Вернутся ли времена, когда все сургутяне пили воду из-под крана
Сургутяне мечтают о том времени, когда всем можно будет пить воду из-под крана безо всяких фильтров. Но за последние пять лет мы, к сожалению, начали привыкать к проблемным ситуациям — возникают они, в основном, в восточной части города. Почти каждую неделю жители разных домов демонстрируют это в социальных сетях, комментируя, что водой цвета крепкого кофе пользоваться невозможно.
Последний случай был буквально 2 недели назад. На плохое качество коммунального ресурса жаловались многоэтажки на улицах Ивана Захарова, Мелик-Карамова, Мунарева, Югорской... Неприятно, что страдает и учебный процесс — из-за строгих санитарных требований детей отпускают с уроков раньше, или проводят занятия дистанционно.
Очевидно, что это не просто досадные эпизоды, а системная проблема, и решать ее придется комплексно. Это подчеркивает и глава Сургута Максим Слепов. На этой неделе он побывал на Горводоканале, чтобы проработать со специалистами, решить, где следует искать причину неудач и как это можно исправить.
Каждые сутки Сургут потребляет 70 тысяч кубометров воды, или 70 миллионов литров — целое небольшое озеро! Весь этот объем добывают из 148 артезианских скважин и отправляют на водоочистные сооружения. Сначала вода проходит через аэратор, который устраняет ненужные примеси. В частности — железо. В результате реакции с кислородом металлы превращаются в хлопья и легко удаляются фильтром — это уже следующий этап. В качестве адсорбента используют розовый песок — аргиллит.
На заключительной стадии очистки — обеззараживание ультрафиолетом, чтобы убрать возможные бактерии и вирусы. Что в итоге получается, можно не только посмотреть, но и попробовать из одноразового пластикового стаканчика.
Перед тем, как воду отправят потребителям, она проходит полный химический анализ на соответствие СанПиНам. Содержание железа, с гордостью подчеркивает руководитель Горводоканала, всего 0,18 мг/литр — это почти в 2 раза ниже, чем требуют санитарные нормы. Нет превышений и по другим показателям.
Внутри коммуникаций, по которым вода поступает в дома, дела обстоят хуже. В них -отложения железа. Такая ржавчина, увы, не только в металлических трубах, но и в пластиковых.
«Основная причина, заявленная специалистами сегодня, это все-таки железо, которое находится в нашей воде, — отмечает глава города Максим Слепов. — Да, содержание железа соответствует нормативам, санпинам, но, к сожалению, как мы видим, это все приводит к плачевным результатам. Поэтому одна из задач, которую мы для себя со специалистами определили, безусловно, это уменьшить количество и содержание железа в воде».
Над этим Водоканал уже работает. В частности, проводит эксперимент по применению инновационного каталитического адсорбента, который планируют применять в паре с розовым песком. Если он оправдает ожидания, то проблем с водой станет значительно меньше. Правда, и расходы на очистку могут существенно возрасти — материал недешевый. Но очевидно: какую бы кристально прозрачную воду не отправляли потребителям, на выходе будет течь совсем другая субстанция, если не решить вопрос с сетями. В Сургуте после длительного перерыва возобновили комплексные промывки сетей.
«Большие глобальные промывки, промывки внутриквартальных сетей, промывки сетей магистральных. Третье — это взаимодействие с нашими транзитерами, — рассказывает главный инженер СГМУП „Горводоканал“ Василий Смехов. — Потому что у транзитных организаций, которые с нами работают, такие как ГТС, у них протяженности сетей сопоставимые с нашими. Их тоже в обязательном порядке нужно промывать. И это делается, и эту работу надо продолжать и угрублять. И также взаимодействие с управляющими компаниями, их сети тоже нуждаются в промывке».
В Горводоканале подчеркивают: проблема грязной воды носит локальный характер. Она редко беспокоит сургутян в центральной, северной и западной частях города. А вот в 25-ом микрорайоне, напротив, стала почти рядовым явлением. Почему? Дело в том, что система водоснабжения здесь, вопреки правилам, не закольцована. Поэтому эффективно промыть сети не получается, в тупиковых «ветках» вода застаивается. По словам Максима Слепова, город уже начал решать и эту проблему. Строительство нового водовода позволит закольцевать Восточный и Центральный районы.
«У нас в бюджете 25-26 года — делаем водовод в восточной части города, который позволит избежать этой проблемы, — говорит глава Сургута Максим Слепов. — Часть этого водовода уже построена была в прошлом году. А второй и третий этап мы будем реализовывать в 2025-2026 году. Поэтому в течение двух лет, я думаю, что мы обеспечим в том числе и эту составляющую, чтобы был постоянный ток воды и не было застоя».
Кстати, морально устаревшего оборудования на станциях водоочистки нет. Здесь все своевременно модернизируется, реконструируется, сейчас импортное оснащение постепенно заменяется современным отечественным. А вот сети обновляются не так быстро, как хотелось бы. Их протяженность — почти 300 километров, 7% трубопровода — ветхие. При этом меняют не более 2 километров в год.
«К сожалению, это очень капиталозатратные вложения, — поясняет директор СГМУП „Горводоканал“ Григорий Бондаренко. — То есть заменить их очень большое количество не получается. На это средства нужны, в том числе и окружные, и городские. Водоканал сам с этими затратами не справится».
Конечно, чтобы решить проблему грязной воды, понадобится время. А пока Максим Слепов посоветовал всем последовать примеру своего многоквартирника, тоже расположенного в восточной части Сургута, установить общедомовой фильтр. Для образовательных учреждений муниципалитет приобретет системы очистки самостоятельно. Кроме того, администрация дорабатывает схему экстренного оповещения жителей при плановых ремонтных работах.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале