Сургут может стать первым городом в России, где начали строить школы по концессии
15:33 29.01.2022
13786 просмотров
Сургут может стать первым городом России, где откроют школы, построенные по концессионному соглашению. Нам в спину дышит Нижний Новгород, где также завершается возведение подобного объекта по аналогичной схеме. Но, судя по заявлениям местной администрации, мы пока впереди: образовательное учреждение в 39 микрорайоне сдадут в эксплуатацию раньше. Чиновники собираются перерезать красную ленточку уже в феврале.
Сам механизм концессии для нашей страны в новинку. В 2018 году, когда полетели первые концессионные ласточки, никто толком не понимал, как это все будет работать. Уверен, многие из вас и сейчас не совсем осознают, что это такое и, собственно, что от нового механизма получат сургутяне?
Вот уж действительно: все новое — это хорошо забытое старое. Еще в 1838 году в Российской империи на средства концессионера проложили Царскосельскую железную дорогу. В 21 веке концессионные соглашения снова в тренде, и принцип этот используется при возведении социально значимых объектов. Например, школ.
Схема, если не вдаваться в юридические тонкости, проста ичем-то напоминает ипотеку. Концессионер, выигравший конкурс на заключение соглашения, на свои или заемные средства возводит школу. После окончания работ заказчик (администрация города) возвращает предпринимателю потраченные средства в течение определенного периода времени. Конечно, предприниматель может самостоятельно получать прибыль с возведенного объекта. Например, в школе могут быть отведены специальные помещения, где на коммерческой основе будут проходить дополнительные занятия для детей. Но когда речь идет о миллиардах, такой доход можно считать незначительным.
В Сургуте заключены 4 концессионных соглашения на строительство школ. Финансовая емкость проектов — более 8 миллиардов 600 миллионов рублей Но даже 4 соглашения — недостаточно. Для того, чтобы выполнить федеральную установку о переводе всех детей на обучение в одну смену, в Сургуте необходимо построить еще 22 общеобразовательных учреждения. Для строительства еще 22 школ в Сургуте потребуется около 44 млрд руб. Это сопоставимо с половиной годового бюджета Югры.
«Если же мы, например, растягиваем оплату на 13 лет, да, там, безусловно, появляются процентные платежи, которые тоже необходимо компенсировать инвестору, но такой платеж уже сокращается в годовом исчислении до нескольких сотен миллионов. На ту же школу на полторы тысячи мест ориентировочный платеж составляет порядка 320 миллионов», — пояснил заместитель главы Сургута Артем Кириленко.
При таких выплатах можно одновременно возводить не одну-две школы, а гораздо больше. Почему же тогда с 2018 года по концессии в Сургуте фактически построили только одну школу? И на этот вопрос есть ответ.
«Инвесторы не очень охотно шли в эти механизмы. Не готовы были участвовать. Им привычно было работать по обычным заказам, получать сразу свои деньги. Сейчас же они увидели, как это реализовывается. Инвесторов много. Все застройщики, которые у нас представлены в городе Сургуте, они все готовы строить социальные объекты по концессионным соглашениям», — говорит Артем Кириленко.
Более того, теперь застройщики, видимо, осознав все преимущества механизма концессии, сами становятся инициаторами проектов. В ноябре 2021 года поступила частная инициатива о строительстве школы в 38 микрорайоне на 1 500 учащихся.
Но не надо думать, что концессия применима исключительно к образовательным учреждениям. Школы мы взяли в качестве самого актуального для Сургута (и Югры в целом) примера. В 2022 году такую же схему планируют применить при возведении спортивных объектов: трех быстровозводимых залов и двух ледовых арен. В Сургуте по механизму концессии планируют возвести 5 спортивных объектов. Плановый срок заключения концессионных соглашений – I квартал 2022 года.
«Одно концессионное соглашение уже прошло стадию опубликования и готовится к подписанию в ближайшее время. По трем проектам идет процедура, так называемого, вывешивания. Один объект у нас на стадии переговоров. И еще один, шестой объект — мы ждем поступления частной концессионной инициативы», — уточнил Артем Кириленко.
Как — пока без подробностей — сообщают в администрации Сургута, один из предпринимателей изъявил желание вложиться в участок городской автомобильной дороги. Это наводит на мысли, что скоро концессия может стать главным способом возведения, строительства или реконструкции всего и вся.
«Если объект можно эксплуатировать и полностью окупить, те затраты, которые понес ивестор, например, это может быть по объектам коммунальной инфраструктуры, в России реализуются эти проекты по водоснабжению, теплоснабжению, то платежа с публичной стороны может вообще не быть. Он закрывается выручкой с населения», — добавил Артем Кириленко.
И еще один плюс концессии, который отличает ее, например, от привычной схемы «предприниматель построил — администрация выкупила» — дополнительная фильтрация потенциальных исполнителей. В аукционах по закону «О контрактной системе в сфере закупок» побеждает тот, кто согласится выполнить работу за наименьшую стоимость. В концессионном конкурсе можно прописать целый ряд условий. Например, предоставить портфолио из уже готовых объектов или подтвердить, что само предприятие не стоит на грани финансового краха и хватается за бюджетные миллионы, как за спасительную соломинку.
Сам механизм концессии для нашей страны в новинку. В 2018 году, когда полетели первые концессионные ласточки, никто толком не понимал, как это все будет работать. Уверен, многие из вас и сейчас не совсем осознают, что это такое и, собственно, что от нового механизма получат сургутяне?
Вот уж действительно: все новое — это хорошо забытое старое. Еще в 1838 году в Российской империи на средства концессионера проложили Царскосельскую железную дорогу. В 21 веке концессионные соглашения снова в тренде, и принцип этот используется при возведении социально значимых объектов. Например, школ.
Схема, если не вдаваться в юридические тонкости, проста и
В Сургуте заключены 4 концессионных соглашения на строительство школ. Финансовая емкость проектов — более 8 миллиардов 600 миллионов рублей Но даже 4 соглашения — недостаточно. Для того, чтобы выполнить федеральную установку о переводе всех детей на обучение в одну смену, в Сургуте необходимо построить еще 22 общеобразовательных учреждения. Для строительства еще 22 школ в Сургуте потребуется около 44 млрд руб. Это сопоставимо с половиной годового бюджета Югры.
«Если же мы, например, растягиваем оплату на 13 лет, да, там, безусловно, появляются процентные платежи, которые тоже необходимо компенсировать инвестору, но такой платеж уже сокращается в годовом исчислении до нескольких сотен миллионов. На ту же школу на полторы тысячи мест ориентировочный платеж составляет порядка 320 миллионов», — пояснил заместитель главы Сургута Артем Кириленко.
При таких выплатах можно одновременно возводить не одну-две школы, а гораздо больше. Почему же тогда с 2018 года по концессии в Сургуте фактически построили только одну школу? И на этот вопрос есть ответ.
«Инвесторы не очень охотно шли в эти механизмы. Не готовы были участвовать. Им привычно было работать по обычным заказам, получать сразу свои деньги. Сейчас же они увидели, как это реализовывается. Инвесторов много. Все застройщики, которые у нас представлены в городе Сургуте, они все готовы строить социальные объекты по концессионным соглашениям», — говорит Артем Кириленко.
Более того, теперь застройщики, видимо, осознав все преимущества механизма концессии, сами становятся инициаторами проектов. В ноябре 2021 года поступила частная инициатива о строительстве школы в 38 микрорайоне на 1 500 учащихся.
Но не надо думать, что концессия применима исключительно к образовательным учреждениям. Школы мы взяли в качестве самого актуального для Сургута (и Югры в целом) примера. В 2022 году такую же схему планируют применить при возведении спортивных объектов: трех быстровозводимых залов и двух ледовых арен. В Сургуте по механизму концессии планируют возвести 5 спортивных объектов. Плановый срок заключения концессионных соглашений – I квартал 2022 года.
«Одно концессионное соглашение уже прошло стадию опубликования и готовится к подписанию в ближайшее время. По трем проектам идет процедура, так называемого, вывешивания. Один объект у нас на стадии переговоров. И еще один, шестой объект — мы ждем поступления частной концессионной инициативы», — уточнил Артем Кириленко.
Как — пока без подробностей — сообщают в администрации Сургута, один из предпринимателей изъявил желание вложиться в участок городской автомобильной дороги. Это наводит на мысли, что скоро концессия может стать главным способом возведения, строительства или реконструкции всего и вся.
«Если объект можно эксплуатировать и полностью окупить, те затраты, которые понес ивестор, например, это может быть по объектам коммунальной инфраструктуры, в России реализуются эти проекты по водоснабжению, теплоснабжению, то платежа с публичной стороны может вообще не быть. Он закрывается выручкой с населения», — добавил Артем Кириленко.
И еще один плюс концессии, который отличает ее, например, от привычной схемы «предприниматель построил — администрация выкупила» — дополнительная фильтрация потенциальных исполнителей. В аукционах по закону «О контрактной системе в сфере закупок» побеждает тот, кто согласится выполнить работу за наименьшую стоимость. В концессионном конкурсе можно прописать целый ряд условий. Например, предоставить портфолио из уже готовых объектов или подтвердить, что само предприятие не стоит на грани финансового краха и хватается за бюджетные миллионы, как за спасительную соломинку.
Обсудить новости вы сможете в нашем телеграм-канале
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:
Комментарии: 3
Администрации стоит вспомнить еще один способ строительства - прямое финансирование из бюджета, который самый малозатратный, т.к. нет процентных платежей и страхования рисков инвестора. Видимо про этот способ чиновникам стоит напомнить звонком из Прокуратуры.
Если внимательно посмотреть на ипотеку, то квадратный метр там существенно дороже, чем при расчете сразу, т.к. за пользование чужими денежными средствами нужно платить, так и в концессии, школы бюджету будут обходиться дороже, а в выигрыше будет "кредитор". За эту схему сажать нужно, а не гордиться ей.
Жаль бюджет не резиновый - аппетиты всех участников схемы не сдюжит. В шоколаде окажутся отдельные первопроходимцы (как в финансовых пирамидах), а вот последователям придётся разгребать всё это наследство
НАВЕРХ