Сведение гуманитарного направления на нет — закон рынка или регресс системы образования
17:14 04.07.2021
6517 просмотров
Фото: СургутИнформ-ТВ
Председатель Совета гимназического сообщества гимназии «Лаборатория Салахова» Виктор Зандер прокомментировал открытое письмо выпускников образовательного учреждения. Оно было опубликовано неделю назад и до сих пор не теряет своей актуальности — судьба гуманитарных классов во всех школах города и, в частности, в гимназии остается неясной.
— Мы по натуре своей лирики, все. Вне зависимости от того, в какой области мы работаем. Уметь говорить, уметь писать, уметь грамотно выражать свои мысли, уметь общаться с людьми — это все как раз дает гуманитарное направление. В политике очень много людей, которые вышли из гуманитарных университетов. Гуманитарное направление и призвано быть таким островком во всем техническом, что мы на сегодняшний день переживаем в жизни. Считаю, что это очень важно быть гуманитарно подточенным человеком. Потому что от техники мы никуда уже не уйдем, мы связаны с ней.
— При вас гуманитарные классы в гимназии «Лаборатория Салахова» сильные были или туда шли дети, которые не могли до конца определиться с направлением?
— Гуманитарные классы всегда отличались своей конкурентоспособностью. Об этом можно судить, глядя на выпускников этого направления, где работают выпускники. Никогда не было такого, что туда шли те, кто хуже учился. Такого не было никогда.
Из порядка 75 девятиклассников только 12 захотели заканчивать гимназию в гуманитарном классе, остальные сделали ставку на технологическое и химико-биологическое направление. Аналогичная ситуация и в других школах города.
Реальное отсутствие спроса на «лириков» или повсеместное снижение качества гуманитарного образования? Ведь, казалось бы, в век, когда миром правят соцсети (звездные аккаунты, как правило, ведут приглашенные филологи, лингвисты, журналисты), а большинство руководителей жалуются на нехватку высококвалифицированных PR-специалистов и маркетологов, ставить знак равенства между «гуманитариями» и «завсегдатаями биржи труда» наивно. Бывшие «салаховцы» давно доказали это на своем примере. Под открытым письмом свои подписи поставили 25 человек — все специалисты мирового уровня. Вот лишь пара из них: Ольга Булаш — действительный член Европейской академии естественных наук, отдел культурологии, Ганновер; Евгения Давенпорт — инструктор-преподаватель русского и испанского языков, факультет иностранных языков Университета Южной Флориды, Флорида, США; Илья Каролинский — первый вице-президент EFG Bank, Швейцария.
«Мы знаем, как жила гимназия многие годы, потому что пришли в нее со дня открытия и потом все время сохраняли связь. С самого начала работал сильнейший блок гуманитариев, во внешнем мире гимназия во многом была представлена этими гуманитарными и междисциплинарными проектами. Сворачивание гуманитарного направления гимназии – это ошибка, недальновидность, регресс всего учебного заведения. Неспособность управлять школой так, чтобы уважительно относиться ко всем участникам процесса, неспособность увидеть и поработать с негативной обратной связью без публичного обсуждения в СМИ – это маркер непрофессионализма. Законы рынка как бы говорят директору гимназии: нет спроса, нет и предложения. Но мы не знаем, что стоит за этим «отсутствием спроса»…Развитие гуманитарного направления в школе «заброшено», не считается приоритетом», — цитата из открытого письма, опубликованного на портале «СИА-Пресс».
Раздельное обучение мальчиков и девочек, уровневая система образования, три базовых направления: техническое, гуманитарное и химико-биологическое, уроки хореографии, изучение двух иностранных плюс латынь, уроки астрономии, шахматы, бассейн, литературное кафе, ежегодный бал гимназистов, дебаты, собственная газета, телестудия, клуб программистов, туристические слеты, театральный кружок…Перечислять можно бесконечно. Аналогов «Салаховки» в городе не было. Действующий директор школы Татьяна Кисель уверена, под ее руководством гимназия остается «востребованной образовательной организацией с высокими показателями эффективности».
— В чем, на ваш взгляд, ключевые отличия гимназии от средних образовательных школ и есть ли и они?
— Наша гимназия всегда отличалась от средней общеобразовательной школы и будет отличаться, мы поддерживаем традиции. И результаты, которые имеют гимназисты, они достаточно высоки. Я уже говорила о наших детях, которые были включены в заключительный этап всероссийской олимпиады школьников. У нас призер по русскому языку Анастасия Дударь, которая на доске почета находится сейчас. Кроме этого, результаты «Больших Вызовов» (Всероссийский конкурс научно-технологических проектов), «Большой Перемены», международного конкурса «Спасти и Сохранить», а в этом году мы стали победителями регионального турнира по шахматам «Белая Ладья» — это одни результаты. А вторые результаты — это, конечно, программы углубленного содержания. Программы иные, которые мы реализуем, а через это содержание, как средство и результат, который мы получаем, — прокомментировала директор гимназии.
Однако не столько награды и заслуги гимназистов, сколько открытые письма старшеклассников и выпускников, волнуют профессиональное сообщество. Текст первого обращения к директору составили ученики гуманитарного направления. Из-за низкого спроса этого профиля, им предложили альтернативу — закончить школу в мультипрофильном классе.
«Всегда люди должны очень четко знать наперед, на несколько лет вперед, как будет развиваться, если то или иное учреждение и организация претендует на ту или иную свою роль. И поэтому, когда дети говорят о том, что им бы хотелось вот это, это и это, и мы сегодня заинтересованы в интеллектуальном потенциале общества, и если он имеет эти возможности и способности, он их должен получить. И вопрос уже не ребенка стоит, где я получу эти условия. Вы мне, если в состоянии, обеспечьте это условие. И, соответственно, есть образовательные организации, которые должны выполнять эту часть», — высказал свое мнение Валерий Салахов.
В октябре этого года гимназия «Лаборатория Салахова» отметит свое 30-летие. Выпускники и звездные педагоги учреждения, большая часть из которых сейчас на пенсии или просто «ушли по собственному», надеются собраться за столом переговоров с действующим руководством и обсудить накопившиеся вопросы.
— Мы по натуре своей лирики, все. Вне зависимости от того, в какой области мы работаем. Уметь говорить, уметь писать, уметь грамотно выражать свои мысли, уметь общаться с людьми — это все как раз дает гуманитарное направление. В политике очень много людей, которые вышли из гуманитарных университетов. Гуманитарное направление и призвано быть таким островком во всем техническом, что мы на сегодняшний день переживаем в жизни. Считаю, что это очень важно быть гуманитарно подточенным человеком. Потому что от техники мы никуда уже не уйдем, мы связаны с ней.
— При вас гуманитарные классы в гимназии «Лаборатория Салахова» сильные были или туда шли дети, которые не могли до конца определиться с направлением?
— Гуманитарные классы всегда отличались своей конкурентоспособностью. Об этом можно судить, глядя на выпускников этого направления, где работают выпускники. Никогда не было такого, что туда шли те, кто хуже учился. Такого не было никогда.
Из порядка 75 девятиклассников только 12 захотели заканчивать гимназию в гуманитарном классе, остальные сделали ставку на технологическое и химико-биологическое направление. Аналогичная ситуация и в других школах города.
Реальное отсутствие спроса на «лириков» или повсеместное снижение качества гуманитарного образования? Ведь, казалось бы, в век, когда миром правят соцсети (звездные аккаунты, как правило, ведут приглашенные филологи, лингвисты, журналисты), а большинство руководителей жалуются на нехватку высококвалифицированных PR-специалистов и маркетологов, ставить знак равенства между «гуманитариями» и «завсегдатаями биржи труда» наивно. Бывшие «салаховцы» давно доказали это на своем примере. Под открытым письмом свои подписи поставили 25 человек — все специалисты мирового уровня. Вот лишь пара из них: Ольга Булаш — действительный член Европейской академии естественных наук, отдел культурологии, Ганновер; Евгения Давенпорт — инструктор-преподаватель русского и испанского языков, факультет иностранных языков Университета Южной Флориды, Флорида, США; Илья Каролинский — первый вице-президент EFG Bank, Швейцария.
«Мы знаем, как жила гимназия многие годы, потому что пришли в нее со дня открытия и потом все время сохраняли связь. С самого начала работал сильнейший блок гуманитариев, во внешнем мире гимназия во многом была представлена этими гуманитарными и междисциплинарными проектами. Сворачивание гуманитарного направления гимназии – это ошибка, недальновидность, регресс всего учебного заведения. Неспособность управлять школой так, чтобы уважительно относиться ко всем участникам процесса, неспособность увидеть и поработать с негативной обратной связью без публичного обсуждения в СМИ – это маркер непрофессионализма. Законы рынка как бы говорят директору гимназии: нет спроса, нет и предложения. Но мы не знаем, что стоит за этим «отсутствием спроса»…Развитие гуманитарного направления в школе «заброшено», не считается приоритетом», — цитата из открытого письма, опубликованного на портале «СИА-Пресс».
Раздельное обучение мальчиков и девочек, уровневая система образования, три базовых направления: техническое, гуманитарное и химико-биологическое, уроки хореографии, изучение двух иностранных плюс латынь, уроки астрономии, шахматы, бассейн, литературное кафе, ежегодный бал гимназистов, дебаты, собственная газета, телестудия, клуб программистов, туристические слеты, театральный кружок…Перечислять можно бесконечно. Аналогов «Салаховки» в городе не было. Действующий директор школы Татьяна Кисель уверена, под ее руководством гимназия остается «востребованной образовательной организацией с высокими показателями эффективности».
— В чем, на ваш взгляд, ключевые отличия гимназии от средних образовательных школ и есть ли и они?
— Наша гимназия всегда отличалась от средней общеобразовательной школы и будет отличаться, мы поддерживаем традиции. И результаты, которые имеют гимназисты, они достаточно высоки. Я уже говорила о наших детях, которые были включены в заключительный этап всероссийской олимпиады школьников. У нас призер по русскому языку Анастасия Дударь, которая на доске почета находится сейчас. Кроме этого, результаты «Больших Вызовов» (Всероссийский конкурс научно-технологических проектов), «Большой Перемены», международного конкурса «Спасти и Сохранить», а в этом году мы стали победителями регионального турнира по шахматам «Белая Ладья» — это одни результаты. А вторые результаты — это, конечно, программы углубленного содержания. Программы иные, которые мы реализуем, а через это содержание, как средство и результат, который мы получаем, — прокомментировала директор гимназии.
Однако не столько награды и заслуги гимназистов, сколько открытые письма старшеклассников и выпускников, волнуют профессиональное сообщество. Текст первого обращения к директору составили ученики гуманитарного направления. Из-за низкого спроса этого профиля, им предложили альтернативу — закончить школу в мультипрофильном классе.
«Всегда люди должны очень четко знать наперед, на несколько лет вперед, как будет развиваться, если то или иное учреждение и организация претендует на ту или иную свою роль. И поэтому, когда дети говорят о том, что им бы хотелось вот это, это и это, и мы сегодня заинтересованы в интеллектуальном потенциале общества, и если он имеет эти возможности и способности, он их должен получить. И вопрос уже не ребенка стоит, где я получу эти условия. Вы мне, если в состоянии, обеспечьте это условие. И, соответственно, есть образовательные организации, которые должны выполнять эту часть», — высказал свое мнение Валерий Салахов.
В октябре этого года гимназия «Лаборатория Салахова» отметит свое 30-летие. Выпускники и звездные педагоги учреждения, большая часть из которых сейчас на пенсии или просто «ушли по собственному», надеются собраться за столом переговоров с действующим руководством и обсудить накопившиеся вопросы.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:
НАВЕРХ