Утилизация вместо свалки: в Сургутнефтегазе перерабатывают отходы
Мусор тоже может быть полезным. Такого принципа придерживаются в компании Сургутнефтегаз. Свыше 45 тысяч тонн различных отходов было переработано на заводах Сургутнефтегаза. Для сравнения — это вес шести Эйфелевых башен. Специалисты компании ежедневно принимают от своих коллег из различных структурных подразделений старые автомобильные покрышки, картон, бумагу и пластик, чтобы в дальнейшем они получили вторую жизнь. Полученное сырье применяется не только в собственном производстве, его продают сторонним организациям.
Такие виды покрытия на крышах домов, на спортивных и детских площадках можно встретить во дворах областной столицы. Несколько компаний закупают у Сургутнефтегаза сырье для своего производства. Это лишь один из способов применения резиновой крошки. Но перед тем, как отправить ее заказчикам, специалистам цеха по переработке шин предстоит проделать серьезную подготовительную работу.
Судьба этой огромной покрышки от грузового автомобиля решена — вместо того, чтобы доживать свой век на свалке, она отправлена на утилизацию. Специальная установка, кусок за куском, нарезает шину. Если диаметр колеса поменьше, то специалисты относят его на другой станок. Но в конечном счете, после всех манипуляций, и в том и другом случаях, на выходе получается измельченная резина — ее еще называют чипсами.
«Далее „чипсы“ у нас поступают на третий этап измельчения, где по средствам двух мельниц — грубого и мелкого помола — они уже выходят в окончательный товарный продукт. Крошка на сегодняшний день у нас производится двух фракций — это фракция 3-5 миллиметров фракция 0-3 миллиметров», — рассказал главный инженер треста «Сургутнефтедорстройремонт» ПАО «Сургутнефтегаз» Игорь Первутинский.
Более мелкую крошку сотрудники Сургутнефтегаза используют для собственных нужд — добавляют ее в асфальтобетонную смесь, которую потом используют при обустройстве дорог. По трассам, ведущим к месторождениям нефтяников, на сегодняшний день колесит порядка 17 тысяч единиц автомобильной техники. И каждая отслужившая свое покрышка, потом отправляется на переработку. Ежегодно их масса достигает почти 2 тысяч 900 тонн.
«На балансе компании „Сургутнефтегаз“ очень большое количество техники, автотракторной, на колесном ходу, и в зависимости от сроков эксплуатации данных колес, у нас ежегодно структурные подразделения формируют заявки на будущий год и на основании этих заявок мы уже формируем свою программу по переработке на будущий год», — рассказал Игорь Первутинский.
За 15 лет деятельности цеха по переработке шин здесь утилизировали более 43 тысяч тонн изношенных автопокрышек. Как говорят на предприятии, за годы работы оборудование начало устаревать, хоть и работает исправно. В связи с этим в «Сургутнефтегазе» задумались о модернизации завода. Этот вопрос сейчас прорабатывается.
На другом предприятии принимают макулатуру и пластик. Только за неделю сюда привозят порядка восьми тонн отходов. Процесс переработки бумаги
«В самом начале после запуска, так как архива было много, мы в год перерабатывали 800 тонн. Сейчас в год 250-300 тонн, зависит от накопления, потребления. С цифровизацией ресурсы изменили свой вид, они уже меньше в печатном виде поступают к нам», — пояснил начальник управления «Сургутнефтепромхим» ПАО «Сургутнефтегаз» Валерий Хохлов.
Полностью отказаться от бумажных носителей информации сейчас все равно не получится, говорят в Сургутнефтегазе, есть категория документов, которые обязательно должны храниться в архиве, а после быть уничтожены. Вдобавок, различные детали, оборудование, которые поступают в компанию приходят в упаковке, и этот картон также перерабатывается. Тем не менее, чтобы мощности завода не простаивали, здесь начали принимать макулатуру, как говорится, со стороны. К примеру, в рамках экологических акций «Спасти и сохранить» и «Макулатура, сдавайся!» в детских садах и школах Сургутского района собирают картон и бумагу. А после эти отходы забирают в цех на переработку.
Уже на протяжении многих лет одно из важных направлений деятельности Сургутнефтегаза — сокращение отходов производства и вовлечение их в повторные циклы. Так переработанная бумага вновь возвращается в канцелярские магазины, пластик — на полимерные заводы, а бывшая автомобильная резина используется при строительстве дорог и создании травмобезопасных покрытий.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале