Участники фестиваля «Дух огня» могут заполнить пустующую нишу большого кино
На этой неделе завершилось, пожалуй, одно из самых важных событий мира кинематографа России и дружественных нам стран. В Ханты-Мансийске прошел 21 фестиваль «Дух огня».
Помимо традиционного показа дебютных лент начинающих режиссеров и новых работ признанных мастеров жанра, на полях фестиваля произошло знаковое для Югры событие. Правительство региона подписало соглашение о сотрудничестве с «Ленфильмом». Подписи в документе поставили губернатор ХМАО Наталья Комарова и генеральный директор киностудии Федор Щербаков. Это значит, что Югра станет площадкой для съемок кинолент, и местные пейзажи теперь будут чаще попадать в отечественные киноленты.
А куда идет отечественный кинематограф? Можно ли в непростых условиях, когда российский рынок покидают гиганты мировой индустрии – такие, как Дисней и Сони – импортозаместить ушедшее?
Ну, где еще вы увидите такую колоритную красную дорожку? Дух огня, в прямом смысле этого слова, алый цвет на белоснежном снегу. Именно с этого места начинается фестиваль, тема которому «Культура малых народов».
Более 70 фильмов из 16 стран, российские киноленты на диалекте коренных народов Алтая, на кабардинском, чеченском, финно-угорских языках. Режиссеры, представившие на суд жюри и публики свои картины, демонстрировали в них жизнь аборигенов, быт людей, который в век цифровых технологий, остается традиционным — в маленьких селах, лесах и стойбищах. Этот лейтмотив, говорят организаторы фестиваля, всегда вызывает творческий интерес у деятелей киноискусства.
«Что удивительно, этот тренд на культуру малых народов, он возник сам собой. Я даже поразился, нам ничего искать не нужно было. К нам в руки даже попали фильмы, сделанные на национальных языках», — отметил председатель отборочной комиссии кинофестиваля «Дух огня» Петр Шепотинник.
Именно с новеллы о жизни народов ханты стартовал первый день показов кинопремьер. Режиссер Александр Авилов снял документальный фильм о хантыйской охотнице «Таня. Лето. Зима». Съемки картины проходили на стойбище в Березовском районе. Впоследствии эта кинолента станет частью фильма «Югорские новеллы», где представят пять историй: о хранительнице старинных хантыйских рецептов, фельдшере санитарной авиации, учительнице музыки, современной охотнице и оленеводе-философе.
«Миллион фильмов снято про то, как живут бабушки в национальных одеждах, а мне именно хотелось показать, как современные коренные народы живут. Именно по отдельности, каждый человек. Как он выбрал путь жить в угодьях и охотиться», — рассказал режиссер Александр Авилов.
Югра в этом плане — идеальная съемочная площадка. Ведь именно в нашем регионе сконцентрирован такой культурный пласт самобытных народов. Здесь жизнь в угодьях — настоящая, и для производства подобных картин не требуются специальные декорации. Именно поэтому каждый год на «Духе огня» рождаются соглашения о сотрудничестве, интерес к региону проявляют не только российские кинодеятели, но и зарубежные режиссеры.
«Мы создаем и расширяем возможности региона в области кино, кинопроизводства, создаем специальную систему сопровождения этих проектов. Подписали соглашение с агентством стратегических инициатив и ассоциацией продюсеров для вхождения региона в проект „Кино России“, — рассказала губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова.
«Уже сейчас мы видим большой интерес к нашему региону в кинематографе. Здесь снимаются фильмы абсолютно разных жанров, разных форматов», — отметила заместитель губернатора ХМАО-Югры Елена Шумакова.
Именно картина, созданная на диалекте одного из коренных народов Алтая, фильм «Тропа», где наряду с актерами играют обычные люди, и завоевала в этом году специальный приз кинофестиваля «За сохранение культурных традиций». Эту номинацию поддерживают в компании «Газпром нефть». Партнеры фестиваля признаются: так они выражают своего рода благодарность тем, кто обращается к культурным истокам.
«Традиционная культура и традиции культурные – они, как ни странно, сейчас нуждаются в защите, потому что много чего нового. Среди этого стоит, как сказал один из наших знаменитых певцов, чтобы стоять, нужно держаться корнями, это очень важно», — сказал заместитель генерального директора ПАО «Газпром нефть» Александр Дыбаль.
Любая кинолента – это, в первую очередь, история. Она хранит образы жизни предков, эпохи целого народа или события, важные для отдельных личностей. За два десятка лет своя история появилась и у фестиваля «Дух огня». Здесь ее собрали в интерактивную ленту.
«Дух огня» — это белый лист. Такое сравнение любят использовать организаторы. Ведь, в первую очередь, это площадка для тех, кто только начинает свой путь в киноиндустрии. И никогда нельзя сказать наверняка, кто засияет на небосклоне отечественной и мировой кинематографии после дебюта в Югре.
«В чем есть чудо дебютного фестиваля? У нас всегда новые лица. У нас всегда „смотрите, кто пришел“. Мы не можем сказать, кто знаменитый приедет. Мы это можем сказать через 10 лет. Мы можем сказать: «А у нас дебютировал Соррентино», и это правда. Он у нас дебютировал 20 лет назад. Кто тогда мог знать, что итальянский мальчик станет одним из самых великих мировых режиссеров», — рассказала вице-президент кинофестиваля «Дух огня» Мария Зверева.
Растить собственных Тарантино и Спилбергов предлагают на местах. И в этом направлении тоже уже сделаны первые шаги. На фестивале представили академию «Духа огня», в рамках которой планируют в том числе студенческий обмен для получения опыта. По словам югорских властей только в нашем регионе больше 20 тысяч школьников и студентов, которые так или иначе связывают свои жизнь, свое будущее с творчеством, культурой, искусством и активно интересуются кинематографом.
«Создаются новые возможности для молодых людей, прежде всего. В этом году мы поставили на практические, обучающие семинары мастеров для молодых людей. Упомяну здесь трехдневный семинар по производству фильмов, который проводит главный режиссер Свердловской киностудии Евгений Григорьев, нашу академию, лаборатории художественного и документального кино, планируемые обмены студентами-кинематографистами различных стран», — рассказала Наталья Комарова.
По мнению опытных кинодеятелей, заполнить пустующую сейчас нишу большого кино новыми именами возможно. В России много талантов, которых нужно поддерживать. И победа в разных номинациях на конкурсе «Дух огня» — один из таких примеров, когда художник, не оставшись голодным, может успешно работать и вкладываться в свои проекты.
«Вот Франция справляется
Сколько времени понадобится на то, чтобы дать зрителю то, что он хочет и привык видеть на экранах, зависит в том числе и от самих режиссеров. Впрочем, все побывавшие на «Духе огня» сходятся в одном — пока есть такие события, киноискусство в нашей стране будет жить.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале