобы понять, как бренды влияют на наше восприятие того или иного товара. Разбирался он на примере более понятных народу и недорогих продуктов.
Для эксперимента в супермаркете купили 5 йогуртов от разных заводов — все примерно с одним вкусом. Чтобы не рекламировать продукцию, мы заклеили товарные знаки и написали регион или страну, в которой базируется головной офис компании-производителя.
В списке оказались два производителя из-за рубежа — Франции и США, один из Тюменской области и два из Свердловской. Сначала сургутянам было предложено попробовать напитки в открытую, видя компанию-производителя, и записать своих фаворитов. После этого были поданы те же йогурты, но уже в случайном порядке — чтобы исключить влияние бренда и показать настоящую картину, без фаворитов, только по вкусовым качествам.
Дальше напиток в подавался в случайном порядке, а стаканы подписали, чтобы самим не запутаться. Совпадут ли результаты? Или этикетка, упаковка, и название действительно добавляют вкуса продукту? В результате ⅔ участников эксперимента своих фаворитов все равно угадали — даже вслепую, так как регулярно берут их в магазинах. Но по остальным позициям произошли изменения: практически по всех случаях раскрученные бренды из США и Европы, пусть и производимые на заводах в России, опустились ниже. Местные же напитки от компаний Уральского федерального округа поднялись выше в слепом тестировании. С чем это связано?
— Вот эти две, их больше из-за бренда берут. Те, кто давно живет в том или ином городе, выбирает местное.
— А про местные бренды ты
— Да, я видел их. Они вроде немного дешевле, чем европейские брендовые. Но никогда их не брал.
Эксперимент показал, что успех импортозамещения зависит не только от качества конечного продукта — он, в том числе, и в головах потребителей, существующих стереотипах, где заграничное априори лучше местного. На это работает и реклама: иностранные бренды, как правило, ведут масштабные кампании по продвижению товаров, будь то смартфон или йогурт, работают над формой и подачей.
Местные же производства в голубых экранах отсвечивают редко, о них узнают благодаря личному опыту или сарафанному радио, а глядя на формальную упаковку с бумажной наклейкой за деньгами тянуться
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале