«Вороний день» отметили гуляньями на этностойбище возле поселка Барсово
Сургутские ханты и манси встретили весну, отметив Вороний день — на местном наречии «Вурна Хатл». Праздник прошел на этностойбище «Валикас», недалеко от поселка Барсово. Серая ворона считается у местных коренных народов символом весны, поскольку первой из перелетных птиц возвращается после зимовки. Ханты почитают ее и как покровительницу женщин и детей. Гостей ждали песни, пляски, национальные единоборства и самое интересное — загадочные местные ритуалы.
Сургутянка Надежда Балашова добиралась до Барсово дольше обычного. Желающих попасть на хантыйский праздник оказалось так много, что на дороге от самого города образовалась автомобильная пробка. Зато здесь гости сразу погрузились в спокойную и таинственную атмосферу древнего ритуала.
Представители коренных народов проводят обряд очищения, окуривая посетителей дымом березовой чаги. Ханты и манси верят, что он отпугивает злых духов, болезни и плохие мысли. Гости полушутя-полусерьезно участвуют в местном ритуале, а потом с удовольствием повязывают на ветке дерева яркую ленточку, загадав заветное желание.
Интерес к традициям народов Севера стремительно растет. Люди вдруг осознали, что рядом с ними необычная, самобытная и древняя культура, которая каким-то чудом сохранилась, несмотря на промышленное освоение территории. Появилось много желающих посмотреть на исконный быт ханты и манси на стойбищах, поболеть за участников гонок на оленьих упряжках в Русскинской. А теперь вот аншлаг на «Вороньем дне». Не нужно тратить несколько часов на дорогу, этностойбище — в 20 минутах от города.
«Очень интересно посмотреть на культуру нашего региона, в котором мы уже 25 лет живем. Наконец-то у нас в городе стали делать такие праздники», — радуется жительница Сургута Екатерина Процик.
«Мы хотим посмотреть на национальные игры, жизнь людей, которые жили здесь до нас много-много веков. Надо знать историю. Кто знает историю — у того есть будущее, так ведь говорят», — убежден барсовчанин Александр Проценко.
«Посмотрите, сколько сегодня народу — очень много! Раньше было сто человек, а сейчас 300-400. Популярность этих мероприятий заметно растет», — делится наблюдениями руководитель кружка декоративно-прикладного творчества народов ханты и манси МБУ «Вариант» Алла Русмиленко.
Прыжки через нарты, перетягивание палки, стрельба из лука — национальные виды спорта связаны с традиционным образом жизни ханты и манси. Суровая северная природа веками испытывала местных охотников и оленеводов на прочность. Чтобы выжить в тайге и прокормить семью, нужно быть сильным, ловким и метким. С некоторыми испытаниями городские жители тоже неплохо справились.
Сегодня в Ханты-Мансийском округе только 2 процента населения относятся к коренным этносам. Половина из них давно осели в городах, забыли язык, обычаи и привычный для ханты уклад жизни. Уникальная культура оказалась на грани исчезновения. В последние годы многое делается для ее сохранения и возрождения. В итоге молодежь стала бережнее относиться к своим традициям, фольклору, промыслам, чаще возвращаться в родовые угодья. Тем более, что на многих стойбищах теперь есть электричество и даже интернет.
«Прививали и рассказывали — кто мы и что надо чтить традиции, приучали к национальным танцам и песням», — говорит об опыте работы с молодым поколением представительница народа манси Мария Жукова.
«Я жила до 7 лет на стойбище, потом перешла в школу, поступила в колледж. Но я приезжаю каждое лето к родителям, помогать с оленями и разводить дымокур», — рассказывает о личном опыте представительница народа ханты Ольга Тэвлина.
Сейчас зарождается новая, любопытная тенденция: городские ханты проявляют интерес к жизни на стойбище. Юлия Хорова родилась в Сургуте, в свое время увлеклась изучением культуры предков. Теперь по-настоящему загорелась идеей сменить квартиру на домик в тайге и разводить оленей.
«Пока я нарабатываю все эти вопросы, узнаю, как это можно сделать, и, может, в скором времени я все-таки уеду на стойбище», — поделилась представительница народа ханты, экскурсовод этнографического стойбища «Валикас» Юлия Хорова.
Не факт, что посетители этностойбища глубоко погрузились в сложную мифологию и обычаи ханты и манси. Все же подобные праздники — это лишь легкое прикосновение к цивилизации коренных малочисленных народов. Но порой и этого вполне достаточно, чтобы проникнуться уважением к такой хрупкой, не похожей на нашу, но по-своему прекрасной культуре.
Инна Трифонова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале