Война вокруг шлагбаумов. Почему одни сургутяне видят в них спасение, а другие — зло
Шлагбаумные войны разгораются в Сургуте все чаще. Только за последний месяц к нам в редакцию поступило несколько обращений от жителей микрорайонов города, где установлены эти устройства.
Собственники ограничивают въезд на придомовую территорию по целому ряду причин: они мечтают о безопасности, комфорте и прочих прелестях закрытой для незваных гостей территории. Вот только такой шаг, как правило, приводит в ярость жителей соседних домов. Какие плюсы и минусы у установки шлагбаума во дворах и что нужно сделать, чтобы необходимость в таких конструкциях отпала? Мы попытались ответить на эти непростые вопросы.
Жительница новостройки на Ивана Захарова Анна негодует. Рядом с ее домом появился шлагбаум. В результате один из выездов из микрорайона стал недоступен. Теперь сургутянка, заручившись поддержкой соседей, выясняет законность установки ограничительной конструкции: пишет в управляющую компанию и администрацию города.
«В архитектуре и строительстве нам отвечают, что проект 30 микрорайона находится на пересогласовании, так как будет межевание каждого дома, как все это будет происходить. Контрольное управление отвечает, что все вопросы в управляющую компанию. УК нам отвечает: «Мы шлагбаум не закрываем, закрывают сами жители». Ну, тогда надо найти компромисс! Если нет разрешения — прошу его отключить!» — уверена Анна.
Сургутянка надеется, что разобраться в этой ситуации помогут журналисты: официальный запрос уже направлен в администрацию. В управляющей компании «Ютерра» на звонок корреспондента СТВ пока никак не отреагировали. Пока неизвестно, чем закончится эта история. Вообще, подобных конфликтов на «шлагбаумной» почве в последние месяцы становится все больше.
Сургутяне, недовольные появлением шлагбаума во дворе, обращались в редакцию СургутИнформ-ТВ трижды за последний месяц. Ограничители установили во дворах на проспекте Пролетарском, улицах Ивана Захарова и Игоря Киртбая. Споры из-за этого, как видно, нешуточные — доходит чуть ли не до рукоприкладства. Почему у людей вообще возникает желание отгородить придомовую территорию? Давайте по порядку.
Преимущества шлагбаумов.
Инициативные группы собственников решаются на установку шлагбаума ради безопасности. До появления таких устройств дворы фактически являются проездными — рядом то школа, то детский сад, то офисный центр. Такой наплыв автомобилистов, по мнению жителей, увеличивает вероятность ДТП.
«Зимой здесь вообще невозможно ходить по тротуару, потому что если с одной стороны движутся, а с другой ждать не хотят, то они начинают ехать по тротуару, сгонять пешеходов, сигналить. Прошлой зимой был несчастный случай. Сбили пожилую женщину. До этого был случай, когда ребенок вышел из салаховской гимназии, поскользнулся и упал под колеса, благо человек не переехал, успел затормозить», — рассказывает Вадим, житель дома №27 по проспекту Ленина.
Во дворах со шлагбаумом реже сталкиваются с ситуацией, когда к подъезду дома невозможно подойти из-за скопления машин — так собственникам комфортнее. Ну и самое очевидное: при установленном ограничителе парковочные места занимают только жители конкретного дома или двора, а не всех окрестностей.
Недостатки шлагбаумов.
Стремление к комфорту одних часто вызывает бурное недовольство других: устанавливаешь шлагбаум — будь готов к конфликтам с соседями из других домов. Зачастую собственники возмущаются, ведь появление «стрелы» перенаправляет транспортный поток в другом направлении, уже через соседний двор, да еще и в двойном объеме.
Еще один аргумент противников шлагбаумов — проезд спецтехники якобы заблокирован. Установка такого устройства согласуется экстренными службами, администрацией, управляющей компанией. При этом некоторые все же не доверяют электронному механизму в случае ЧП. Приводят и свои примеры в подтверждение.
«У нас было утром, что стоял мусоровоз и не мог проехать. Они спросили у нас, жителей девятого дома, „как проехать на ту территорию?“, мы ему сказали позвонить в управляющую компанию. Они позвонили в УК, им открыли шлагбаум, потом диспетчер его закрыла», — вспоминает Анна, жительница улицы Ивана Захарова, 9.
Установка шлагбаума — энергозатратная, поглощающая время собственников процедура. Бумажная волокита с общим собранием жильцов, написанием кучи заявлений в уполномоченные контролирующие органы, согласованием всевозможных деталей, и, конечно, сбором средств — в интернете стоимость таких устройств начинается от 20 тысяч и доходит до 100 тысяч рублей.
«Смонтировали, с четверга начали, а документы мы делали почти полгода. В ГО и ЧС, в пожарную часть уведомили, в милицию уведомили, обратились в администрацию, в архитектуру, нам дали разрешение, обратились в ДГХ, нам дали разрешение на установку шлагбаума», — перечисляет Константин Миньязов, живущий на улице Игоря Киртбая, 9.
И что?
И хотя количество плюсов уравновешивается таким же числом минусов, нет сомнений в том, что шлагбаумы будут устанавливать и дальше. До тех пор, пока в них не отпадет необходимость. Для этого нужно коренным образом менять устоявшуюся транспортную систему, в которой некоторые сквозные дворы стали чуть ли не магистралями, а за парковочные места буквально ведется битва. Как это сделать? При строительстве новых микрорайонов предусмотреть схему движения и паркинг. В старых районах все сложнее, говорят эксперты.
«Плотная застройка — она, конечно, не играет в плюс для таких вещей. С этим наследием мы будем жить теперь очень долго», — констатирует главный редактор федерального информационного агентства «Строительство.ру» Александр Гусев.
Интересен и зарубежный опыт в этом вопросе, говорит главный редактор федерального информационного агентства «Строительство.ру». Шлагбаум попросту будет не нужен, если во двор запретят заезжать тем, кто там не живет.
«В Чехии, например, или в Германии человек не поставит в чужой двор свою машину. Но там это сделали на законодательном уровне, эту систему. Например, если ты приобретаешь квартиру даже в небольшом городке в Чехии, то ты автоматически получаешь право ставить там машину. Если ты здесь не живешь, то ты в этот двор заезжать не имеешь права. Тебя оштрафуют», — пояснил Александр Гусев.
Насколько такой подход применим к нам? Вопрос, очевидно, риторический: здесь придется и законы менять, и камеры устанавливать в каждом дворе, и предусматривать альтернативные проезды к социальным учреждениям — а в условиях плотной точечной застройки это кажется невозможным. И это проблема не только Сургута, а большинства крупных городов страны. В Москве, кстати, где чаще всего в первую очередь рождаются и умирают те или иные тренды, «ограничительный бум» постепенно сходит на нет, делятся наблюдениями сами столичные жители. Авось, и у нас рано или поздно само рассосется…
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале