В Сургутском районе учителя представили программы изучения языков ханты и манси
20:30 17.03.2022
3299 просмотров
Картины, рукоделие и 3D-книги. Все это используют современные учителя на уроках хантыйского и мансийского языков. В ходе регионального этапа конкурса «Учитель года Югры — 2022» учителя родной речи и литературы представили свои авторские программы.
Урок в 21-м веке — это сочетание интерактивности и современных технологий. Но главное во все времена — это сам учитель, его эмоциональное участие в диалоге с детьми и готовность поделиться личным опытом. На этот принцип опирается в своей работе педагог по родному языку из Русскинской. Одна из четырёх педагогов Сургутского района, участвующих в этом году в конкурсе за звание Учителя года.
«Всё это в стиле презентации, мы просмотрели фильм, короткий ролик, потом я предоставила сведения в интересной форме о лебедях, по каким приметам их можно определить, о хантыйской игре „саркэ пыры“ — что это означает, как мы в детстве играли», — рассказала участница регионального этапа конкурса «Учитель года Югры — 2022», д. Русскинская Анжелика Орехова.
Не только игры способны вызвать неподдельный интерес школьников. В Ханты-Мансийске дети по-настоящему погружаются в национальную культуру, изучают фольклор, знакомятся с ремёслами и праздниками.
«Это ещё больше их завлекает. Они надевают эти костюмы, которые сами сшили, сами сплели на какие-то праздники. И у них вот гордость!» — отметила участница регионального этапа конкурса «Учитель года Югры — 2022», г. Ханты-Мансийск Ольга Норова.
В Белоярском районе создали книгу с 3D-иллюстрациями, которые помогут детям в изучении родного языка.
«Эту книгу создавала моя ученица бывшая. Она сейчас работает в музее „Торум Маа“. И они с сотрудником музея вдвоем создали эту книгу», — поделилась участница регионального этапа конкурса «Учитель года Югры — 2022», п.Казым Софья Каксина.
Креативный подход педагогов помогает преодолеть кризис утраты языка. Специалисты говорят, юные ханты и манси Ханты-Мансийска и Белоярского района к первому классу, как правило, говорят только на русском. Причина тому — отсутствие языковой среды.
«Дома не говорят. Даже родители, зная хантыйский язык, всё же стараемся говорить на русском языке, потому что, видимо, легче это. Язык уходит», — говорит Софья Каксина.
Иначе обстоит дело в Сургутском районе.
«Лучшая ситуация, конечно, в Сургутском районе. Это нас, на самом деле, очень радует: что хотя бы в одном районе дети свободно владеют хантыйским языком», — подчеркнула председатель жюри регионального этапа конкурса «Учитель года Югры — 2022» Валентина Соловар.
Ученики школы-интерната в Русскинской живут на стойбищах. И родным языком владеют с детства. Так что перед педагогами Сургутского района стоят иные цели и задачи.
«Наша цель — это научить их писать, читать на хантыйском языке, у нас появился шрифт, теперь они даже могут печатать», — участница регионального этапа конкурса «Учитель года Югры — 2022», д. Русскинская Анжелика Орехова.
Между тем, в Ханты-Мансийске могут похвастаться достижениями в популяризации языковой и культурной среды коренных народов.
«В группе разные дети разных национальностей. И русские, и манси, и ханты, и таджики, и узбеки — все с удовольствием занимаются», — обратила внимание Ольга Норова.
В регионе утвержден план мероприятий на 2020-2024 годы, направленный на повышение доли носителей родного языка. А образовательные программы включают до 10 предметов этнокультурного содержания, в том числе — родной язык и литературу, краеведение, географию и историю Югры, культуру народов Севера и другие.
Нина Сергеева
Урок в 21-м веке — это сочетание интерактивности и современных технологий. Но главное во все времена — это сам учитель, его эмоциональное участие в диалоге с детьми и готовность поделиться личным опытом. На этот принцип опирается в своей работе педагог по родному языку из Русскинской. Одна из четырёх педагогов Сургутского района, участвующих в этом году в конкурсе за звание Учителя года.
«Всё это в стиле презентации, мы просмотрели фильм, короткий ролик, потом я предоставила сведения в интересной форме о лебедях, по каким приметам их можно определить, о хантыйской игре „саркэ пыры“ — что это означает, как мы в детстве играли», — рассказала участница регионального этапа конкурса «Учитель года Югры — 2022», д. Русскинская Анжелика Орехова.
Не только игры способны вызвать неподдельный интерес школьников. В Ханты-Мансийске дети по-настоящему погружаются в национальную культуру, изучают фольклор, знакомятся с ремёслами и праздниками.
«Это ещё больше их завлекает. Они надевают эти костюмы, которые сами сшили, сами сплели на какие-то праздники. И у них вот гордость!» — отметила участница регионального этапа конкурса «Учитель года Югры — 2022», г. Ханты-Мансийск Ольга Норова.
В Белоярском районе создали книгу с 3D-иллюстрациями, которые помогут детям в изучении родного языка.
«Эту книгу создавала моя ученица бывшая. Она сейчас работает в музее „Торум Маа“. И они с сотрудником музея вдвоем создали эту книгу», — поделилась участница регионального этапа конкурса «Учитель года Югры — 2022», п.Казым Софья Каксина.
Креативный подход педагогов помогает преодолеть кризис утраты языка. Специалисты говорят, юные ханты и манси Ханты-Мансийска и Белоярского района к первому классу, как правило, говорят только на русском. Причина тому — отсутствие языковой среды.
«Дома не говорят. Даже родители, зная хантыйский язык, всё же стараемся говорить на русском языке, потому что, видимо, легче это. Язык уходит», — говорит Софья Каксина.
Иначе обстоит дело в Сургутском районе.
«Лучшая ситуация, конечно, в Сургутском районе. Это нас, на самом деле, очень радует: что хотя бы в одном районе дети свободно владеют хантыйским языком», — подчеркнула председатель жюри регионального этапа конкурса «Учитель года Югры — 2022» Валентина Соловар.
Ученики школы-интерната в Русскинской живут на стойбищах. И родным языком владеют с детства. Так что перед педагогами Сургутского района стоят иные цели и задачи.
«Наша цель — это научить их писать, читать на хантыйском языке, у нас появился шрифт, теперь они даже могут печатать», — участница регионального этапа конкурса «Учитель года Югры — 2022», д. Русскинская Анжелика Орехова.
Между тем, в Ханты-Мансийске могут похвастаться достижениями в популяризации языковой и культурной среды коренных народов.
«В группе разные дети разных национальностей. И русские, и манси, и ханты, и таджики, и узбеки — все с удовольствием занимаются», — обратила внимание Ольга Норова.
В регионе утвержден план мероприятий на 2020-2024 годы, направленный на повышение доли носителей родного языка. А образовательные программы включают до 10 предметов этнокультурного содержания, в том числе — родной язык и литературу, краеведение, географию и историю Югры, культуру народов Севера и другие.
Нина Сергеева
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:
НАВЕРХ