Учителя - снова в «топе». Выпускники школ штурмуют педагогические вузы

12:29 23.12.2023 6257 просмотров

В России провожают Год педагога и наставника. Подводят итоги. Выполнил ли он свою миссию? Оправдал ли надежды, которые на него возлагали — повысить престиж профессии и привлечь молодые кадры? Вопрос этот далеко не праздный. В Сургуте, например, средний возраст педагога — 56 лет, то есть — пенсионный. Совсем недавно он был еще выше.

Довольно долго, начиная с 90-х, школа переживала кадровый кризис. Сначала он был связан с низкими доходами учителей и падением их авторитета в обществе. Потом ситуацию с зарплатой удалось выровнять — но при этом колоссально выросли требования к педагогу, в образовании началась реформа, которая не прекращается по сей день.

Учитель обязан давать знания и воспитывать, владеть новыми технологиями и нести «разумное, доброе, вечное», найти подход не только к ученику, но и к родителям. А в случае конфликтных ситуаций виноват будет тоже он…

Неудивительно, что молодежь сферу образования обходила за километр и даже, закончив педагогический вуз, работать предпочитала где-нибудь  в другом месте.

Последние годы кое-что изменили. Министерство Просвещения даже заявило, что принципиального дефицита учителей в России больше нет. В Югре, например, по официальным данным, укомплектованность штатов превышает 90%. Как удалось достичь этого и чем школа сегодня привлекает молодых?

В Сургутском образовании сегодня почти 400 молодых специалистов. Каждый год школы и сады принимают по 2-3 человека со свеженьким дипломом — еще 10 лет назад ситуация была совсем иная. А сегодня профессия педагога вновь оказалась в «топе» — как было когда-то  , 40-50 лет назад.

«Знаете, я педагогом мечтала быть с детства. Всегда вокруг меня были сестры, братья. Я сначала мечтала о карьере воспитателя. А потом подумала: английский язык — это мое, и устроилась работать в школу», — рассказала учитель английского языка МБОУ СОШ №3 Юлия Михонина.

Но мечты-мечтами, а профессию на всю жизнь выбирают более прагматично. Она должна кормить, быть стабильной, желательно еще и престижной — для молодежи это важно. Однако все эти достоинства теряют смысл, если устроиться на работу по специальности сложно. Не секрет, сколько дипломированных юристов и экономистов без опыта работы вынуждены были идти в продажи. А здесь — гарантированное трудоустройство, большой отпуск, защищенная бюджетная сфера.

«На самом деле, когда я выбирала профессию, для меня было важно, что будет место, что я действительно смогу прийти и трудоустроиться. В отношении профессии не было ни малейшего сомнения — я занимаюсь тем, что я люблю. Мне всегда нравилось читать — я учитель русского языка и литературы, и нравилось обучать. Мне кажется, что я всегда хотела именно этого», — отметила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 19 Анна Илко.

В Сургуте с молодыми специалистами даже получше, чем в других городах Югры. Во-первых, есть свой вуз, куда поступают абитуриенты со всех уголков нашего округа. Ежегодно — 350 человек — это в полтора раз больше, чем 5 лет назад. Многие и после не прочь остаться в большом городе. Тем более, для начинающих педагогов в Сургуте есть доплаты, в отличие от других муниципалитетов.

Но и требования здесь — максимальные. Студенты даже не предполагают, с чем им придется столкнуться, покинув стены альма-матер, рассказывает Анна. 

«Когда ты учишься, ты немного не понимаешь, и даже практика тебе не дает той реальной картины мира, когда тебе приходится работать в огромной многозадачности: это администрация, это ученики, это родители. Но у меня класс замечательный — у нас нет конфликтов, они меня всегда поддерживали. Поэтому главное — чтобы рядом были те, с кем ты можешь поделиться этой болью, что ты ничего не успеваешь, что все так сложно. Так и те, кто скажет, что с этим делать», — добавила Анна Илко.

Девушка преподает русский и литературу четвертый год — за это время не было ни одного дня, чтобы, закончив уроки, она не приступила к работе еще и дома. Нужно подготовиться к уроку, плюс классное руководство, конкурсы, повышение квалификации и, конечно, многочисленные отчеты. Такой груз выдерживают не все.

По данным СурГПУ, изначально на работу по специальности устраивается рекордное количество выпускников — 85%. Но уже через год многие молодые люди ищут новое место работы, в том числе, и в другой профессии. О том, что такая проблема существует, признают и в департаменте образования города.

«Мы понимаем, что молодому специалисту сегодня прийти, закончив университет, в образовательную организацию и окунуться в те проблемы, которые существуют. Это не только знание предмета. С этим у них проблем нет, потому что они закончили высшую школу. Трудности, которые испытывают молодые специалисты — это взаимодействие с родителями, с коллегами, возможно», — уточнила директор департамента образования администрации Сургута Ирина Замятина.

Уже 20 лет в системе образования идет непрерывная модернизация. Новые образовательные стандарты, единый госэкзамен, цифровые платформы, воспитательный компонент. С одной стороны, нескучно. Но от такой гонки уже через три года у педагогов наступает эмоциональное выгорание, — утверждает преподаватель СурГПУ Максим Осин.

Его научная работа на эту тему заняла недавно первое место на федеральном конкурсе.

«Большая нагрузка эмоциональная, большой стресс. Это профессия очень многозадачная и, если посмотреть, ни к одной профессии не предъявляется столько требований, и не оцениваются так человеческие качества, как в профессии педагогической», — разъяснил старший педагог сургутского государственного педагогического университета Максим Осин.

Максим советует, насколько возможно, оптимизировать рабочий процесс — чтобы не «выгореть», должно оставаться время и для себя, и для семьи. Использовать для этого современные технологии — тем более, что молодежь с цифрой на «ты». Ну и самая лучшая профилактика, по признанию самих учителей, это дети.

«Есть миллион минусов. Каждый день думаешь: все, пора закончить. Какая-то проблема, сложность, но потом приходишь и понимаешь, что ты работаешь с детьми. Они прекрасные, добрые, отзывчивые. Меня ничто так не держит в этой профессии, как дети», — сказала Юлия Михонина.

Хороший знак — в образование начали возвращаться мужчины. Это говорит о том, что профессия перестала быть малооплачиваемой. Хотя разбег в зарплате и у начинающих педагогов может быть очень существенным — в зависимости от профессиональных амбиций. Кстати, с этого года возможностей получить надбавку станет еще больше. Появились новые квалификационные категории и награды. В том числе — нагрудный знак «Молодость и профессионализм».

«Чтобы его получить, молодому человеку нужно всего три года проработать в школе. Только вдумайтесь — всего три года, и молодой педагог может получить знак Министерства. Если он активно участвует в конкурсах, побеждает, привлекает к участию детей. Но с другой стороны, появился и нагрудный знак „за верность профессии“ — для педагогов, у которых стаж более 40 лет», — пояснил заместитель директора МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова», эксперт всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения РФ Алексей Стерхов.

Однако не все можно измерить деньгами. Главное изменение, которое ощутили педагоги — это более уважительное отношение общества к их труду. И это не менее весомый аргумент, чтобы приходить и оставаться в профессии.

Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Дзен!
НАВЕРХ