В первый класс...как в институт. Зависят ли успехи ребёнка в школе от образовательной программы?
Обошлось без ажиотажа. В этом году подача заявлений в первые классы сургутских школ прошла относительно организованно. Родители уже не ночевали на порогах образовательных учреждений, занимая очередь с вечера. Железное спокойствие и разъяснения департамента образования сыграли свою роль. Однако памятуя о том, как это было в прошлом году, какие сбои давал небезупречный портал «Госуслуги», некоторые родители на всякий случай все же понервничали. И было из-за чего. Ведь риск не попасть в школу шаговой доступности действительно существует — особенно в густонаселенных новых микрорайонах с отсутствующей социальной инфраструктурой.
Самые отчаянные и недоверчивые мамочки все же ринулись в школы с написанными от руки заявлениями. И кажется, все обошлось без скандалов. Но впереди еще один «день Х» — 24 января. Он для тех, перед кем вопрос доставки первоклассника в школу вообще не стоит. В ближайший четверг придет черёд родителей, мечтающих устроить своих детей в лицеи и гимназии. И мне интересно — а чем именно, кроме престижной вывески, они руководствуются, выбирая образовательную организацию.
Скажу откровенно: для меня вопрос не праздный. Сама вот готовлюсь заново осваивать школьную программу вместе со своей будущей первоклассницей. Вопрос лишь в том, какую именно программу. Их я насчитала с десяток. И практически от каждой у меня волосы дыбом встают. Знаменитая пугачевская песня «нынче в школе первый класс хуже института» — кажется, для каждого нового поколения отцов и детей, не теряет своей актуальности. От такой перемены мест, всё слагаемые перемешались. Три первоклассника. Учатся по разным программам: «Школа России»,»21 век с элементами Эльконина-Давыдова» и «Перспектива».
Но что будет, если они поменяются учебниками по математике, удастся ли им решить домашнее задание друг за друга?
Итог: два первоклассника не справились и с половиной предложенных примеров. Все удалось решить только ребенку, обучающемуся по программе «Перспектива». Оговоримся, наш эксперимент не претендует на научность. И результат его не означает, что
«Если ребёнок в развивающем обучении изучал какие-то определённые понятия, например, понятие величин, то придя даже в традиционную программу, для него это будет некой сложностью, поскольку в традиционной программе дети изучили на занятиях совершенно иные понятия», -пояснила Вера Синебрюхова, доцент кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук.
Конечно, разница в программах огромна, но не фундаментальна, говорят педагоги. Парадокс? Нет. Особенности образовательной системы. Главное отличие той же традиционной «Школы России» от популярной у некоторых родителей развивающей программы Эльконина-Давыдова скорее в методах подачи материала, а не в содержании.
«Программы, например, Эльконина-Давыдова, Замкова, предполагают обучение детей на всё-таки более высоком уровне трудности. Это задания открытого типа. Это очень много заданий с вариативными выходами их решения», — говорит Наталья Абрамовских, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования СурГПУ, доктор педагогических наук.
Поэтому над заданиями для первоклашек порой даже взрослым приходится голову поломать. Ну не по таким методикам учились в школе мы. Хотя в любом случае, какая бы программа ни была в начальных классах, к средней школы все будут готовы.
«Развивающая не лучше традиционной, традиционная не хуже развивающей. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом минимальные знания, которые должен получить ребёнок по окончанию начального общего образования, они, собственно говоря, для всех одинаковы», — отметила Татьяна Катербарг, директор МБОУ СОШ №1.
При всех равных. Насколько хорошо ребенок усвоит материал зависит, прежде всего, от педагога. Поэтому и стараются многие родители попасть даже не в конкретную школу с определенной программой, а к хорошему учителю, который хоть по традиционной, хоть по развивающей методике, даст на выходе необходимую базу. Да и каждая программа это не константа. Педагог может ее корректировать и вносить какие-то дополнительные элементы. Проще говоря, сделать процесс получение знаний интересней и понятней.
«Очень многое зависит от того, кто выполняет этот вид деятельности. От учителя зависит, от его компетенции, от его практических умений, навыков к реализации образовательного процесса то, насколько ученики овладеют теми результатами, которые заложены в ФГОС начального образования», — отвечает Наталья Абрамовских.
Без паники. Взволнованных родителей специалисты стараются успокоить. Программа, выбранная в начальных классах, судьбу ребёнка не предопределяет, и уж точно не считается залогом успешной сдачи ЕГЭ и поступления в вуз.
«Вне зависимости от того, по какой программе учится ребёнок 3,4, и даже 11 класс — очень много, наверное, 70-80% детей у нас ходят к репетиторам. Даже будь то самая сильная программа, которая направлена на все развивающие его компетенции, всё равно ребёнок пойдёт к репетитору натаскивать себя на предметные знания, чтобы сдать ЕГЭ», — прокомментировала Олеся Брюхович, начальник отдела диагностики и анализа качества образовательного процесса МАУ «Информационно-методический центр» г.Сургута.
Да и неплохо бы родителям оценить возможности не только своего ребенка, но и собственные силы. Ведь какую бы программу не выбрали, в итоге погружаться в нее придется с головой.
Юлия Шадевская, Максим Щербаков
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале