В музее Сургута появился единственный в своем роде тюменский махровый ковер
В коллекции Сургутского краеведческого музея пополнение. Это единственный пока тюменский махровый ковер. Бренд широко известен и узнаваем еще с 18 века. Вероятно, говорят историки, на саму технологию повлияли тогда бухарские и татарские мастера ковроткачества, но эстетика — яркие цветы на черном фоне, как символ плодородия сибирской земли, стал фирменным стилем именно Тюменского ковра.
Эта технология не меняется уже четвертый век. Только так делают знаменитые сибирские длинноворсные ковры с яркими цветами на черном фоне, рассказывает сотрудник Ишимской ковровой фабрики Александр Соболев. К концу 20 века единственное производство всемирно известных изделий было практически забыто: фабрику закрыли, сотрудников уволили. И только в начале 21 тюменские энтузиасты Анатолий и Елизавета Кондратьевы дали фабрике и бренду вторую жизнь. О богатой истории промысла сегодня посетителям музея рассказывает их дочь.
«30 сентября 1724 года тюменский посадский Григорий Решетников явил таможне 10 изделий кармацкого дела. Где-то с 30-х годов 18 столетия тюменские ковры развозились по всей Сибири и представлялись на крупных российских выставках», — говорит креативный директор Сибирской ковровой фабрики Анна Кондратьева.
Это первое документальное упоминание Сибирского или Тюменского ковра. Дальше слава бренда разошлась по всей России и за границей. Новая волна популярности пришла уже в 19 веке, благодаря картине художника Сурикова, которая стала частью выставки в Париже. Он просто списал зарисовку из тюменской жизни, где главным героем оказался ковер на санях. Современную копию ковра теперь можно увидеть в Тюмени.
Сибирские ковры, наверняка, были и у северных соседей, с кем активно торговала Тюмень. Жительница Сургута и депутат областной думы Галина Резяпова историю промысла хорошо знает и однажды решила приобрести ковер, заодно помочь тюменским предпринимателям. Но прожил в доме он недолго. В семье решили, что самое место ему здесь, в усадьбе купца Клепикова.
«Здесь дух. Сохранен дух эпохи, тех людей, которые созидали. Поэтому, несмотря на то, что отрываю от сердца, в то же время со светлым чувством дарю этот ковер моему любимому месту в этом городе. Ему здесь место», — считает заместитель председателя Тюменской областной думы Галина Резяпова.
Точных данных нет, но вполне возможно, что просвещенный и активный купец Галактион Клепиков и торговал, и имел дома практичные, красивые и модные тогда тюменские ковры. Поэтому яркое махровое полотно вполне вписывается сегодня в коллекцию Сургутского краеведческого музея, где увидеть его смогут все желающие.
«Конечно же, этот ковер попадает в коллекцию Сургутского краеведческого музея, и он может путешествовать по разным экспозициям. Сначала он поживет в доме Клепикова, потом, когда мы создадим новые выставки, он может очутиться в музейном центре и так далее», — говорит директор Сургутского краеведческого музея Марина Селянина.
Совсем недавно Тюменский ковер снова получил награду. Сибирская ковровая фабрика победила на всероссийском бизнес-конкурсе «Золотой меркурий». Значит, древний промысел будет жить и развиваться. И уже новые мастерицы будут создавать узнаваемые сибирские полотна, кропотливо работая на станке 3 месяца. Столько времени нужно, чтобы создать каждый, единственный и уникальный экземпляр тюменского махрового ковра.
Марина Барышникова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале