Своё место. Получится ли у братьев наших меньших следовать новым правилам их содержания?
Подложили свинью. Примерно так восприняли новую законодательную инициативу хозяева контактных зоопарков. Неудивительно, их прибыльному бизнесу кажется пришел конец. Совсем скоро в размещении в торговых центрах им откажут и заставят получать лицензию. Как говорится, птичку жалко. 8 лет общественники требовали принятия закона о гуманном отношении к животным, и вот добились своего. Госдума приняла его в третьем окончательном чтении. Кажется, об эффектных селфи с питоном на шее и о кормежке летучих мышей с рук можно забыть. Да и дети лишаются шанса научиться отличать курицу от утки.
С другой стороны, логика в этой инициативе есть. В контактных зоопарках нередко наблюдаю картину, когда дети гоняют обезьяну по всему вольеру или тянут за уши бедного кролика. Родители же, умиляясь, снимают весь процесс на видео. Конечно, у зверей и в дикой природе стрессов не меньше. Если не от орущих детей, то от хищников приходится спасаться.
Так ли вреден для животных контакт с людьми? Об этом поговорим с заведующим мини-зоопарком Александром Прокофьевым.
— Как вы относитесь к подобной инициативе? Потому что внешне все кажется довольно благопристойно: животные ухоженные, дети с энтузиазмом кормят их постоянно, значит, не голодают. Может, несколько преувеличены эти гонения на контактные зоопарки?
— Ну это знаете, одна сторона медали — то что привыкли видеть посетители. Но есть и другая сторона медали. Вот представьте, животные испытывают постоянный стресс в течение дня, часто животные подвергаются не очень хорошим процедурам. У нас енот, у которого удалены когти, чтобы он не поцарапал посетителей. Есть хищники, которым удаляют зубы чтобы они не кусались. По поводу питания — у каждого животного есть свое питание, свой рацион, а в контактных зоопарках это происходит в течение дня. Соответственно, может происходить перекорм, что тоже сказывается не очень хорошо на животных. Вообще в цивилизованных странах как это происходит? При зоопарке есть контактная площадка которая дает возможность пообщаться и покормить той же травяной мукой, которая безвредная, от нее не происходит перекорма. И всегда у этих животных есть возможность уйти. Пообщались они, поели, и ушли в зону недосягаемости — там, где посетители их трогать уже не могут. Когда это происходит на таком уровне, такие вот контактные площадки имеют место на существование, а так как это происходит сейчас у нас, честно говоря, вызывает такое легкое недоумение. Потому что когда видишь как запускают тех же не то что взрослых, детей, к приматам, обезьянам, к тем же носухам, то честно говоря — вы за кого больше волнуетесь, за животных или за детей в этом случае? Я конечно, больше волнуюсь за детей, потому что я знаю, какие могут нанести увечья те же носухи людям и оставляют очень серьезные раны. И это может также травмировать психику ребенка.
— Одно из предложений законодателей — это лицензировать деятельность контактных зоопарков. Как вы считаете, это ситуацию изменит?
— Я считаю, что когда начнут наводить порядок, встанет все на свои места. Чтобы получить лицензию, нужно будет создать достойные оптимальные условия.
Изменились и правила содержания других питомцев — не столь экзотичных, однако требующих нашего внимания ничуть не меньше. Теперь владельцам собак придется следовать букве закона, да вот только получится ли это сделать даже при обоюдном желании?
Назвать потенциально опасной собакой нашего Шаню вряд ли можно, поэтому гулять мы идем без намордника. Уже в квартире мы надели на него ошейник и поводок. Ведь в законе черным по белому написано — «исключить возможность неконтролируемого передвижения животного» в местах, где есть скопление горожан. То есть, подъезды, лифт, автомобильные дороги, дворы, детские и спортивные площадки — везде четвероногий друг должен быть под присмотром. Чувствую, весь путь с 5 этажа на 1-й и обратно Шаня теперь будет проводить исключительно на руках, благо у меня не 10-килограммовый лабрадор. Свобода, да и та на коротком поводке, только на улице.
В идеале, гулять со своей собачкой я должна на специализированной площадке, вот только ближайшая к нам на Мира, 53, и судя по навигатору, идти нам с Шаней до неё больше получаса. А при градусах в минус 30 это мало выполнимая задача. Поэтому погуляем-ка мы во дворе, тем более, как добропорядочный хозяин я взяла с собой и совок и мешочек.
Делать свои собачьи дела на камеру Шаня постеснялся. Поэтому ни совок, ни мусорный мешок не пригодились. Да и с учетом того, что специальные дог-боксы у нас в городе есть только в парках, в любом случае всё своё придётся носить с собой. Если, конечно, вы не выгуливаете собаку строго на специализированной площадке. Хозяева и рады бы так делать. Да в городе таких объектов по пальцам можно перечесть. Нам удалось вспомнить всего 3 — на проспекте Мира, улицах Маяковского и Университетской. Поэтому гуляют, кто где может.
«Приходится нам на самом деле гулять, где позволяет территория, мы ходим на мусорки, на какие-то такие места, где максимально можем не причинять дискомфорта людям. Мы на территории двора, я им запрещаю делать все свои дела, мы выходим только за территорию, и там где вот есть возможность, мы гуляем», — уверяет сургутянка Надежда Лебедева.
В городской администрации о проблеме знают. Но сделать ничего пока не могут. В старых микрорайонах под площадки для выгула собак уже нет места, да и в новых любой клочок земли стремятся отдать, например, под парковку.
«Выход такой: при нынешней ситуации всё дело в руках хозяев этих питомцев. Они должны инициировать процедуру собрания там, где они проживают, и уже разместить там
Понятно, что ничего непонятно. Придумать правила не сложно, сложнее их теперь исполнить. Остается только тренировать силу воли у четвероного друга, чтобы уж наверняка дотерпел до укромного места по дороге, никого не покусав и не облаяв.
Юлия Шадевская, Екатерина Тарасова
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале