То ли аттракцион, то ли поле для экспериментов. Что показали опыты с сургутскими тёплыми остановками

20:00 12.01.2018 4780 просмотров

Эффект ожиданий! Вот только оправданных или нет? Я сейчас исключительно о новых остановочных комплексах. Какие бы происшествия не происходили за новогодние каникулы, но именно эта тема для сургутян оказалась самой топовой. Очевидно и в новостных лентах, и по обсуждениям в социальных сетях. Такого внимания к этим сооружениям наверняка никто не ожидал. Туда только что экскурсии еще водить не начали. И не только потому, что это действительно что-то    новое и в каком-то смысле уникальное для Сургута.

Учитывая особенности менталитета, интерес горожан вызван, как всегда другим: как это все работает, и что надо такого сделать, чтобы оно сломалось? Глядя на онлайн-трансляцию с видеокамер, установленных внутри, иногда создается впечатление, что это не павильоны для ожидания транспорта, а такие развлекательные аттракционы-экспериментариумы. Выглядит не хуже, чем знаменитое реалити-шоу «За стеклом». Кто-то исследует информационное табло, тыкая бесперебойно в экран, заряжает заряженные телефоны, проверяет скорость вай-фая. Другим же больше интересно, насколько теплыми могут быть лавочки с подогревом, и как работает инфракрасный обогреватель.

Есть правда и такие, кто пытается понять — что будет, если открывать раздвижные двери путем толкания или дерганья. Именно эти эксперименты как раз-таки и заканчиваются плачевно. Особенно при минус 15 и ниже. Ведем счет. Уже шесть дверей разбились вдребезги, вызвав еще больший интерес у горожан к новым остановочным павильонам. Ведь это самый интересный из всех экспериментов — влияет ли наличие или отсутствие дверей на температуру внутри комплекса.

Ну а чего вы на самом деле ожидали? И тут мы на самом деле переходим к самому главному вопросу всей этой истории. Когда сами остановки еще на стадии планирования стали позиционироваться как теплые, многие это восприняли исключительно, как комнатную температуру внутри. Оказалось, что тепло — это такое относительное понятие. Ну как в сказке «Морозко». «Тепло ли тебе, девица?» — задает вопрос издевательским тоном некий бородатый персонаж двум барышням. А дальше каждая из них отвечает в меру своих субъективных ощущений и представлений! То же наверняка касается и других заявленных характеристик новых остановок.


Так чего же мы ожидали и что получили? Новые остановки сургутяне уже успели опробовать. На диковинное для северного города ноу-хау они, в целом, смотрят весьма позитивно. Но пока это скорее праздный интерес, чем взгляд опытного пользователя. Сталкивались ли вы с такими остановками, и тепло ли вам в них? — спросили мы горожан. С такими нет еще. Я первый раз Да, здесь интересно, двери даже другие и здесь тепло, а не как на других остановках. Тепло заходишь когда с улицы, но это потому что закрыто, но там то дырки везде. Этот миф о теплых остановках появился давно.

Многие сургутяне действительно ожидали, что внутри будет чуть ли не комнатная температура. А на поверку оказалось, что в самом павильоне не намного теплее, чем снаружи. По-другому и просто быть не могло при существующей конструкции, уверены эксперты. «На улице сейчас минус 8-10 градусов. Тепловизор показывает, что даже стекло уже более охлажденное -11-12 градусов. Стыки между стеклами просто закрыты простым пластиком, который дает теплу уходить наружу. Все конструкции промерзли, основание пола не подготовлено», -такой вердикт вынес приглашенный специалист по теплоизоляции.

Впрочем, власти уверяют, что они и не собирались устанавливать такие павильоны, где бы при минус 40 царил Ташкент. Главное назначение остановки — это защита от ветра, что автоматически делает ожидание общественного транспорта более комфортным. «По поводу стеклопакетов еще раз говорю, это легкая конструкция и задача этого павильона — защитить от ветров, осадков и сделать температуру внутри чуть теплее, чем на улице», — прокомментировал начальник дорожно-транспортного управления администрации Сургута Игорь Газизов. Справедливости ради надо сказать, что функцию обогрева внутри павильона никто не отменял. Там установлены 3 инфракрасных обогревателя. Сейчас специалисты занимаются их настройкой и определяют наиболее оптимальные режимы работы.

«Сейчас инфракрасные обогреватели мы тестируем на разных режимах работы и обязательно выведем их на режим, когда обеспечивается комфорт пассажирам. Там, где обогреватели выведены на максимально рабочий режим, вы разницу сразу же ощутите. Там, где полностью наладка прошла, разница существенно заметна — на полу вы увидите растаявший снег», — рассказал директор компании-изготовителя Дамир Кадырбаев.

Большой неожиданностью для всех стали перманентно разбивающиеся двери остановочных комплексов. Они оказались удивительно хрупки для павильонов, которые позиционировались как антивандальные. Подрядчик объясняет это отсутствием защитной панели на кромке стекол дверей. Что и приводит к их разбиванию. Ну а вообще конструкция остановки способна принять на себя удар автомобиля. «У нас конструкция павильона с передней и задней его рамой является монолитной. Они цельносварные, передняя и задняя рама повышенной прочности. Что касается автомобиля, то масса нашего остановочного павильона порядка — 2,5 тонн. Еще серьезный вопрос, кто кого сдвинет», — опроверг домыслы о ненадежности конструкций Дамир Кадырбаев.

Пролить свет на причины боя стекол могли бы записи с камер, установленных внутри павильонов. Однако в первое время система видеонаблюдения либо не работала вообще, либо вела трансляцию в режиме онлайн, без функции записи. Ответственность за работу оборудования несет единая дежурно-диспетчерская служба, Однако по факту она больше выполняет функцию колл-центра. Правда, когда включатся все 28 камер, сложно себе представить как специалисты ЕДДС смогут одновременно уследить за всеми экранами. Впрочем, ответственные лица уверяют, что в скором времени работа системы видеонаблюдения будет налажена.

«Находим недочеты некоторые, все это исправляется. Я думаю, в течение двух-трех дней все, что касается обеспечением связью, будет отлажено, камеры будут стоять на записи. Данная информация будет выводиться в службу ЕДДС, в УВД», — пояснил директор ООО «Теле-Плюс» Игорь Никоноров.

Конечно в процессе дальнейшей эксплуатации наверняка еще найдется масса нюансов. Но вот что действительно не вызывает вопросов, так это информативность новых павильонов. Внутри расположена информационная панель. На ней в режиме реального времени выводится информация о маршрутах и сколько осталось ждать пассажирам до следующего автобуса. Вдобавок остановки оснащены бесплатным wi-fi и usb-розетками. Теперь остается задать главный вопрос: как долго это блага современной цивилизации останутся сохранными? Пока на эти цели в местной казне предусмотрено чуть более 4-х миллионов рублей. Хватит ли их на 14 павильонов или нет, сказать пока не берется ни один эксперт.

Опыт использования теплых остановок в Сургуте есть, хоть и небольшой. Такие павильоны в свое время установил на улицах города Сбербанк — компания, которая хорошо умеет считать собственные деньги. Правда от новых они отличаются, да и конструкция другая, со стеклопакетами, чтобы тепло не выходило. Ну а глядя на банкоматы, расположенные внутри остановки вряд ли у кого-то возникнет мысль, что камеры видеонаблюдения здесь установлены для красоты. Потребность в остановках с подогревом, действительно, существует. Даже с учетом недостатков нынешних конструкций. Обычные сургутяне со времени их появления на улицах вряд ли смогли оценить все особенности их эксплуатации.

Зато много вопросов есть у экспертов. Прежде всего, тех, что умеют считать деньги. Главный из них — во что выльется содержание остановочных комплексов? А это не только электричество, уборка и обслуживание камер наблюдения. Сумма, в том числе, будет зависеть и от того как остановки переживут все четыре сезона. В администрации говорят — сейчас продолжаются пусконаладочные работы. По условиям контракта их за собственный счет проводит подрядчик. Но это же не может быть бесконечно. Коль это эксперимент, доводить, что называется до ума, остановки можно сколько угодно долго.

А вот во что это выльется? И можно ли было сэкономить, продумав все раньше? Если немного углубиться в историю вопроса, то окажется, что к концу прошлого года в Сургуте должно было появиться не 14, а 16 павильонов. Четыре из них были заказаны у другого подрядчика из Казани. По версии местных чиновников компания-изготовитель сорвала сроки поставки. А вот сами казанцы утверждают, что просто не могли выполнить то техническое задание, которое им выдали в администрации, потому что оно, с их точки зрения, по своей сути не техническое.

«Подробно расписаны материалы под конкретного подрядчика. По нашему мнению, только при проектирование павильона можно определить сечения конструктивных элементов, то есть непосредственно определяются расчетами какими-то конкретными. Также, исходя из условий того же самого технического задания, первый пункт это распашные двери. Они не соответствуют нормам противопожарной безопасности. Второе- это конструктивное решение не обеспечивает защиту внутренней части павильона от осадков. Третье — конструкция павильона способствует образованию конденсата, а в данном техническом задании не предусмотрена вентиляция или какая-то, трубы или вытяжка в павильоне. Четвертое — это сам конструктив. Металлические трубы каркаса павильона предназначены для использования в условиях умеренного климата, а не в условиях севера. Подобные конструктивные решения используются для остановок в Москве. Но у нас складывается впечатление, что техническое задание было составлено компанией, не имеющей опыта установки подобных остановок, Заказчик просто использовал данное техническое задание, не вдаваясь в детали. Большая часть тёплых автобусных остановок установлена в 2017 году, поэтому говорить об опыте удачной эксплуатации пока еще рано», — пояснил коммерческий директор казанской компании по изготовлению остановок Андрей Семенов.

Сургут — город с суровым климатом. Поэтому о так называемых теплых или закрытых остановках мы мечтаем давно. Всевозможные варианты их обустройства обсуждаются последние лет 20. Не так давно в городе даже проводился конкурс на лучший проект остановочного комплекса. Правда, зачем он был нужен, если его результаты никак не учитываются при составлении ТЗ? Но это отдельный вопрос. Главное требование, в любом случае, очевидно. Остановка должна быть эстетически привлекательной и комфортной для пребывания в ней пассажиров. Вне зависимости от наружных климатических условий. Чтобы соответствовать этим критериям нужно понимать одно: любой павильон — это отдельный инженерно-технический объект, который не может быть усредненным. На каждой остановке существует свой пассажиропоток, свои геодезические особенности. Вообще, понятие об усредненном техзадании сегодня смутило бы любого инженера с большим стажем. Да и, пожалуй, не только опытного инженера, но и какого-нибудь будущего инженерно-технического специалиста, который сегодня еще учится в школе. Но уже хорошо знает физику и математику.

Слово нашему эксперту — ученику 10 класса Леониду Брауну: «Большой обогреватель, мне кажется, будет гораздо эффективнее. Это то же самое, что горящая спичка и бревно. То есть, температура пламени одна и та же, а количество выделяемой энергии гораздо больше. У этих остановок есть двери, и вот один обогреватель прямо над входом. Как только эта дверь открывается, все тепло сразу же уходит и смысла в этом особого нет. Даже если там будет температура плюс 16-20, как только дверь открывается, сразу же будет уравнивание температуры и все тепло теряется мгновенно. Мне кажется, что сейчас там нереально постоянно поддерживать температуру плюсовую, из-за того что как только открывается вход, сразу же холодный воздух заходит внутрь. Нужен какой-то маленький проход между улицей и самой теплой остановкой, чтобы температура сохранялась постоянно. Как мы знаем по законам физики, если греть суп в микроволновке не так долго, то снизу он будет теплым а сверху остается холодным, потому что холодная жидкость и холодный воздух поднимается вверх. Холодные потоки воздуха заходят из остановки вверх, все тепло вверху, а люди мерзнут. Стекло — это, конечно, очень удобно, что ты можешь посмотреть, какой автобус подъехал. Но если бы это была какая-то металлическая конструкция просто с панорамным видом, тогда было бы гораздо крепче, там уже никакой машине не пробить металл. Металл отдает тепло очень быстро, но существуют дополнительные разные утеплители, которые в принципе решают эту проблему. Это как строить жилой дом — то же самое, такие же материалы. У разных материалов разная структура, то есть, расстояние между молекулами и атомами. И у такого стекла определенное расстояние. Например, если мы кидаем кирпич, кинетической энергии кирпича летящего с такой-то скоростью не хватает, чтобы эти связи разорвать. А если, например, летит машина, то у машины энергия гораздо больше. Из-за этого молекулы просто разлетаются друг от друга, оно ломается. Разбивается вдребезги».

Знание — сила. И это навсегда. Сегодня же сам эксперимент показал один положительный момент — практически никто в этой истории не остался безразличен к новым остановкам. Жители давно что-нибудь    такое хотели, и в каком-то смысле все это теперь оценили. Властям тоже надо поставить зачет — за смелость. Ведь разговоры и планы об установке правильных комплексов, соответствующих нашим климатическим условиям были давно, но решилась на это только команда Вадима Шувалова. И это уже дает нам надежду на то, что изменения по созданию комфортной городской среды, которые ждут все, эти изменения все-таки станут очевидны.

Сергей Зотов

Подпишитесь и читайте Новости Сургута в ленте Яндекс.Дзен!
Комментарии: 6
Все меньше и меньше становится смешно с этими остановками. Осрбенно, когда администрация дает новые комментарии, потому что один другого хлеще. Если сначала все свели к эксперименту (хотя что это за детский сад?), то теперь решили развести руками и свалить все на: 1) бессовестных жителей, которыесами все ломают (хотя это не неожиданность и об этом говорилось еще изначально), 2) на неподходящие погодные условия, не позволяющие прогреваться остановке. Возникает вопрос: нафига эта дорогостоящая конструкция, если она нам не подходит? Чтобы это понимать не нужно знать физику или быть экспертом. И говорили об этом с самого начала. Хотелось бы, конечно, узнать героя в лицо: кто этим занимался, кто предложил, кто работал с документацией, кто принимал, кто составлял ТЗ, кто финансовым вопросом занимался. Они спокойно себе сидят на рабочем месте или хоть какие-то меры к ним приняли? Пусть они дадут интервью и расскажут о своей потрясающей идее, которую мы не поняли. Может проникнемся.

# Доместос 15.01.2018 09:19:10 1

ТЗ, фининасовые вопросы и прочее прочее, всем этим занималась дорожно-транспортная дирекция МУ "ДДТ и ЖКК". Так что все вопросы адресуйте Смычкову, Вырвикишко, Будылину. Именно эти некомпетентные товарищи ответственны за весь этот балаган. Кроме того немалая часть ответственности на дорожно-транспортном управлении департамента городского хозяйства и его руководителе Газизове И.Г.

# Meffazm 18.01.2018 08:27:12 0

Полтора миллиона за такое г...о, не предназначенное для северных условий - это конечно круто. "Пилите Шура она золотая..."

# lanis 13.01.2018 13:51:05 0

Ситуация с этими остановочными комплексами удручает, потому что деньги уплачены немалые, результат с просчетами налицо. Но эксперт - ученик 10 класса в данном репортаже - это что, шутка? И дело не в молодости, но в какой школе он изучает физику? Теплый воздух поднимается вверх, доказано годами воздухоплавания. И причем тут микроволновка с супом? Может, конечно, он что-то иное имел в виду, но было бы смешно, если бы не так грустно...

# DAVForever 12.01.2018 21:37:37 0

Да какие уж тут шутки? Тут ученик 10 класса понимает больше тех, кто заварил всю эту кашу с остановками. Ну да, с микроволновкой неудачный пример, но в целом-то.

# Доместос 15.01.2018 09:13:49 0

Не смотря ни на что - верю, что администрация Сургута -
это не лошары, которые топят (или пилят) стекло с железом
(теплопроводнейшие элементы)
сверху потолка при дырах снизу...)))))))))))))))))))))))))))))

# profsvoboda 12.01.2018 20:46:34 0

НАВЕРХ