Уравнение с одним неизвестным: быть или не быть пятидневке в школах Сургута?
Быть или не быть в сургутских школах пятидневке? Этим вопросом в очередной раз задались родители, учителя и департамент образования. Теперь о короткой неделе заговорили в 19-й школе. Уже собрали инициативную группу, изучили все законы и документы, и, кажется, даже нашли выход. Родители решили воспользоваться приказом регионального правительства о создании пилотных площадок на базе югорских школ, где и будет постепенно вводится пятидневная учебная неделя. Заявка на участие в проекте уже лежит на столе у чиновников.
Вот, правда, праздновать победу ещё рано. Руководство школы не торопится переводить сразу всех учеников на пятидневку. По их мнению, выходной нужен больше родителям, чем самим школьникам. Ведь вопрос о том, чем именно будут заниматься дети в субботу, в таком случае остается открытым. Не получится ли так, что весь освободившийся день займут компьютер и телевизор? Или всё-таки родители в состоянии самостоятельно занять своё чадо полезным делом? Конечно, после того как вся семья выспится в свой законный выходной. Специалисты уверяют: даже если это и так, для школьников тоже неплохо.
«Дети из этого процесса вообще никак не выключаются. И безусловно, вот то вот напряжение, которое с этим связано, оно копится-копится-копится — и это знают все педагоги, это знают все родители, что под конец учебного года дети очень уставшие, истощенные. Они такие бледно-зелененькие былиночки, особенно младшие классы», — отметила Любовь Проводникова, практикующий психолог.
Но здесь возникает уже совсем другой вопрос: насколько сами школы готовы изменить свой учебный процесс? От чего придется отказаться в погоне за светлыми и здоровыми лицами школьников?
Знания — сила. Для школьников младших классов это уже аксиома. Видимо поэтому к постоянным изменениям в системе образования они привыкают куда быстрее, чем их родители. Та же шестидневка, которая поначалу так всех пугала, для учеников давно стала
Сегодня этот вопрос решает само руководство образовательного учреждения. Главное, чтобы от этого не ухудшилось качество знаний и расписание соответствовало всем нормам и правилам. Последнего, к слову, добиться совсем не просто. Учителя уверяют: они и сами рады бы отдохнуть в субботу, но брать на себя такую ответственность не готовы. Поэтому, пока руководство школы 19 приняло решение об участии в окружном пилотном проекте, который дает возможность постепенно ввести 5-дневную учебную неделю в младших классах. Эксперимент опробуют уже в следующем году на учениках второго класса.
«До пятых классов мы, конечно, будем мониторить и качество, и состояние здоровья детей, и работу психологов в рамках эмоционального самочувствия. И тогда уже, по окончанию получения вот именно начального уровня образования, мы будем иметь какую-то картинку, которая действительно сложится и даст нам возможности понять», — уточнила Светлана Ширина, директор МБОУ СОШ №19.
Специалисты в сфере образования в успехе этой инициативы пока сомневаются. По их словам, учебный год в северных городах и так короче, чем на большой земле. Например, без карантина и актированных дней не обходится ни одна зима. В этом году из учебного процесса выпал почти месяц. И в этом случае дистанционные занятия и задания становятся головной болью уже самих родителей. При этом, далеко не все взрослые наравне с учителями могут объяснить непонятную тему и помочь в выполнении уроков.
А ведь переход на пятидневку предполагает, что сократится не только количество дней, но и часов, а значит, и проходить материал в некоторых случаях придется совсем в другом режиме.
«23 часа — это обязательной нагрузки, а 3 часа — это предметы по выбору. Обязательную часть никто не имеет права корректировать, она обязательна для изучения, и поэтому никто не будет жертвовать обязательными часами математики или русского языка, чтения или обществознания, и так далее. Речь идет о том компоненте, который бы дополнительно выбирали родители из предложенного образовательной организацией», — акцентирует Анна Томазова, директор департамента образования администрации Сургута.
Дети должны высыпаться, отдыхать и иметь возможность развиваться самостоятельно — уверены родители. Нет, знания получать в полном объеме нужно исключительно за школьной партой, парируют им учителя. Чья позиция перевесит на чаше весов, непонятно. Но пока этот вопрос решается здесь, на местах, там наверху с каждым годом добавляют в школьную программу все новые и новые предметы — информатику для младших классов, астрономию для старших, шахматы для дошкольников. И похоже дальше — больше?
Екатерина Тарасова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале