Сургутяне ищут и находят павших солдат ВОВ в специальных экспедициях
Война не окончена, пока не предан земле последний павший солдат. Всем знакомы слова русского полководца Александра Суворова. В этом смысле Великая Отечественная война не окончена и сегодня. Ведь до сих пор десятки и даже сотни тысяч советских бойцов, отдавших самое главное — жизнь, не захоронены. Поднять всех, к сожалению, невозможно, но это не останавливает поисковые отряды. Даже спустя 80 лет они находят многочисленные отголоски боев в полях и лесах, на болотах и на дне озер. Поисковики выполняют свою работу, чтобы мы могли отдать долг тем, кто не вернулся с войны. И чтобы потомки солдата имели возможность поклониться его могиле. На счету сургутского военно-патриотического клуба «Север» более пятисот найденных красноармейцев и сотни артефактов времен Великой Отечественной. Сейчас следопыты готовятся к новым вахтам памяти. Как проходят раскопки, и что приводит ребят в поисковый отряд?
Находки поисковиков способны перенести нас в «сороковые роковые» — туда, где грохотали орудия, пылала земля, и решалась история. Здесь и осколки противопехотных мин, предметы солдатского быта — алюминиевые кружки и котелки, фрагменты обмундирования — как нашего, так и немецкого, и даже личное оружие. Как например, пистолет ТТ. Есть и настоящий раритет — игрушечный солдатик из латуни, найденный в Ростовской области.
«Скорее всего, во время войны военнослужащий уходил на фронт, и ему ребенок подарил как талисман такого солдатика. В чем уникальность этот солдатика? Здесь пистолет- пулемет Шпагина — ППШ — стволом вниз. А послевоенные солдатики выпускались стволом вверх, приклад вниз», — прокомментировал руководитель военно-патриотического клуба «Север» Андрей Попов.
Следующий экспонат — тоже единственный в своем роде — осколок крупного артиллерийского снаряда буквально разрезал корень дерева глубоко под землей.
Найден в Калужской области, на печально знаменитой Зайцевой горе, где полегло около 100 тысяч красноармейцев. Большинство из них так и остались — безымянными.
– Отработали мы его на металлодетектор, зазвонил, начали делать раскоп — и в корневище дерева было попадание такого осколка. Поляна вся была в осколках.
Чтобы сохранить такие артефакты для истории и сделать их достоянием общественности, поисковикам пришлось не один месяц провести в экспедициях, перекопать и просеять тонны почвы.
В любую погоду — в дождь, слякоть, зной или холод, вооружившись лопатами, щупами и металлодетектором, они проводят свою разведку. Работа непростая, кропотливая, требующая аккуратности и большого терпения. Зачастую приходится, стоя по колено в воде, вычерпывать воду из раскопа. А еще подолгу жить в походных условиях.
«Физически нужно быть довольно подготовленным — как мужскому полу, так и женскому. Очень много приходится работать и лопатой, и мелкая моторика — совками, ножами — да, бывают дожди, очень трудно проводить раскопы во время дождей и после дождей», — отметил участник военно-патриотического клуба «Север» Сайпудин Абибов.
Земля неохотно отдает свои тайны. За несколько недель можно ничего не найти, а потом — обнаружить
«Меня это затянуло тем, что я помогаю людям находить бойцов, которых они потеряли, и у них есть надежда, что они вернутся к ним на родину», — рассказала участница военно-патриотического клуба «Север» Екатерина Волкова.
В сургутском военно-патриотическом клубе 24 следопыта — в основном это студенты и школьники, к поисковой деятельности подключаются и родители. Раскопки дело небезопасное — в земле нередко встречаются остатки боеприпасов. Перед тем, как ехать в экспедицию, курсанты проходят специальное обучение: как ставить палатку, пользоваться поисковым инструментом, и что делать, если наткнулся на гранату или снаряд.
«Если находим, то мы это не трогаем. Есть руководители, которые больше нас знают, для этого есть саперы — они уже с этим всем разбираются», — пояснила участница военно-патриотического клуба «Север» Екатерина Волкова.
Самая большая сложность — идентификация останков. Личность удается установить не более чем в 2% случаев. Обнаружить рядом с бойцом солдатский медальон, да еще в котором сохранилась личная информация о человеке — редкая удача. Во-первых, многие фронтовики просто не заполняли бланк, который вкладывался в капсулу — это считалось плохой приметой — к смерти, а если записку и находят, то прочитать ее уже невозможно. В последней экспедиции нашим югорским поисковикам крупно повезло. Удалось установить имя неизвестного солдата и передать останки его родственникам.
«Я возвращаюсь домой и думаю, что поработали мы хорошо и сделали очень много, но все равно остается чувство незавершенности, еще лежат в земле бойцы и ждут, когда их поднимут», — добавил Сайпудин Абибов.
С одной стороны время работает против поисковиков. С другой — появились новые технологии, которые помогают устанавливать имена фронтовиков и находить их родных — такие, как 3Д сканирование и ДНК-анализ. А главное — в обществе проснулся большой интерес к семейной генеалогии. Патриотические клубы получают огромное количество писем с просьбой отыскать воевавшего деда или прадеда.
«Я считаю, что каждый человек должен знать свою историю и помогать тем, кто не знает ее. Допустим, бабушкам помогать найти своих отцов — кто погиб на войне», — уточнил участник военно-патриотического клуба «Север» Владимир Мозжегоров.
Ради этого поисковики проводят свои каникулы и отпуска не на курортах, а в местах кровопролитных сражений. За последние годы сургутский отряд работал в Новгороде и Пскове, в Калужской области и Волгограде, в Крыму и на Дальнем Востоке. Новый поисковый сезон наши следопыты откроют сразу после майских праздников — на острове Сахалин.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале