В Сургуте появится новая навигационная система для взлёта и посадки самолётов
Более точная навигационная система для взлета и посадки самолетов до конца года появится в сургутском аэропорту. Об этом журналистам СТВ рассказали в сургутском центре обслуживания воздушного движения.
«Плановая замена оборудования и установка нового будет в этом году. Мы запускаем систему ближней навигации, запускаем систему посадки, будет устанавливаться вторичный радиолокатор нового поколения Аврора-2, новые антенны для лучшего приема от вертолетов», — сообщает начальник центра обслуживания воздушного движения в Сургуте Александр Грин.
Оборудование нового поколения позволит воздушным судам совершать более точные вылеты и заходы на посадку в аэропорту Сургута, что в конечном счете скажется на повышении безопасности перевозки пассажиров при любых погодных условиях, подчеркивают специалисты. Между тем, для сургутского аэродрома это весьма актуальная задача, если учесть особенности его месторасположения.
«У нас по близости водоемы ГРЭС — два ГРЭСа. Наверно, ни один аэродром в России не имеет таких сложных условий, и спасибо аэродромной службе аэропорта — они научились в этих условиях работать. А нам надо подготовить технику, по которой может заходить самолет при малой видимости и облачности», — объясняет он.
Ну а пока идет подготовка к модернизации технического оборудования, диспетчеры отмечают свой профессиональный юбилей. Ровно 25 лет назад в городе появилась собственная структура — Сургутский центр обслуживания воздушного движения. До этого специалисты входили в кадровый состав аэропорта. Как сегодня регулируется движение в небе над Сургутом и насколько за последние годы вырос престиж этой профессии — узнаете из репортажа.
Небо только кажется бескрайним и безграничным. Для авиадиспетчера же воздушное пространство сродни дорожной сети небольшого города — с магистралями, главными и второстепенными дорогами, где на каждом участке действуют свои правила движения. Так, например, диспетчер подхода управляет всеми передвижениями воздушных судов на высоте от 1 800 метров до 8 600 и контролирует территорию над аэропортами Сургута, Когалыма, Нижневартовска и Ноябрьска.
«Зона огромная, порядка 370 километров с запада на восток, 400 с юга на север. Бывает одновременно до 10 воздушных судов. В такой наиболее интенсивный момент может быть, что одновременно на связи до 10 воздушных судов», — рассказывает руководитель полетов центра обслуживания воздушного движения Владимир Селиверстов.
В месяц диспетчеры сопровождают порядка 2 000 самолетов и вертолетов, которые взлетают и приземляются в Сургуте. Столько же — транзитных рейсов на вверенной им высоте. Любое передвижение в небе в обязательном порядке фиксируется в плане полетов.
«Диспетчер планирования занимается тем, что обрабатывает все поступающие планы полетов, составляет сводку полетов на следующие сутки и корректирует сводку полетов на текущие сутки», — поясняет он.
Диспетчерский пункт планирования аккумулирует информацию обо всех перелетах и выстраивает их таким образом, чтобы на 100% соблюдались правила безопасности воздушного движения.
«Полеты спланированы. Куда дальше? Идем дальше. Начнем, так сказать, с самого нижнего воздушного пространства. Опять же, оно особенное — это центр полетной информации. Класс пространства G — неконтролируемое воздушное пространство, то есть здесь выполняются полеты в основном малой авиации: вертолеты, авиация общего назначения, маленькие самолеты», — знакомит с работой диспетчеров Владимир Селиверстов.
Пространство называется неконтролируемым потому, что передвижения в нем воздушных судов не фиксируются радиолокаторами. То есть, диспетчер не видит в режиме онлайн, кто и куда летит. Тем не менее, все перелеты контролируются на взлёте и посадке.
«Это нужно, чтобы диспетчер мог отследить его маршрут и в случае какой-то внештатной ситуации мог оказать ему помощь путем оповещения поисково-спасательных служб. Также экипаж получает здесь всю необходимую полетную информацию», — объясняет он.
Без диспетчерского сопровождения в воздухе даже на небольших высотах была бы полная неразбериха. Ведь в последние годы над Сургутом курсирует все большее количество беспилотников. Принадлежат они, в основном, крупным нефтегазодобывающим корпорациям. Для них даже выделены специальные красные зоны, где самолетам и вертолетам пролетать запрещено.
«Вчера у меня была ситуация: борт вошел с Нижневартовска, летел на высоте 700 метров, а ему нужно сюда снизиться. Как ему пролететь? Если он сюда полетит — ему придется пролетать 4 подряд запретные зоны. Я ему предложил снизиться, здесь вот видите пусто, и под низом пролететь», — рассказывает о тонкостях работы диспетчер центра обслуживания воздушного движения Сургута Андрей Семененков.
Еще одно пространство, где действуют особые правила, — это так называемая зона круга, то есть территория вокруг аэропорта. Здесь воздушные суда выполняют с точки зрения авиаторов самые опасные маневры — взлет и посадку. Отвлекать диспетчеров круга ничто и никто не должен. Именно поэтому вход на вышку, где они работают, для нашей съемочной группы оказался запрещен. Безопасность в этой профессии, вообще, превыше всего. Каждый специалист перед тем, как приступить к работе проходит обязательный инструктаж. Здесь каждый из авиадиспетчеров аэропорта проходит инструктаж, прежде чем заступить на смену. Самая главная информация, которую они здесь получают — это план полетов, прогноз погоды и запреты и ограничения на передвижение судов в зоне их ответственности.
К слову, не каждый желающий может стать авиадиспетчером. Все претенденты проходят жесткий отбор, причем не только по профессиональным навыкам — учитываются и личные, человеческие качества.
«Стрессоустойчивость, внимательность, чтобы не потерять никакую информацию, хорошее знание английского, быстрота мышление и понимание своей ответственности, потому что решения принимаются очень быстро, потому что скорости большие и принимать решение надо быстро и сразу правильно», — делится диспетчер центра обслуживания воздушного движения Денис Шубин.
Несмотря на всю сложность и ответственность профессии, в центре организации воздушного движения — постоянная очередь из желающих устроится на работу. Среди них все больше молодежи и представительниц прекрасного пола. Но такой ажиотаж вокруг профессии был далеко не всегда. В начале нулевых эта работа не привлекала, оставались только самые стойкие и преданные делу. Все дело в низких зарплатах, которые были тогда. Сургутские авиадиспетчеры даже устраивали по этому поводу акции протеста.
«Были времена очень сложные. И не только у нас — так было по всей стране. Возмущения были вызваны задержками заработной платы и низкой заработной платой. Для примера скажу, когда мы ездили в училище набирать авиационных диспетчеров и говорили заработную плату, то они просто смеялись и говорили: «Мы в ларьке больше заработаем, чем на этой работе», — вспоминает начальник центра обслуживания воздушного движения Александр Грин.
Сейчас условия труда изменились. Авиадиспетчерам предоставляют некоторые льготы, например, на приобретение жилья. Но многие приходят сюда совсем не за этим.
«Если спросить ребят, когда заканчивается смена и когда много полетов, отвечают: „просто интересно потом вспомнить как я вот так развел, как я тут дал команду“. Это в любой профессии — когда молодой, все кажется интересным и хочется все это познавать. Хочется надеяться, что молодые сейчас также после смены вспоминают, как он правильно вот здесь выполнил, как он развел эти борты и так далее», — рассуждает о молодых диспетчерах он.
Из года в год работы у авиадиспетческой службы аэропорта только прибавляется. Полетов в небе над Сургутом становится все больше. Возможно, это в том числе и благодаря профессионализму диспетчеров, по сути — ангелов-хранителей самолетов и вертолетов на любой высоте.
Юлия Балабанова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале