Уроки выживания в Сургуте: как дойти до школы, не угодив под колеса автомобиля
Дети или машины: что мы выбираем? Вопрос не праздный. Ибо автомобили превратили город и жизнь наших ребятишек в полигон выживания. Дворы, газоны захватывают под парковки, а дорога до школы легко может закончиться под колесами какого-нибудь кроссовера. Потому что водитель элементарно не увидел ребенка из-за колонны припаркованного транспорта. Мы так стремимся к комфорту, опасаясь пройти пешком лишние 500 метров и не замечаем, как лишаемся и самого комфорта, и еще чего-то более важного. Заботимся о собственном ребенке, при этом готовы пренебречь безопасностью чужих.
Сургутские депутаты напомнили администрации об обеспечении удобных подходов к образовательным учреждениям. На комиссии по социальным вопросам озвучили цифры, которые обращают на себя внимание: из 135 объектов образования нормативными можно назвать подходы только к 19. В остальных либо проблемы с освещением, либо затоплена территория перед крыльцом, или не отремонтирован проезд. Но самые серьезные опасения вызывают такие школы, как Прогимназия на улице Лермонтова. Где дети и машины борются друг с другом за тротуар.
Прогимназия на Лермонтова — один из самых неблагополучных в плане безопасности участков. Здесь целый комплекс проблем. Это и отсутствие нормальной парковки у жителей близлежащего дома и очень узкая внутриквартальная дорога. Поэтому водители используют в качестве проезжей части тротуар, по которому идут в школу дети.
Непонятно, чем думали проектировщики, поставив здание образовательного учреждения впритык к дороге. В 1994-ом, когда строили школу и эти дома, уже было очевидно, что количество транспорта будет только расти. Примечательно, что подъезды пятиэтажек выходят не во двор, а тоже на дорогу. То есть полноценной парковки у жителей нет, поэтому некоторые ставят авто вдоль проезжей части, несмотря на знаки «стоянка запрещена». Что делает и без того узкий проезд малопригодным для использования.
«Как водитель, я понимаю, что здесь надо либо поставить знак направления движения, чтобы оно было только в одну сторону, и подумать о парковке для жителей — ее у них нет. И тротуар должен быть чищенный в зимнее время, чтобы было видно, что это тротуар. И дети могли спокойно переходить», — говорит сургутянка Ирина Петрушко.
Здесь самая благоприятная почва для конфликтов, особенно между местными жителями и остальными автовладельцами. В частности, родителями, что привозят детей из других районов. Ребятишкам, которые идут пешком, можно только посочувствовать. А это, кстати, не только ученики Прогимназии, но и соседних школ, например, 27-ой. Им приходится лавировать в бескрайних автомобильных джунглях, в прямом смысле рискуя попасть под колеса. Машины нередко заезжают и на пешеходную зону, тем более что из-за снега ее практически не видно.
«На самом деле проблема большая, по моему мнению, особенно зимой. Здесь и гололед. Было пару случаев, когда я сама падала прямо на дорогу. Было такое, что еще пару секунд и могла бы попасть под колеса автомобиля, но в последний момент вставала. Это на самом деле страшно», — рассказывает школьница Алина Гайнетдинова.
«Встанут с той стороны, здесь стоят, заезжают на бордюры. Стоим ждем, пока они все разъедутся», — говорит школьник Руслан Халилов.
Вопрос о подходе к образовательным учреждениям депутаты поднимали не единожды. О том, что ситуация возле Прогимназии и еще ряде школ явно небезопасная и требует скорейшего решения, вновь напомнил депутат думы Сургута Андрей Саликов. Он тоже привозит сюда своего младшего ребенка, но во двор, по его словам, старается не заезжать. Хотя обычно водители не стесняются занимать любое свободное пространство, как всегда, отнимая его у пешеходов.
«Ну вот я фактически стою на асфальтированной дорожке, которая ведет ко входу в школу. Но она запорошена зимой. А вообще по мою левую и правую руку — это все газон, — показывает Саликов. — И самое страшное, водители начинают использовать пешеходный тротуар для движения транспорта. А знаете, в чем опасность я вижу принципиально? Дети здесь маленькие, их иногда не видно, то есть они вровень с какой-нибудь большой машиной, их просто можно не заметить. Я бы очень попросил всех водителей, которые двигаются там, где рядом обозначена школа, соблюдать меры особенной безопасности, чтобы не было беды».
В новых районах ситуация более благоприятная — девятая школа, например, расположена в глубине микрорайона, на значительном расстоянии от основной дороги — как и должно быть. Но здесь свои трудности. Большое количество населения, а школ мало. Тех, кто живет далековато, опять-таки привозят на машинах.
«Вообще очень много машин возле школы ездит, потому что многие родители оставляют детей, подъезжают, и даже иногда разъехаться тут не могут. И поэтому небезопасно», — говорит мама школьника Алсу Савельева.
Что касается Прогимназии, то, по мнению депутата, от наглых автовладельцев помогли бы ограничительные столбики вдоль тротуара. Но в департаменте городского хозяйства идею отвергли, поскольку ограждения помешают снегоуборочной технике. Предложение жителей сделать одностороннее движение тоже поддержки не нашло. Как считают в мэрии, в этом случае пострадают интересы большого числа сургутян. Так что решений в этой непростой ситуации, по сути, только два. Расширить тротуар, что, кстати, не спасет от беспредела автолюбителей, либо перенести калитку на другую сторону, чтобы дети выходили после уроков не на дорогу, а на придомовую территорию.
«Здесь нужно сместить забор и устроить тротуар комфортный для пешеходов. Второй вариант — сделать калитку в сторону придомовой территории Бульвара писателей, — перечисляет заместитель директора департамента городского хозяйства администрации Сургута Анна Коршунова. — Ну и, конечно, мы берем на себя обязательство следить за работой организации, которая занимается содержанием данного проезда, чтобы он был всегда почищен».
Как мы видим, в данном случае подрядная организация со своей ответственной задачей не справилась. Помехой, кстати, мог быть и припаркованный транспорт. У Андрея Саликова есть еще одно предложение, которое позволит, по его мнению, сделать эту территорию более безопасной — организовать полноценную стоянку для жильцов с обратной стороны дома. Это более сложный путь, где нужна инициатива людей и их участие в программе формирования комфортной городской среды.
Какой бы из вариантов не выбрали, пройдет время, прежде чем его претворят в жизнь. А пока школьникам остается уповать только на свою осторожность и ангела-хранителя.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале