В Сургуте снесут один из немногих оставшихся в РФ памятников конструктивизму
На этой неделе неожиданной новостью отметилась реконструкция сургутского железнодорожного вокзала. Она идет — сейчас занимаются инженерными сетями. Так вот, здание ж/д вокзала этой самой реконструкции не подлежит. Его снесут, а для пассажиров построят временный павильон.
Первый грузовой поезд прибыл на станцию Сургут в 1973 году. Завершить строительство железной дороги «Тюмень-Тобольск-Сургут». Так было записано в директивах 24 съезда КПСС по пятилетнему плану. Ее трасса на 700 км протянулась через сибирские топи и болота. Директиву партии строители выполнили, сообщение с Севером было налажено. Но вот нормального, то есть комфортного здания ж/двокзала, пассажиры ждали до 1988 года.
По тем временам сооружение было одним из лучших по стране, тогда еще Советскому Союзу. Но с годами, то что считалось передовым в 88 году, перестало отвечать требованиям времени. Менялись запросы пассажиров по уровню комфорта, а само здание ветшало: обваливалась плитка, протекала крыша, велся постоянный поддерживающий ремонт.
О необходимости реконструкции заговорили в начале нулевых. В 2011 году решение о масштабной переделке приняло руководство Свердловской железной дороги.
«Железнодорожный вокзал Сургута включен в программу комплексной модернизации и развития Свердловской железной дороги. До 2015 года его, как и вокзалы Екатеринбурга, Пыть-Яха и Перми ожидает масштабная реконструкция», — сообщили журналистам в январе 2011.
Но ожидание скорого ремонта затянулось. Только в 2021 году было правительство Югры и компания «РЖД» подписали деловое соглашение. Инвесторами в проекте выступают обе стороны. В конце прошлого года начались первые приготовления, стали заниматься инженерными сетями. И вот, уже в июне года текущего должны стартовать, так сказать, работы, видимые невооруженным глазом.
«Мы дожили до того момента, когда начнутся практические шаги, действительно возникнет временное неудобство для наших жителей. Прошу всех объективно к этому отнестись. Стесненные условия, проводить полноценные строительные работы по реконструкции без возведения временных сооружений, к сожалению, не получится. Поэтому всех прошу отнестись с пониманием», — призвал замглавы Сургута Артем Кириленко.
Реконструкция включает в себя три этапа. Это реконструкция здания ж/д вокзала, строительство крытого пешеходного перехода на островную платформу, реконструкция платформы и общее благоустройство. В процессе подготовки к работам стало понятно, что старое здание не подлежит какой либо модернизации, придется равнять его с землей и строить новое сооружение, с учетом современных мировых стандартов. Для удобства пассажиров обустроят временный павильон.
«Он у нас будет со стороны северной части платформы установлен, временный павильон. Это решение было принято при совместном совещании в феврале между городом и железной дорогой, о том, что лучше не как первоначально было — половину здания сносим, реконструируем, потом строим другую часть здания, сносим и дальше ее строим. Принято решение отдельно построить как в Пыть-Яхе павильон, после чего провести все демонтажные работы и уже приступить к полноценному строительству данного здания», — прокомментировал заместитель начальника Свердловской железной дороги по строительству ОАО «РЖД» Олег Энгель.
Площадь временного пассажирского павильона — 500 квадратных метров. Он будет рассчитан на 100 сидячих мест. В здании появятся кассы, санитарные зоны ну и, конечно, зал ожидания. Как только объект откроется, а произойдет это приблизительно в сентябре, строители перейдут к домонтажу старого здания ж/д вокзала. За ходом работ будут следить не только окружные, но и городские власти.
«Что касается содействия администрации города, мы, конечно, в плотном взаимодействии работаем и с РЖД, и с округом. Соглашение между округом и железной дорогой подписано, и в плане инвестиций, и в плане порядка проведения реконструкции. И здесь, конечно, администрация со своей стороны приложит все усилия для того, чтобы не затягивать никакие регламенты, что от нас зависит. И есть, конечно пожелание. чтобы РЖД рассмотрели возможность, чтобы рядом с современным ж/двокзалом поискать место, чтобы был сделан полноценный автовокзал», — добавил Артем Кириленко.
После окончания реконструкции общая площадь вокзального комплекса увеличится почти в два раза – до 10 с лишним тысяч квадратных метров, в том числе вырастет площадь залов ожидания. Для удобства пассажиров будет внедрена централизованная система информирования, появятся современные сиденья с портами для подзарядки мобильных устройств. Для пассажиров это великолепие станет доступно в 2025 году, как обещают представители Свердловской железной дороги.
Пример нового здания для вокзала Нягани, который возводят уже второй десяток лет, оставим на дальней полке чертогов разума. Очень хочется верить, что в Сургуте история не повторится.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале