Время падений. Истории сургутян, получивших травмы из-за гололеда
Не совру, если скажу, что с начала весны по Сургуту сложно передвигаться пешком — причиной тому гололед. В особенности с утра, когда тротуары и дворы превращаются в каток из-за резких перепадов температур. Чтобы не упасть, горожанам приходится передвигаться походкой осторожного пингвина. В этот период травматологи работают, как говорится, в усиленном режиме, а сотни горожан ежедневно уходят от них со справками об ушибах или переломах, а то и вовсе вынуждены оставаться в стационаре.
Поток пациентов не прекращается и сейчас: в четверг, например, с подобными проблемами в травмпункт обратились 140 человек при норме в сотню. Наша съемочная группа провела несколько часов в коридорах медучреждения. Реальные истории пациентов, все о том, для кого падения и переломы особенно опасны, и сколько есть времени на экстренную помощь при серьезных повреждениях организма.
Через эти коридоры ежедневно проходит сотня, а то и полторы пациентов — в самые загруженные дни — по 7 человек в час. Сюда, в травмпункт и приемник, люди поступают с разными болячками:
— Поскользнулся, упал, у нас на Солнечном дороги не посыпают. Упал на спину, сейчас приехал рентген делать.
— Боль есть?
— Очень даже. Дороги не посыпаются, по тротуару не пройти.
За беседой журналиста и пациента наблюдает врач-нейрохирург. А после делится предостережением: травмы спины и головы, которые можно получить при падении на льду — самые опасные. Для оказания экстренной помощи — считанные часы. Если не уложиться в срок, человек рискует стать инвалидом. При этом совсем не обязательно, что пострадавший сразу почувствует острую боль. Повреждения организма могут быть на первый взгляд незаметны.
«В первые 6 часов оказываемая терапия вне операции, консервативная, так скажем, дотация препаратов глюкокортикостероидов специальных, в результате которых мы можем скомпенсировать развитие отека спинного мозга. Если он превышает эту временную планку, то мы можем с уверенностью сказать, что с каким-то дефицитом пациент все-таки будет бороться», — рассказал врач-нейрохирург нейрохирургического отделения экстренной помощи БУ «Сургутская клиническая травматологическая больница» Вадим Падурец.
Но все-таки подобные тяжелые травмы, полученные после падений на льду, врачи фиксируют реже. Самые распространенные случаи — переломы и ушибы. Вот пример из разряда классических: человек идет пешком в поликлинику к терапевту. А в конечном итоге оказывается в очереди травмпункта.
— Пару часов назад упали?
— Да, без десяти час. На Киртбая, у поликлиники. Не посыпано! Вообще! Как заходишь, ни та сторона, ни эта сторона!
— Что повредили?
— Локоть.
— У вас ушиб, перелом?
— Да вот, написали петицию целую!
В этот момент журналистов видит молодой человек, который идет в палату, и решает рассказать свой случай: пару дней назад вышел во двор, там же и потерял равновесие. В результате упал на руку. В первые сутки даже ничего не замечал, кроме небольшого хруста при движении правой руки. Когда боль стала невыносимой, обратился в травмцентр. Теперь лежит в стационаре.
— Упал во дворе, был гололед. Сломал ключицу. Мне здесь сделали операцию, сейчас лежу здесь. Относятся хорошо, если нужно
— Как упали? Можно же по-разному.
— Просто поскользнулся и рукой вперед, вот так (прим. показывает). И она у меня хрустит там. Обратился сюда.
— Сразу вызвали скорую?
— Нет, на следующий день пришел.
Операция, вероятно, потребуется и этой пожилой женщине, снимок руки которой сейчас на экране. В таком формате изображения травма выглядит не так жутко, сразу даже и не скажешь, что это настоящий открытый перелом – страшное во всех смыслах повреждение, при котором рвется кожа и кость выходит наружу.
— Что с ней случилось?
— В основном, они падают. Опять-таки, ломают лучезапястные фаланги, кисти свои. У конкретно этой женщины лучезапястный сустав. Это характерная травма для старшего поколения, постоянно такие.
Наблюдая за этой историей даже, казалось бы, закаленные разными видами наружностей и внутренностей медики проявляют к бабушке сострадание. На вопрос «почему» отвечают: старшее поколение в вопросах безопасности в период гололедицы – самая незастрахованная возрастная категория. Пожилым сложнее передвигаться по льду, легче получить травму, и дольше лечиться. Скорость регенерации в пожилом возрасте снижается. В случае, например, с переломом бедра вообще есть вероятность, как говорят врачи, летального исхода.
«Люди, которые перемещаются по гололеду, старые, и ломают бедро или почувствовали боль в бедре или хруст, они иногда даже не могут так сильно чувствовать боль, как молодые, их нужно немедленно отправить на скорой помощи к нам, чтобы провести диагностику, для того чтобы определиться и по возможности в ближайшие 48 часов прооперировать. Это позволит им сохранить не только здоровье, но и жизнь», — рассказала заместитель главного врача БУ «Сургутская клиническая травматологическая больница» Светлана Алиева.
Коллега замглавврача, заведующий травмпунктом, советует не расслабляться не только пожилым людям, а в принципе всем, кто часто ходит пешком.
«Любое физически активное население в группе риска. Тут прямая связь с перемещением и получением травм», — уточнил заведующий травмпунктом БУ «Сургутская клиническая травматологическая больница» Тимур Шахнамазов.
Врачи советуют поберечь себя, быть аккуратнее на улице. Но просто проведя у двери в травмпункт несколько часов, посмотрев на открытые переломы, слезы и беспокойство родственников за своих близких и их здоровье, начинаешь думать, что оптимальное решение – вообще меньше ходить на своих двоих в период гололедицы. По крайней мере, до тех пор, пока не закончится генеральная уборка города или свое слово не скажет погода. Ведь несмотря на то, что «движение – жизнь» и «дорогу осилит идущий», не стоит забывать и о том, что «береженого Бог бережет».
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале