Время развиваться. Как большой завод в Тюмени перешел на импортозамещение
Бизнес Тюмени готовится к большому мероприятию. 20-й юбилейный конкурс «Тюменская марка» пройдет через неделю и уже определены его 60 участников. В их числе завод «Тюменгазстроймаш». За 50 лет своего существования завод пережил времена процветания, простоя, и возрождения. Сегодня завод входит в группу компаний ООО «СпецАвто-Восток» и является одним из топовых российских производителей прицепов и полуприцепов.
В непростые для экономики времена «Тюменгазстроймаш» не только не сокращает производство, а наоборот, осваивает выпуск новой продукции и расширяет штат. Например, пневматическая подвеска — удачный пример полного импортозамещения. Еще завод выпускает контейнерные замки, оси для большегрузов, тележки для контейнеровозов. В числе заказчиков и югорские нефтяники. Это первое звено в цепочке изготовления автоприцепа. Металл поступает в цех, где робот режет его по заданным размерам.
«Листовой металл раскраивается на машине плазменной руки для деталей. Потом они сверлятся, гнутся, отправляются на участки сборки-сварки», — озвучил детали процесса заместитель генерального директора АО «Завод Тюменгазстроймаш» Сергей Лалетин.
Дальше с будущим прицепом работают сварщики, фрезеровщики, сборщики. На каждом этапе, вплоть до покраски, свой ОТК. На этом станке, например, железо сгибают. Несмотря на высокую точность оборудования, от человека требуются определенная профподготовка. С нехваткой запчастей здесь пока не сталкивались.
«Большая часть – отечественные станки, но с импортными комплектующими. Станки новые или почти новые, и не нуждаются в дорогостоящем ремонте. А все остальное, что сломается, можем исправить на токарно-ферезерной группе», — пояснил мастер заготовительного цеха Булат Ергенов.
Последние 4 года объем производства на предприятии непрерывно растет. За один 2021год – в 2 раза. Динамику удается сохранить и в 2022-м. Если раньше топовая продукция завода была востребована европейскими автогигантами, то теперь намечаются новые партнеры, поставщики, логистические цепочки.
«Мы были сертифицированы всей большой группой компаний – производителей тяжелых грузовиков «Мерседес», «Вольво», «Сканиа», сейчас эта техника в РФ не поступает. Будут заходить китайцы, белорусы, наши КАМАЗы, белорусские МАЗы», — перечислил генеральный директор АО «Завод Тюменгазстроймаш» Радион Хамидуллин.
Самая массовая и популярная модель – бортовой двухосный полуприцеп. Он же контейнеровоз, лесовоз, трубовоз. Главные заказчики – на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Интересуются Монголия и страны Африки. Полуприцеп совместим практически с любым большегрузом и пройдет любое бездорожье. Раньше высокопрочный металл приходил из Европы, теперь не менее качественное сырье получают от магнитогорского металлургического комбината. Сегодня это стопроцентный отечественный продукт с усиленной грузоподъемностью в 50 тонн.
«Достигается за счет усиленной подвески, В-агрегат, который разработан для тяжелых условий. Он позволяет проходить большие ямы, большие подъемы. Бездорожье, да», — подтвердил главный конструктор завода Виталий Колмогорцев.
Эта тележка – тоже в своем роде эксклюзив, для нефтяников. Благодаря пневматической подвеске собственного конструктива, на нее встанет цементовоз объемом 25 кубов. Бывают и вовсе уникальные заказы, под особые функционал и размеры. Даже в этом случае максимальный срок производства – до 30 дней.
Вот эта эксклюзивная партия готова к отправке. По некоторым массовым моделям доля небольшого тюменского завода, всего 250 рабочих мест, на российском рынке достигает 80%. Вопрос про то, как сейчас это удается, руководителю задают часто.
«За счет своих внутренних резервов, выстраивания внутренних логистических процессов, разработка новых приспособлений для сборки, сварки, в первую очередь, приобретения новых станков и обучения персонала», — ответил Радион Хамидуллин.
Установить новые партнерские связи и рынки сбыта помогает диверсификация. Здесь знают — сосредоточиться на одном продукте нельзя. Поэтому всегда готовы к новым партнерам и расширению ассортимента.
Марина Барышникова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале